Русская линия
Украинская Православная Церковь, официальный сайт23.11.2006 

Обращение Священного Синода Украинской Православной Церкви

Обращение Священного Синода Украинской Православной Церкви к Президенту Украины Виктору Ющенко, главе Верховной Рады Украины Александру Морозу и народным депутатам Украины, Премьер-министру Украины Виктору Януковичу и Правительству Украины, к верным чадам Украинской Православной Церкви и к тем, кто находится вне спасительной ограды Православной Церкви в Украине, ко всем гражданам Украины, кому не безразлична судьба Украинского Православия — неотъемлемой составляющей нашей самобытности и основного исторического фактора создания государства Украины

Глубокоуважаемое руководство Украины, любимые о Христе братья и сестры, дорогие соотечественники!

Исполнилось 15 лет с тех пор, как Украина стала независимым государством и как суверенная страна вошла в семью народов мира. Исполнилось и 16 лет с тех пор, как Православная Церковь в Украине, что ведет свою историю от Владимирового Крещения, получила новый канонический статус, будучи реорганизованной из Украинского Экзархата в Украинскую Православную Церковь. На сегодня Украинская Православная Церковь (именно такое, согласно уставными документами, ее официальное название), — это самоуправляющаяся Церковь с правами широкой автономии «независимая и самостоятельная в своем управлении», как о том говорит Патриарший Томос от 27 октября 1990 года. Украинская Православная Церковь, возглавляемая ее Предстоятелем Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всей Украины, насчитывает более одиннадцати тысяч приходов, объединенных в 35 епархий, охватывая все области Украины и АР Крым, несет свою спасительную миссию «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4.12).

Украинская Православная Церковь, среди религиозных организаций, зарегистрированных в Украине как «православные церкви», — единственная, которая является собственно Церковью в евангельском, святоотеческом, православно-канонически-экклезиологическом значении этого слова. В отличие от других так называемых «православных церквей», она, имея апостольскую преемственность рукоположения епископата, хранит невредимым завещанное Господом нашим Иисусом Христом и Его учениками-апостолами учение. Установленные Богом Таинства, которые даны нам как средства спасения, являются действительными и действенными лишь в церковном ограждении Украинской Православной Церкви. Свидетельством тому является единодушие в этом вопросе всей Вселенской Православной Церкви, всех Поместных Автокефальных и Автономных Церквей мира. Как есть один Бог — основатель Церкви, так есть на сегодня в Украине и одна Православная Церковь — неотъемлемая часть Всеправославного церковного света. Это аксиома.

Приближается 15-я годовщина Архиерейского Харьковского Собора, Собора, на котором Украинская Православная Церковь избавилась от позорных последствий тоталитарного советского прошлого. Руководствуясь велением апостола Павла: «извергните развращенного из среды вашей» (1Кор.5.13), она очистилась, лишив предстоятельских прав, человека, который в результате своего запятнанного прошлого стал не в состоянии выполнять обязанности кормчего церковного корабля при новых условиях социального уклада независимого государства. Однако, будучи «твердым, даже деспотическим лидером, очень опытным политиком, непревзойденным мастером политической интриги» [1], этот человек, блудливо использовав национально-патриотические настроения, вывел из церковного ограждения УПЦ часть верующих, совершила раскол, создав для себя вопреки действующему законодательству [2] новую религиозную организацию — «Украинскую Православную Церковь — Киевский Патриархат». За такую деятельность он был лишен сана не за убеждения, а за преступления против Церкви, что оказались в сознательном грубом нарушении Священных Канонов" [3]. Именно прежний Предстоятель, через свою деструктивную антицерковную деятельность, в то время сделал невозможным усовершенствование канонического статуса УПЦ путем постепенного осознания всем православным обществом целесообразности и необходимости такого процесса.

Свое отношение к новой псевдоправославной организации главы и представители всех Поместных Православных Церквей мира выражали неоднократно. Суть их сконцентрирована в одном коротком высказывании Святейшего Константинопольского Патриарха Варфоломея: «Филарета никто не признает как архиерея» [4], а «без епископа нет Церкви…» (Св. Игнатий Богоносец). Апостольская преемственность является основным условием настоящего церковного бытия. Без нее ни одна Поместная Церковь не может быть участницей церковной Полноты, потому что теряет дары Пятидесятницы, посланные через харизматический епископат в таинствах Церкви. Православие не знает высших гарантий церковного единства, кроме единства иерархии. Проявляясь в единственной благодатно-сакраментальной жизни, единство иерархии становится сущностным выражением соборности как наиболее универсальных качеств Церкви, что отвечает универсальности дела Христова.

К сожалению, на Украине исполняются слова Христа: «Имея глаза — не видите, и имея уши — не слышите» (Мк.8.18). Однако, помня и другие Его слова: «стучите — и отворят вам!» (Лк.11.9), мы полагаем необходимым еще раз напомнить всецерковную позицию относительно этой организации религиозной окраски, декларированную представителями Поместных Православных Церквей — участников празднования 40-летия служения, архипастыря Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всей Украины, 8−9 июля 2006 р.:

«Украинская Православная Церковь, как и все Православные Церкви мира, живет по своеобразной конституции — канонами, то есть правилами уклада внутренней и внешней жизни, сформулированными святыми апостолами, Вселенскими Соборами и принятыми для всецерковного обязательного потребления. Во время нарушения канонического уклада нарушается и церковная дисциплина, а это, в свою очередь, ведет к появлению расколов, ересей, деструктивных и тоталитарных сект, в результате чего страдают существенные свойства Церкви: единство, святость, каноническая апостоличнисть (что и случилось на Украине).

В мировом Православии не существует так называемого „Киевского Патриархата“, а его руководителя — „патриарха Филарета“ (Денисенко Г. А.) никто не считает иерархом. „Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.“ (Гал.6.3). УПЦ-КП существует как организация, которая была искусственно создана в 1992 г. при активной поддержке светской власти и с грубым нарушением священных канонов…

Она вывела себя из спасительной ограждения вселенского Православия, и является на сегодня организацией возглавляемой светскими людьми в священнической одежде. „УПЦ — КП“ отошла от норм, которые определяют собрание верующих как Православную Церковь, что своим началом имеет Господа Иисуса Христа. Она лишена законной иерархической структуры и апостольского преемства. Эта организация является не церковным, а общественным новообразованием с религиозной окраской, в котором совершение „священнодействий“ потеряли свою сакральную сторону, стали безблагодатными, не действительными и неспасительними» [5]. Те, кто совершают такие «священнодействия», являются никем иным как кощунниками, которые возводят хулу на Святого Духа и соблазняют верных. А за такой грех «не будет прощения вовек» (Мк.3.29), и «лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской….» (Мф.18.6).

Приведенное выше разъяснение является основой текста данного обращения.

К принятию и обнародованию этого документа побуждают систематические и настойчивые потуги Президента Украины, направленные на «сотворение» единой Поместной Украинской Православной Церкви. Заявления о такой необходимости звучат все чаще и становятся предметом церковно-политических спекуляций, как это происходило вокруг п. 14 «Универсала Национального Единства».

В своем ежегодном послании Парламенту Президент, в частности, говорит: «Не могу обойти наиболее чувствительную для общества проблему религиозной сферы — неестественное разъединение православных церквей Украины. Неопровержимой является необходимость преодоления существующих между наибольшими православными юрисдикциями противоречий и утверждения единственной поместной соборной первоапостольной православной церкви. Безусловно, ее становление рассматривается в общем контексте развития и утверждения национальной идентичности украинцев. Ввиду стратегического значения этого вопроса, государство вправе им активно заниматься и, не вмешиваясь во внутренние церковные дела, способствовать его решению"[6].

Украинская Православная Церковь безусловно разделяет эту обеспокоенность, она поддерживает президентскую инициативу и готовая к такой работе с активным привлечением к этому процессу своих представителей. Об этом говорилось многократно, как в официальных документах, так и во время личных встреч, была бы на то добрая воля и восприятие реалий в русле здравого смысла сторонами, которые отошли от канонического единства. Однако из текста документа мы видим непонимание автором природы Церкви Христова и природы раскола украинского Православия.

Стоит осознать, что в Украине не существует трех ветвей Православия, как об этом иногда говорят. Не существует трех Православных Церквей или юрисдикций, которые враждуют между собой. Церковью Христова в Украине является лишь Украинская Православная Церковь. Остальные — это миряне этой же Церкви, которые имеем надежду, временно то ли по собственной воле, или будучи соблазненны, находятся вне ее границ и лишенные полноценного благодатного евхаристического общения со всем Православным миром. Одно дело юридически зарегистрироваться и называть себя Церковью, другая — быть ею в действительности. «Вне Церкви нет спасения», — говорит священномученик Илларион (Троицкий), повторяя слова святителя Киприана Карфагенского. Эту страшную и большую истину стоит осознать и, считая себя верующими людьми, не идти гиблым путем гордыни, прозябая в ней и уподобляясь «неправдомовцю и отцу неправды» (Др. 8, 44) «які не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилье» (Иуды. 1, 6).

Всем известная притча Спасителя о домах на песке и на камне (чудес.: Мф. 7, 24−27). Похоже, что именно такая ситуация складывается и с построением Единственной Поместной Украинской Православной Церкви. Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день есть уже крепкий фундамент для этого здания — Украинская Православная Церковь, канонический статус которой, согласно с решениями Архиерейских Соборов Кириархальной Церкви может постепенно совершенствоваться.

Утверждение и перестройка в Украине Поместной Церкви возможная исключительно, отмечаем это слово, исключительно на твердом камне — на базе Украинской Православной Церкви, путем совершенствования ее канонического статуса, в результате успехов в преодолении раскола и его следствий. Единство и быстрое достижение этой цели зависит не так от священноначалия и иерархов УПЦ, которые порочно упрекают в нежелании утверждения Поместной Церкви в Украине, как от тех, кто сегодня нарушил это единство, а еще в большей степени от государственных мужей, которые поддерживают раскольническую деятельность и потакают ей.

Статус, которого может приобрести Украинское Православие должен быть в консультативном порядке согласованным через Кириархальну Церковь со всеми Поместными Церквами. Должно быть достигнутое единодушие в этом вопросе. Об этом говорится в третьем пункте Определения «Про Украинскую Православную Церковь» Ювилейнного Архиерейского Собора РПЦ, что проходил 13−16 августа 2000 г.

Со своей стороны, УПЦ предпринимает существенные шаги в этом направлении. Значительными являются ее достижения за последние 15 лет независимого бытия под руководством Блаженнишого Митрополита Владимира. Эти достижения добыты ее внутренним потенциалом она продемонстрировала всему Православному миру во время празднования юбилеев — 70-летие от Дня рождения и 40-летия епископского служения своего Предстоятеля. В чествовании нашей Церкви и ее Главы приняли участие Предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей. Единственным, кто остался безразличным и не отозвался по приглашению, был тот, кто больше всех говорит о необходимости утверждення единственной Поместной Православной Церкви в Украине. Празднованием в Киеве на всеправославному уровни Юбилеев Предстоятеля УПЦ Президенту Украины предоставлялась уникальная возможность встретиться с представителями всего православного мира, вести консультации, изложить свои желания и виденья судьбы украинского Православия, продемонстрировать реальную заинтересованность государственной власти в вопросе урегулирования его канонического статуса, продемонстрировать достигнутый уровень добрых взаимоотношений Церкви и государства, который является первым залогом успешного решения поставленного вопроса. Такого шага Президент Украины не сделал.

На данном этапе развития церковного вопроса относительно единства православных в Украине представителям власти стоит осознать: не от иерархов зависит успешное его решение, а от того, как церковный народ через призму своего духовного виденья воспринимает то, что за него пытаются решить политики. Если каждая православная душа почувствует искренность намерений и слов государственного мужа, подкрепленных добрым делом в интересах Церкви, то она ответит взаимностью. Но если она почувствует лукавство и желание использовать ее в чьих-то целях — результата не будет, а получим лишь категорическое противостояние и исключительное невосприятие навязываемой идеологии.

Государство хочет Поместного статуса украинскому Православию. А каким статусом украинское Православие владеет сегодня в Украине? Какой внутриукраинский статус предоставило государство Православию?

Утверждение Поместной Церкви не может быть односторонним актом выполнением воли власть предержащих. Заинтересованной в достижении того статуса, какой бы помогал церковной миссии, должно быть и Церковь, чего, к сожалению, сегодня в Украине не наблюдается. Взаимоотношения между Церковью и государством далекие от гармоничных, далекие от тех, которые способствовали бы ускорению претворения в жизнь идеи Поместной Церкви. В первую очередь это касается затягивания и нежелания предоставить Церкви статуса юридического лица, в результате чего Церковь не может стать владельцем имущества, которым пользуется, и тем, которое возвращается религиозным организациям, которые входят к ее составу. Острую конфликтогеннисть хранит норма устаревшего Закона Украины «Про свободу совести и религиозные организации» относительно поочередного использования культовых сооружений (ст. 17). Данное положение создает условия для фактической зависимости религиозных организаций от предвзятой позиции местных органов власти и постоянно провоцирует межцерковные конфликты и столкновения (см. Дополнение). Не ввиду того, что было выдано уже несколько Указов Президента Украины и Кабинета Министров Украины относительно поверення религиозным организациям церковного имущества и преодоления следствий политики прежнего СССР относительно религии, ни один из принятых нормативных актов в полном объеме не выполнен.

Предстоятеля Украинской Православной Церкви не допускают к богослужению в исторически кафедральный собор Киевских митрополитов — Святую Софию Киивску. Кафедральный Свято-владимирский собор и резиденция Предстоятеля УПЦ по-разбойничьему заняты раскольниками в 1992 году содержатся ими и до сих пор не возвращенные Церкви — их законному владельцу. Государство остается глухим и к многочисленным просьбам относительно провозглашения Дня памяти св. Равноапостольного большого киевского князя Владимира (28 июля) государственным праздником. Не получено, не ввиду их официального характера, ответы на ни одно из Обращений и Заявлений Священного Собора или Синода УПЦ по тому или другому вопросу. Примером пренебрежительного обращения со стороны государства к православным и их религиозных убеждений и чувств стал привоз в Украину в настоящее время покойного понтифика Павла Ивана II и не обосновано пастырской целесообразностью перенесения с Львова до столицы Украины золотоверхого Киева — осидку униатов — сугубо регионального явления Западной Украины. Церковь остается неуслышанной во многих вопросах внешней и внутренней жизни. И именно в таком состоянии непозитивного отношения к ней государства от нее же требуют продвижения к желаниям государства! Есть ли это логическим? Нормальным ли является со стороны Президента Украины называть «натюрмортом» возложение цветов к памятнику князю Владимиру главами и представителями конфессий?

УПЦ не имеет доступа к школе и средствам массовой информации, систематически шельмует пригоршнею националистов и относится в идеологические границы меншовартости. Но не ввиду этого, как Церковь своего народа, она всегда призывала, призывает и будет призывать к единству Православия, поскольку ненормальный состояние разделения отвлекает внимание и распыляет силы на внутреннюю, никому не нужную борьбу и вражду. Вместо этого необходимо совместными усилиями решать вопрос своей прямой миссии — евангелизации украинского общества, активизировать социальную, благотворительную и просветительскую деятельность, а не упрекать друг друга в непатриотичности или доводить кто из нас больший украинец, необходимо показывать веру свою от дел своих (чудес.: Как. 2: 18).

Само государство, желая иметь Поместную Украинскую Православную Церковь, стесняется в своих законодательных нормативных актах именовать себя православной, стесняется отметить особенную роль Православия в собственном же становлении и тысячелетнем процессе создания государства Украины. Для того чтобы в Украинской Православной Церкви, у всей нее Полноты вызрело и пришло в действие желание приобрести статус автокефальной, необходимо, по крайней мере законодательно урегулировать особенный статус Православия в Украине. Государство должно сказать: «Я православная», — и тогда приобретение статуса Поместной с включением к диптиху будет закономерным, логическим, исторически и канонически обоснованным.

К явлениям, которые не способствуют взаимопониманию между государством и Церковью в этом вопросе принадлежит и практика, когда к участию в том или другом событии государственного уровня, которое происходит при участии Президента Украины, приглашаются главы и представители «традиційних для Украины» конфессий и религиозных организаций. Негативная сторона этой, безусловно, полезного соучастия государственного и религиозного руководства в многообразных мероприятиях сегодня оказывается нажаль, в желании свести ее к уровню общей молитвы и к общему участию в свершении обрядов или священнодействий, как-то панихиди, молебны, привозы Благодатного огня. Инициатором таких общих, сугубо религиозных, или светских мероприятий, протокольной частью которых является религиозная составляющая, выступает светская сторона, нередко лица из окружения Президента Украины. Именно таким способом, поставив на один уровень с иерархией канонической Церкви, отдельные личности, которые симпатизируют «неканонічним православным», желают вывести их из безблагодатного состояния самоизоляции и церковной неполноценности, через СМИ показать Украине их молитвенную равнозначность, сведя разницу лишь к юрисдикционной принадлежности. Неучастие Предстоятеля УПЦ в подобных мероприятиях трактуется как его личная прихоть и нежелание молиться за Украину. Однако эта инсинуация далекая от истины. Чуть ли не ежедневно Блаженниший Митрополит Владимир звершуе Божественную литургию и как Предстоятель Канонической Украинской Православной Церкви подносит за каждым богослужиням свои, по мере благодати поданной ему Богом, молитвы за Украину, за наш стражденний украинский народ, который, безусловно, достоин лучшей жизни, и за власть, основной целью деятельности которой должно быть улучшение уровня этой жизни.

Предстоятелю УПЦ в вышеуказанных мероприятиях невозможно принимать участие в связи с решением Священного Синода УПЦ, принятым на основании церковного права, которого УПЦ безусловно придерживается, будучи Церковью Апостольской[7]http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835. 10-то Апостольское правило говорит: «Якщо кто-то с отлученным от общения церковного помолится, хоть это было даже и в доме: такой пусть будет отлучен»; 11-то Правило Святых Апостолов говорит: «Якщо кто-то, из тех, кто принадлежит к клиру, с отлученным помолится: пусть будет отлучен». Об этом же идет речь и в 45-м и 65-м Апостольских правилах, 2-у правиле Антиохийского и 33-у Лаодикийского соборов.

В свету последних событий создается впечатление, что, собственно, не единственная Поместная Церковь нужна тем, кто так часто говорит о ее утверждении, а лишь реабилитация и легализация «філаретівщини», как метко назвал народ «УПЦ — КП».


Украинская Православная Церковь имеет свое виденье становления в Украине единства и помисности. Об этом она говорит на протяжении уже 15 лет, но ее голос так и остается «vox clamantis in deserto"[8] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835.

Еще 8 декабря 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженниший Митрополит Владимир выразил предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ-КП с целью преодоления церковного раскола в Украине.

Священный Синод выразил надежду, что, со своей стороны, УАПЦ и УПЦ-КП обнаружат добрую волю в этом благом намерении, поддержав это решение, счел возможным немедленное начало ведения такого диалога при следующих условиях[9] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835:

1. Прекращение насилия со стороны сторонников «Української Православной Церкви — Киевский Патриархат» относительно Украинской Православной Церкви.

2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений.

3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.

4. Без участия прежнего митрополита Филарета (Денисенко) — поскольку он не является членом Церкви, будучи отлученным от нее.

Эти четыре необходимы для начала и нормального ведения диалога условия остаются базовыми и в настоящее время.

Позиция священноначалия УПЦ относительно последующего канонического статуса Украинской Церкви осталась неизменной с 1993 года, когда она была изложенная у Зверенни Священного Синода УПЦ. Повторимо ее и сегодня: «Ми также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей, но идем к этому каноническим путем"[10] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835.

В марте 2005 года мы в очередной раз обращались к епископату, духовенству, монашеству, верным Украинской Православной Церкви, а также к братьям и сестрам, которые находятся вне церковного единства со Вселенским Православием. В Обращении было изложено виденье Украинской Православной Церковью последующего развития церковно-государственных и межконфессиональных отношений. Просим и сегодня, во имя Господа нашего Іисуса Христа, ради единства и мира нашей родной Церкви и Украины, ради собственной вечной жизни, ради того, чтобы не стать посмиховиском для будущих поколений и негативным примером в учебниках церковной истории, переборов собственный эгоизм и гордыню, а иногда и просто обычное неведение, вернитесь в лоно Матери Церкви. Двери наших сердец открыты навстречу вам. Помним, что нет греха, какого бы не простил Господь, какого бы Церковь не покрыла своей любовью. Проповедью покаяния начал свое служение Предтеча Господний Иоанн. Его словами призываем вас и мы для урегулирования церковного неустрой в каноническом, Богом, святыми апостолами и святыми отцами установленному порядку. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее мы вместе единственными устами и единственным сердцем сможем воспевать Господнее Имя…

Покаяние, к которому призывает Святая Церковь тех, кто отошел в раскол, — это не унизительная процедура вымаливания прощения, как это кто-то себе, возможно представляет. Покаяние мирян это признание перед Богом собственного несовершенства, которое повлекло отдаление от Бога и от Его Церкви. Покаяние «ієрархів» — это признание перед всей Церковью, а в первую очередь перед своими же верными собственной вины, которая сделала их «сліпими вождями слепых» (Мф. 15, 14).

Есть принципиальные экклезиологические моменты, которыми нельзя пренебрегать. Те сегодняшние «єпископи» но «духовенство», которые отошли от Церкви, не могут быть принятыми «сущому сане», который добыли в расколе с уже зазаначених выше причин. Однако они могут быть возобновлены в том сане, в котором были до отхода в раскол.

Украинская Православная Церковь смотрит на тех кто в расколе не как на врагов, а как на заблудших братьев, которым необходимо помочь вернуться в лоно Святой Вселенской Православной Церкви. Эти слова от частоты их повторения, кое-кто может назвать банальными, однако в каждого, кто себя считает верующим, рано или поздно такое время наступит, когда он появится перед реальностью их правоты и фатальности своего положения.

Сегодня мы имеем реальный шанс начать свободный диалог между православными христианами Украины относительно достижения церковного единства на основе сурового соблюдения церковных правил. Только каноническое единство Украинского Православия может стать основой получения Украинской Православной Церковью надлежащего канонического статуса.

«Церква ожидает тех, кто пошел. Ожидает, чтобы они вернулись.
И тогда будет Единственная Церковь…»


[1] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835 Межконфессиональные и государственно-церковные отношения в Украине на фоне событий 18 июля 1995 г. Фонд поддержки исследований в отрасли национальной безопасности. С. 3. (машинопись) // Архив Киевской митрополии.

[2] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835 См. «Записку» на имя Президента Украины Л. Кравчука председатели Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины Н. Колесника о нарушении положений действующих Уставов УАПЦ и УПЦ при образовании религиозной организации «УПЦ — КП».

а) 20 июня 1993 года Генеральный прокурор Украины Виктор Шишкин на основании юридического анализа акта создания «УПЦ — КП», который сделал президент украинского законодательного учредительства, народный депутат Сергей Головатий, вынес протест «7−55 892, согласно с которым регистрация «УПЦ — КП» признана незаконной. Протест был отклонен, Генеральный прокурор снят с должности, коллегию Генеральной прокуратуры розпущено // Вестник пресс-службы УПЦ «50 (ноябрь 2005 г.).

б) Протест Генеральной прокуратуры Украины на постановление Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины от 20.07.92 «Про изменения и дополнения к Уставу об управлении Украинской автокефальной православной церкви». Протест отклонен согласно с указанием Президента Украины Л.Кучми.

[3] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835 Послание Архиерейского Собора РПЦ духовенству и верным Украинской Православной Церкви // ЖМП. — «8. — 1992. Официальная часть. С. XI.

[4] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835Доповідна записка вице-премьер-министра Украины М. Жулинского Президенту Украины Л. Кравчуку по результатам визита к Константинополю. 29.10.1993р.

[5] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835 Обращение Освященного Собора Преосвященних Архипастырей Православной Церкви — участников празднования 40-летия служения, архипастыря Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнишого Владимира, Митрополита Киевского и всей Украины, к Президенту Украины В. Ющенко, Правительства Украины, Головы Верховной Рады Украины Александра Мороза и депутатов Верховной Рады Украины. 9 июля 2006 г., Киев, КПЛ // Архив канцелярии Киевской митрополии.

[6] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835 В. Ющенко. «Про внутреннее и внешнее положение Украины в 2005 году». Ежегодное послание Президента Украины в украинский Парламент произнесено, 9 февраля 2005р. // http://www.president.gov.ua/news/data/11_6001.html

[7] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835 Журнал заседания Священного Синода УПЦ от 22.11.2006 г.

[8] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835 «Голос вопиющего в пустыне» (Лат.)

[9] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835 Журнал «13, заседание Священного Синода УПЦ от 8 декабря 1992 р.// Архив канцелярии Киевской митрополии.

[10] http://www.orthodox.org.ua/ru/node/835 Обращения Священного СИНОДУУПЦ к православному духовенству, монашества и мирян Украины. 27.07.1993р.// Архива канцелятии киевской митрополии.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика