Русская линия
Новый Петербургъ Елена Краснова10.08.2006 

Юрий Григорович в компании «Спартака», «Корсара» и других
На сцене Мариинского театра с двухнедельными гастролями выступает Краснодарский театр балета Юрия Григоровича

Краснодарская труппа приехала в наш город уже третий раз. Гости представят шесть балетов — «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Корсар», «Легенда о любви», «Лебединое озеро» и «Дон Кихот», причем три последних в исполнении Театра Григоровича петербуржцы увидят впервые. В четырех «Лебединых» (Одетта-Одиллия), двух «Дон Кихотах» (Китри) и одном «Корсаре» (Медора) участвует известная балерина, бывшая солистка Мариинского и Большого театров Анастасия Волочкова. Её партнером в спектаклях будет солист Мариинского театра Евгений Иванченко. Гастроли, которые в этом году посвящены 60-летию творческой деятельности Юрия Григоровича, организованы петербургским Продюсерским центром Владимира Смолкина.

Ни прекрасная погода, ни духота в общественном транспорте, ни цены на билеты, которые нельзя назвать общедоступными, не останавливают страждущих посмотреть спектакли — зал полон. Это ли не дань признания знаменитому российскому хореографу Юрию Николаевичу Григоровичу?

Имя Юрия Григоровича петербуржцам, интересующимся балетным искусством, вероятно, знакомо лучше, чем кому бы то ни было. Григорович закончил Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой (ныне — Академия русского балета), затем 18 лет был солистом Кировского (теперь — Мариинского) театра, на этой же сцене осуществил свои первые хореографические работы — «Каменный цветок» на музыку Сергея Прокофьева и выдающийся балет на музыку Арифа Меликова «Легенда о любви», который, при условии хорошего исполнения, производит огромное впечатление своей драматической силой.

Как водилось в советские годы, всё лучшее и всех лучших «со всей Руси великой» забирала Москва. Вот и Юрий Григорович оказался в Большом театре, где за 30 лет создал несколько балетов, в том числе шедевры «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна и «Иван Грозный» на музыку Сергея Прокофьева, и сделал новые хореографические редакции классических балетов, в том числе «Спящей красавицы», «Лебединого озера», «Жизели» и других. Это было время наивысшего художественного расцвета балетной труппы Большого, завоевания ею мирового признания и авторитета. Более 90 раз труппа Большого театра под руководством Юрия Григоровича совершала международные турне, завоевывая славу русской классической школе балета. Именно в тот период родилось у Владимира Высоцкого известное стихотворение с фразой о том, что «в области балета мы впереди планеты всей».

Однако в 1995 году Юрий Григорович покидает Большой театр и создает в Краснодаре свой Театр балета. В возрасте 68 лет. С нуля. Сейчас, 11 лет спустя, в репертуаре театра 17 балетов, в его труппе — солисты мирового класса, кстати, «взращённые» Григоровичем и — снова международный успех. Театр Григоровича — единственный в мире, обладающий всеми постановками своего выдающегося создателя. Кроме Театра балета, в Краснодаре благодаря стараниям Григоровича теперь есть и театральные мастерские, и даже балетное училище, и артисты кордебалета, и некоторые солисты — его воспитанники.

— Наша труппа программно создавалась как коллектив академического направления, и мы с годами восходили по этим ступеням, стремясь соответствовать и великим теням прошлого, и по возможности, развивать традицию, — классика ведь тоже должна активно соотноситься с днем сегодняшним, в ней необходимо открывать новые ресурсы смысла и красоты, — говорит знаменитый балетмейстер о своем новом театре.

А вот что думает Юрий Николаевич о постановках так называемых современных балетов в Большом и Мариинском театрах: «Поиски современного танца естественны и нормальны. Разные системы свободного танца возникали во всем мире. Хорошо, что они возникали, ведь театр — это и музей, и лаборатория одновременно. Танцовщики, имеющие классическое образование, с лёгкостью освоят современный танец. Но у нас часто ставят те современные балеты, которые на Западе больше не идут, — там уже „переболели“ этим. Думаю, что все эти балеты могут присутствовать в репертуаре (если публика на них ходит), но наше главное достояние — классический балет, и его необходимо сохранять.

После своего ухода из Большого театра я не работал там 10 лет. Сравнивать труппу Большого периода моей там работы и сегодняшнюю — очень трудно, ведь каждый артист живет в своём времени. Что касается современной мариинской труппы, я её просто не знаю. А Большой театр сейчас на перепутье, так же, как и страна, — мы еще не нашли своего пути».

И вот петербуржцы — свидетели очередного проявления таланта Юрия Григоровича. Знаменитый «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна открывал гастроли (либретто Григоровича по мотивам романа Рафаэлло Джованьоли и сюжетов древней истории, сценограф-постановщик Симон Вирсаладзе), за создание которого Юрий Григорович в 1970 году получил Ленинскую премию. «Спартак» — прекрасный образец современной хореографии. Думаю, так можно сказать, потому что создан он был нашими современниками, да и характер танцев заметно отличается от хореографии старинных балетов.

Следующими «гостями» стали «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева (либретто Григоровича по трагедии Шекспира, сценограф — Симон Вирсаладзе). «Ромео и Джульетта» — во всех отношениях очень яркий спектакль. Трогательная, хрупкая Джульетта, под стать ей Ромео, изумительные сцены дуэлей, роскошные «исторические» костюмы, выражаемые танцем сильные чувства — всё это подано красиво и элегантно.

К своей постановке «Лебединого озера» на музыку Чайковского либретто по мотивам сценария Бегичева и Гельцера Григорович написал сам. Хореограф неоднократно, в разных театрах мира, обращался к этому сочинению и внес в его сценическую интерпретацию новаторские черты, в результате чего героем балета становится не только Одетта, но и Принц Зигфрид. Спектакль, прежде всего, о нем, о противоречиях его мятущейся души, неумолимости преследующего его Рока.

«Легенда о любви», сменяющая «Лебединое», вполне может соперничать с ним по силе и драматизму. Музыку к балету написал Ариф Меликов, а либретто по мотивам восточных легенд — Назым Хикмет и сам Григорович, он же — хореограф-постановщик. Мировая премьера «Легенда о любви» состоялась в 1961 году в Ленинграде, на сцене Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, ныне Мариинского. Спектакль сразу стал художественной сенсацией и продолжает ею оставаться. Однако постановка краснодарцев отличается от той версии балета, которая идет в Мариинском театре.

Знаменитый балет Людвига Минкуса «Дон Кихот» по роману Мигеля Сервантеса второй век не сходит с мировых подмостков. В основе либретто — лишь один эпизод, в котором рыцарь «печального образа» Дон Кихот, странствующий в сопровождении верного оруженосца Санчо Пансы, совершает добрый поступок, помогая молодым влюбленным Китри и Базилю, вопреки воле отца девушки, обрести свое счастье. В этом балете, впервые поставленном Петипа, — много жизнерадостных и разнообразных танцев. Краснодарский спектакль впитал в себя всё лучшее из хореографии, что имел балет за свою долгую историю. В исполнении артистов театра Григоровича и яркой сценографии Николая Шаронова «Дон Кихот» предстанет перед петербургскими зрителями впервые.

Заканчивает гастроли балет Адольфа Адана «Корсар» на основе композиции Мариуса Петипа. Хореограф-постановщик, разумеется, Юрий Григорович. Либретто Вернуа де Сен-Жоржа и Жозефа Мазилье в редакции Григоровича. В спектакле действуют экзотические герои — морские разбойники (корсары) и бесстрашная подруга их предводителя; в нем кипят страсти — благородные и низменные, и любовь, которую приходится отстаивать и защищать. Новая хореографическая редакция «Корсара» сделана Григоровичем на основе композиции Петипа специально для своего театра. Восхитительные декорации Шаронова — огромные бушующие морские волны, в которых пытается удержаться на плаву корабль, мачты «гнутся и скрипят», трепещут надутые паруса — приумножают успех спектакля. Солист — лауреат международных конкурсов Денис Матвиенко.

Спектакли завершаются искренними овациями, и на радость зрителям каждый раз на поклоны вместе с солистами в элегантном белом костюме выходит Юрий Григорович, слова которого, определяющие кредо его театра, хочется привести полностью: «Мы пытаемся по мере сил благоприятствовать классическому направлению в современном театре. Приветствуем всё новое, но вглядываемся в него с высокого берега классического балета, который Игорь Стравинский так верно назвал „торжеством порядка над произволом“. Отсюда наши нынешние намерения — показать классический репертуар, как он понимается и воссоздается в краснодарской труппе».

В гастролях участвуют ведущие солисты Театра балета Юрия Григоровича: Александра Сивцова, Татьяна Владимирова, Анна Жукова, Мария Жук, Денис Владимиров, Инь Даюн, Сергей Баранников, Владимир Ярошенко, Алексей Шлыков. Из главных приглашенных солистов в этом году, помимо Волочковой и Иванченко, обладатель Гран-при Х Московского международного конкурса артистов балета и хореографов Денис Матвиенко. Дирижирует всеми спектаклями Александр Лавренюк.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика