Русская линия
Русская линия Юрий Крупенич08.08.2006 

Чем ответить «доктору» Геббельсу?

Калининградский российский эксклав не первый год изолирован от основной части России. В силу объективных причин многие калининградцы оторваны от культурных и духовных традиций Родины, теряют свои национальные корни, утрачивают духовно-нравственные ориентиры. Особенно это касается молодежи, которая учит жизнь по учебникам истории, переписанной в «демократические» времена до неузнаваемости. В то же время калининградцы испытывают мощный прессинг западной культуры, зачастую основанной на пропаганде самых низменных человеческих страстей.

В крупных книжных магазинах на видных местах лежат увесистые тома с многозначительными названиями «Гитлер», «Геббельс», «Гиммлер», «Геринг», бульварные романы, триллеры, детективы. «Цветы» сепаратизма исподволь произрастают на территории самой западной российской области. К примеру, часто употребляемое слэнговое название города Кениг вместо Калининград вошло в частое употребление. Местный бизнес нередко использует это словечко в своих официальных названиях. В городе растет число вывесок на иностранных языках, появление которых не стыкуется с областным законом о защите русского языка на территории региона. Любителей немецкой культуры собрал под свою крышу Немецко-Русский дом на улице Ялтинской. Фактически вся восточно-прусская поэзия переведена на русский язык местными писателями «демократической» направленности. Никто и не против, мы — за взаимодействие культур. Хотя в этом деле должен соблюдаться определенный баланс. На каждую книгу восточно-прусской поэзии следует выпускать книгу калининградского поэта. Однако местному литератору издаться в Калининградской области трудно. В этом одностороннем движении «окультуривания» калининградцев беспокоит главное. Мы в основном экспортируем западные духовные ценности и мало импортируем свою культуру. Поэтому отрицательное «сальдо» не может не настораживать при оценке формирующегося культурного слоя в Калининградской области.

Сошлюсь на собственный опыт. Только раз удалось прорваться со своим рассказом «Пианино старой работы» на немецкий читательский рынок с помощью одного частного журнала. В ответ получил хорошие отклики из Германии, но на этом все и закончилось. Немецкая государственная машина не одобряет приход русских на страницы тамошних изданий. У нас же полки книжных магазинов заставлены иноземщиной, В таком случае рядом в противовес должны находиться патриотические издания. А пока же Геббельс фактически пропагандируется на западе России во всей «красе», а произведений отечественных писателей-фронтовиков не найти. Явный непорядок, который надо исправить на государственном уровне. Возвращаясь к теме воспитания молодежи, приходит на ум пример из реальной жизни. Молодой калининградец с университетской скамьи искренне верит в фашизм, в превосходство одной нации над другими. Он увлеченно коллекционирует гитлеровскую атрибутику. После получения диплома юриста работает в прокуратуре. Комментарии, надеюсь, излишни. Наверное, у него уже есть четкая позиция по поводу споров о том, стоит ли нам восстанавливать в Калининграде Королевский замок.

Необходимо, чтобы патриотизм творческих калининградцев пользовался государственной поддержкой. Отнюдь, на практике все обстоит мрачнее. Вот, к примеру, Калининградское региональное отделение Союза писателей России выступило с творческим проектом «60 лет Победы — 60 лет мира». Его авторы стремятся донести до молодого поколения знания о подвигах и славе старшего поколения, освободившего мир от фашизма, создавшего на руинах поверженного Кенигсберга новый город Калининград. Писатели стремятся увековечить доблесть Победителей, наших отцов и дедов, укрепить их связь с «племенем младым и незнакомым», ныне живущим на калининградской земле. Очевидно, что такой издательский проект имеет значительный воспитательный потенциал. Когда как не в год 60-летия Калининградской области, появление которой напрямую связано с Победой советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, должна была бы появиться литературно-художественная антология «60 лет Победы — 60 лет мира». Что может быть весомее художественного рассказа о ратном и мирном подвижничестве героев того и нашего времени.

В эту книгу вошли произведения калининградских писателей- фронтовиков Анатолия Соболева, Евгения Зиборова, Георгия Правиленко, Виктора Сысоева, Александра Киселева. Что греха таить, о них сегодня вспоминают реже, чем это необходимо. В сборнике представлено и творчество нынешних патриотически настроенных писателей края — Андрея Старцева, Анатолия Галенко, Татьяны Тетенькиной, Анатолия Лунина, Алексея Дмитровского, Светланы Супруновой, Юрия Кулагина, Валерия Горбаня, Юрия Шевченко, Николая Василевского, Виталия Шевцова, Светланы Николайчук, Дмитрия Воронина. Положительные отзывы об этой интересной рукописи дали Калининградский институт повышения квалификации и подготовки работников образования, профессора РГУ им. Канта, областной совет ветеранов войны и труда.

Однако сегодня проект застрял на полпути к читателю. За счет небольшого гранта полностью подготовлен макет книги, хоть завтра запускай ее в печать. Но в связи с тем, что в области разрушена плановая система государственного книгоиздания, выпустить антологию в свет можно только за счет средств спонсора или при поддержке областного Правительства. Такова суровая проза современной жизни. Хотя, как говорят, рукописи и не горят, все-таки дорого художественное слово ко времени — к 60-летнему юбилею Калининградской области. Одна надежда на специально созданную юбилейную дирекцию при Правительстве области, которая могла бы посодействовать выходу книги «Земля калининградская: 60 лет Победы — 60 лет мира» в свет.

Юрий КРУПЕНИЧ, председатель правления Калининградского отделения Союза писателей России, автор книги «Записки вольного калининградца»

https://rusk.ru/st.php?idar=8668

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Выпуск62    02.12.2007 12:28
Единственный, по-моему, калининградский писатель, известный за пределами "островка" в 15 тыс.кв.вм – Сергей Снегов. /По иронии судьбы – Сергей Иосифович Штейн/. Остальные – кто под флангами "связи времен", кто – "патрррррриотизма", тянут к себе финансирование своих проектов. О качестве коих можно судить по полочкам в библиотеках. Даже пролоббированный "местный компонент" не слишком помогает… И напоследок. Не мной сказано, но обидно и точно – "Патриотические стихи написать легко. Очень трудно написать ХОРОШИЕ патриотические стихи".
А статья – образец детально разработанного в советские времена жанр политического доноса в виде открытого письма…
  "Неправительственный деятель"    14.08.2006 18:29
Ну, наконец-то! Дождались хоть одной похвалы – за сплочённость!
Может быть, это качество стоит перенять оппонентам?
  В.Р.    14.08.2006 15:26
Все, что пишут о ситуации в Калининградской области, вполне может быть рассмотрено с такой точки зрения. Но есть проблема. За прошедшее со времени начала вестернизации России время поколения сильно изменились. И при всем уважении к авторам книги, о которой здесь рассказывается, нужно признать, что молодое поколение книг уже практически вовсе не читает и читать не хочет. А это значит, что ни сепаратистские, ни патриотические книги серьезного влияния на молодые умы не окажут. Как бы ни хотелось обратного тем и другим. Нужно смелее искать новые формы работы с молодежью, в том числе патриотической работы. Часть этого взяла на себя Православная Церковь. Но до тех пор, пока не вся молодежь оказалась под влиянием Церкви, нужно искать пути к тем, кто находится в поисках. И это уже будет – увы! – не книга. Или книга, но в совсем иной ситуации: ситуации, когда чтение вновь станет важной составляющей духовного развития молодых поколений.

Вот, о чем следовало бы развернуть дискуссию. Вот, где могли бы пригодиться творческие способности творческих людей. Но до тех пор, пока мы будем переливать из пустого в порожнее по поводу злонамеренности антипатриотических, антирусских и антигосударственных сил, ничего не изменится.
  Местный    14.08.2006 02:20
История, рассказанная руководителем Калининградского отделения Союза Писателей России, Юрием Адамовичем Крупеничем, весьма показательна. Пока патриотическая деятельность на Западе России не встречает поддержки властей. Дело в том, что за прошедшие 20 лет вокруг обкома партии (там теперь правительство) сложился плотный круг заинтересованных лиц с противорусским и антигосударственным самосознанием. Именно они блокировали замечательную патриотическую инициативу писателей. При этом явные сепаратисты получают бюджетные деньги на свои \"культурные\" инициативы, как это в очередной раз недавно произошло с бюджетной поддержкой известного местного преподавателя (выделен грант), ещё в 1992 г. призывавшего Германию бороться за отделение Калининградской области от России. Подобные случаи типичны. Конечно, всё это весьма тревожно. Получается, что власть позволяет \"пилить сук, на котором сидит\", причём сверху и снизу, потому что, во-первых, власть не поддерживает действительные патриотические круги, и, во-вторых, реально допускает финансирование сепаратистов. В главной газете региона, \"Калинингардской правде\", продолжают помещаться двусмысленные материалы авторов, привыкших к зарубежным грантам и весьма оправдывающих доверие своих иноземных спонсоров. \"Наверху\" никто даже и не думает о необходимости организации местной патриотической газеты, хотя реальная возможность этого имеется; (есть хорошая малотиражная газета, статус которой может быть повышен).

Сложились, по меньшей мере, \"три эшелона\" сепаратизма, тесно сотрудничающие друг с другом явно и тайно:

1. Круг явных сепаратистов, представленный рядом депутатов облдумы и местных политических организаций и \"движений\". Они открыто говорят о необходимости \"автономизации\" Калининградской области и \"слиянии\" с Евросоюзом. Их поддерживает заграница. Бесплатно, например, распространяется одной из местных организаций книга литовского политолога Раймундоса Лопаты, в которой тот откровенно и с симпатией пишет о деятелях этого круга. Последние опираются на местные СМИ, например, на сепаратистскую газету \"Тридевятый регион\", которая открыто распространяется б е с п л а т н о по всей области (её бросают в почтовые ящики в городах и сёлах, оставляют для разбора в местах массового скопления людей – в столовой \"Солянка\" и т.д.).

2. Слегка замаскированный \"эшелон\" сепаратизма. Туда входят также и официальные лица, некоторые даже состоят в \"Единой России\". Они также действуют, имея свои общественные организации, например движение \"Союз\". Очень стремятся видеть Калининградскую область \"Заграничной территорией\" России с особыми правами. У них есть опора и в Москве. На деле они так же, как и первые спят и видят нас в Евросоюзе и подальше от России. Эти деятели входят в местные политические, экономические и образовательные элиты, одновременно участвуя в деятельности зарубежных Фондов и филиалов последних, (например, в деятельности Балтийского отделения Межрегионального института общественных наук, функционирующего при РГУ имени И.Канта на деньги Сороса).

3. Третий отряд сепаратистов – самый массовый. Тут руководители ряда высших и средних специальных учебных заведений, (Слава Богу, пока не всех!). Кстати, именно один из этих известных местных \"образованцев\", руководивший местным народным образованием до недавнего времени, воспрепятствовал публикации того патриотического двухтомника русских писателей, о котором пишет Ю.А.Крупенич. В этом \"эшелоне\" находится значительная часть местных журналистов, в том числе и лауреатов разных премий. Тут и работники многих неправительственных организаций, действующие на средства Сороса и одновременно вошедшие при помощи своих покровителей (из первых двух сепаратистских \"эшелонов\") в \"культурную элиту\", которая окружила местную власть. Эти \"неправительственные деятели\" с прозападной и резко выраженной антирусской ориентацией, которые всегда \"за Канта\" и \"за Королевский замок\", не ограничиваются средствами Сороса и его зарубежных коллег, умея в силу своей сплочённости добывать и средства нашего государственного бюджета.

Беда в том, что местная власть не понимает сложившейся обстановки постоянного нарастания сепаратистской мобилизации, усиления того отдаления от России, который пронизывает всё и вся (образовательное и медиапространство, в первую очередь). Быть патриотом, русским и россиянином, \"не модно\". Модно трындеть \"Кёниг\" вместо \"Калининграда\", вывешивать рекламу и пр. на немецком-английском языках и называть себя каким-нибудь \"евророссиянином\"; и публично на телевидении в передаче \"Позиция\", в газетах-журналах (\"Новый Кёнигсберг\" и др.) обсуждать \"новую идентичность калининградцев\" (то есть якобы уже победившую нерусскость). Эта нерусская мода хорошо организуется на западные деньги, а власть либо действительно не видит, что делается, либо уже бессильна что-либо сделать. И успокаивает себя голосами \"экспертов\" из РГУ им. Канта, что \"сепаратизма у нас нет\". Между тем, эти \"эксперты\" такие ложные заключения делают за \"отдельное спасибо\" со стороны Сороса и ряда заинтересованных стран-\"партнёров\". Результаты налицо. У некоторых школьников уже сформировано вполне смердяковское настроение (они считают, что в прошлой войне \"мы зря победили немцев, лучше было бы, чтобы они нас победили\"). Незря виднейший местный депутат-сепаратист открыто в \"Тредивятом регионе\" высказывает суждение об успехе будущего референдума об отделении Калининграда от России. Просто так такие вещи не говорятся: изрыгивающий такие мерзости несомненно чувствует массовую опору.

Власть пока терпит всё это. Но подобная терпимость извращает и саму власть, сепаратистское окружение которой продолжается. \"Достучаться\" до власти патриотам пока не удаётся. Хотя попытки эти нужно продолжать, веря, что \"ищущий да обрящет\". Поздно бы только не было.
  Садов    11.08.2006 17:28
Ситуация в Калининградской области в самом деле требует государственного внимания. Как видим, местным писателям в благом деле никто помогать не собирается, хотя есть наверняка программа патрвоспитания. Глас вопиющего в пустыне…
  48underwear    09.08.2006 10:27
Я родился в Ташкенте, в то время еще столице Узбекской ССР – братской советской республики, и с тех пор прожил в нем чуть более 28 лет. Причем десять из последних этих лет выпали на жизнь в совершенно новом, независимом государстве – Республике Узбекистан. Причем, новом лишь по форме, по сути же том же, по крайней мере для русских. При этом добрую половину этих лет я мечтал из Узбекистана уехать. Моя мечта получила осуществление только летом 2001 года, когда мне наконец удалось продать свою квартиру и купить билет на самолет Домодедовских авиалиний. Хотя я являюсь русским человеком, вынужденным из-за этого покинуть Узбекистан, я не могу вычеркнуть того, что со мной было, и плохого, и хорошего.

Мне хочется вспомнить свою жизнь в Узбекистане, но не потому, что меня мучает ностальгия. Ностальгии нет как нет, наверное потому, что уже нет того Ташкента и нет того Узбекистана, по которым можно было бы скучать и мечтать. Я хочу вспомнить и рассказать, чтобы немного приоткрыть завесу перед русскими, никогда не выезжавшими за пределы России, о том, как жили такие же как они русские среди нерусских. Я хочу рассказать об этой жизни, о надеждах и их рушении.

Москва для всех, а Ташкент для узбеков!

Выведенное в заголовок неписаное правило известно всем, кто жил в Узбекской ССР – и русским, и узбекам. Лично я узнал о нем довольно рано.
Было это в "застойные семидесятые", когда мне шел пятый год. Тогда была еще жива моя бабушка – мамина мама. Можно сказать, что она была и моей второй матерью: родители ходили на работу, а бабушка, пенсионерка, сидела со мной дома. Впрочем, в прямом смысле "сидеть" ей приходилось мало, так как большую часть времени отнимали заботы по дому. Среди прочих обязанностей были прогулки с внуком на свежем воздухе. Одна из таких прогулок врезалась мне в память на всю жизнь.

Был теплый летний день и мы сидели на скамейке возле нашей четырехэтажки, в тени богатых листвой деревьев. Обычно летом в Ташкенте очень жарко, но тот день не был особо знойным. Бабушка читала какой-то журнал, а я теребил в руках какую-то игрушку и задавал ей бесчисленные, по-детски глупые вопросы. Это был послеобеденный час, когда во дворе безлюдно и тихо. Кроме нас и редких прохожих – никого. Вдруг из соседнего подъезда послышалось стрекотание игрушечного автомата. На улицу вышел пятилетний мальчик, которого звали Шавкатом. Он выбирал себе воображаемые цели то тут, то там, нарушая тишину продолжительными очередями. Подойдя к нам, он нацелился на меня и начал стрелять. Конечно же, Шавкат играл, и ничем не мог мне повредить. Однако и по законам детской игры он был не прав, так как стрелял в безоружного. А уж с точки зрения взрослого и вовсе учился нехорошему. Поэтому моя бабушка справедливо возмутилась: Шавкатик, как тебе не стыдно! В людей стрелять нельзя. Он русский – в него можно! – неожиданно выдал Шавкат. А причем тут русский или нерусский? – спросила бабушка. – Что плохого сделали тебе русские? А пусть они едут в Россию! – не унимался маленький поганец. Моя бабушка была ошарашена этой дерзостью и было видно, что ее что-то держит, не дает разразиться в эмоциях, накричать на гаденыша или же пригрозить. Попытка обратиться к голосу совести Шавката не удалась – видать таковая у него отсутствовала. Тогда моя бабушка обратилась к его разуму: Но ведь твой папа учился в Москве и его оттуда никто не гнал, – сказала она тем же уверенным и спокойным голосом, что и прежде. Хм – ухмыльнулся Шавкат с презрением. – Ну и что, Москва для всех, а Ташкент для узбеков.

На это у моей бабушки почему-то не нашлось контраргумента. А может она просто не захотела с ним больше связываться. Тогда я впервые задался вопросом: чем узбеки лучше русских? Почему такая несправедливость?
Почему в Москву может приехать каждый, кому заблагорассудится, а я должен уезжать в Россию, хотя никогда там не был? И вообще, почему я должен куда-то уезжать из Узбекистана, ведь я родился в Ташкенте?!
Позже я узнал, что представители нерусских национальностей были в СССР на особом положении. Нас так и делили: на русских и националов. (Как будто русские – это не национальность! Девочкам-националкам разрешалось носить в школу украшения. Мужчинам-националам разрешалось ношение ножей – как части национального костюма. И всем "националам разрешалась набрать символическое количество баллов для поступления в институт. Даже на вступление в партию, что давало больше возможностей делать карьеру, было такое ограничение: принимать в первую очередь рабочих и националов. Если же русский приезжал из республики поступать на учебу в Москву, то ему зачастую говорилось: у нас разнарядка только на националов, а вы возвращайтесь в республику – у вас там есть свои университеты. И русским приходилось возвращаться: благо образование в советское время было приблизительно на одном уровне по всему Союзу. По крайней мере, в республиканских центрах оно было качественным. В Москву же ехали в основном не за лучшими знаниями, а из-за престижа. Сейчас в Москву тоже едут, только теперь из-за нужды. Причем не только русские, но и те, кто их выгнал из бывших советских республик. И вновь получается, что Москва для всех, а Ташкент – для узбеков.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика