Русская линия | Игорь Билоус | 01.08.2006 |
Термин первый: национальное самосознание. Словосочетание нам, безусловно, известное. Мы столь часто его употребляем, что уже не задумываемся о смысле данного слова. Давайте знакомится заново. Пользуясь старым проверенным методом советской школы, по которому невозможно получить целостность любого знания, но возможно научится работать со знанием, — открываем учебник психологии. И, не углубляясь в дебри высокого научного слога, берем для себя саму суть данного термина. Суть же такова: национальное самосознание есть совокупность взглядов, мнений, оценок человека о себе самом как представителе конкретной национальности, своей истории, и о своем будущем среди других национальностей. Характеризуется простым противопоставлением «мы» — «они». Теперь задайтесь вопросом: есть ли все это во мне?
После несложных умозаключений вы придете к мнению — да, безусловно, есть! Во всяком случае, идентифицировать себя как русских мы можем. А помянуть на кухонных посиделках под «горькую» емким тихим словом ситуацию в стране, власть и общество — национальный вид спорта. Поэтому, если где-нибудь услышите о несостоятельности русского национального самосознания — не идите на поводу у таких рассуждений. Во-первых, после долгих убеждений кто-то может и поверить. Во-вторых, есть некая мистическая закономерность — как только возникает тема об отсутствии у русских национального самосознания, сразу же из ниоткуда появляются многочисленные гении с точным планом «как спасать Россию». Причем, идея таких «спасательных» операций одна — срочно имплантировать пациенту жизнеспособное самосознание взамен отсутствующего. Правда, не совсем ясно, как мы столько веков без него жили, освоили самую значительную территорию и прошли все войны. Если только не принять на веру современные модные теории о том, что не было никакого татаро-монгольского ига, а мы сами себя поработили, да и Великую Отечественную Войну без второго фронта не выиграли бы. Вы в это верите? Тогда следует признать, что национального самосознания действительно в нас нет. Как и самой нации. Но идем дальше.
Если с самосознанием все ясно, то с сознанием возникают затруднения. Термин второй: национальное сознание. Является производной от национального самосознания, которое служит первому основой. Говоря просто, — это способность человека мыслить с позиций экономических, социальных, философских, политических, религиозных и других ценностей своей нации. Если национальное самосознание — степень нашего осознания себя как части нации, то национальное сознание — умение мыслить с ее позиций, жить интересами своей нации, уметь отстаивать ее взгляды и, самое важное, иметь в себе ясное обоснованное понимание причины своей принадлежности; то есть — почему я русский (а не русскоязычный гражданин вселенной, к примеру)? И что из этого следует?
Как вы понимаете, данная форма сознания есть гарант целостности нации, условие ее существования в будущем и, следовательно, так же гарант целостности государства. Национальное сознание порождает такие формы взаимоотношений между отдельной личностью и государством, личностью и обществом как патриотизм, социальная и политическая активность, взаимопомощь среди представителей одной национальности и проч. Думаем, не стоит доказывать, что все вышеперечисленные атрибуты национального сознания если и присутствуют в большинстве из нас, то явно в зачаточной форме. Давайте будем откровенны сами с собой. К тому же это легко проверить — любое сознание стремится проявить себя через деятельность. По степени активности и результатам деятельности определяется качество сознания. Так как у нас с общественной деятельностью? Любые события, происходящие вокруг нас и имеющие непосредственное к нам отношение, в лучшем случае вызывают в нас симпатию или возмущение, а затем оседают тонким слоем пыли на задворках памяти. Приведем пример, через который в дальнейшем рассмотрим степени национального сознания и поставим себе диагноз.
Если вы лежите на диване, потягиваете пиво и, пересматривая очередную сводку новостей, слышите, что с завтрашнего дня повышают цены на товары первой необходимости (как хлеб, соль, водка, чай, туалетная бумага и «Московский комсомолец»), то наверняка сразу же побежите в магазин с ворохом авосек. Если же вы слышите, что вскоре будет внедряться новая государственная социальная программа, то с дивана вы вскочите только тогда, когда эти события свершатся. И то не факт. Обычно такое наше отношение к происходящему на руководящем уровне объясняют отсутствием мотивации. По старой формуле: «Утром деньги — вечером стулья». И пытаются пробудить в нас это общественно полезное стремление методом «мотивация через мотивацию». К примеру, повысить рождаемость посредством денежных вознаграждений за каждого ребенка. Но к всеобщему удивлению вдруг обнаруживают, что такой метод вдохновляет только семьи иных наций. В чем дело?
Сначала ответим на такой вопрос: какова природа национального сознания — материальная или идейная? Безусловно — идейная. Но все же рассмотрим некоторые виды национального сознания, пользуясь отдельными его составляющими, которые мы дали в описании.
Первый вид национального сознания, основанный на экономическом факторе. Я являюсь представителем данной нации потому, что принадлежность к этой нации обеспечивает мне финансовое благополучие. Согласитесь, хотя это часто встречаемый вид национального сознания, но рассматриваться нами всерьез не может. Понятие «нация» здесь весьма относительно. Тем более что ни одному русскому человеку такое обоснование даже в голову не придет. Итак, формировать национальное сознание по материальному признаку — не эффективно. Да и не разумно. Пример страны, где можно встретить носителей такого сознания, озвучивать не будем.
Второй вид национального сознания основан на идеологическом и философском факторе. Идеологический: я являюсь представителем данной нации потому, что данная нация самая лучшая. Философия же ищет этому подтверждения. Весьма сильный фундамент для национального сознания. Нация, идущая этим путем, может многого достичь. К примеру, в неимоверные сроки поднять экономику, моральное самоощущение населения и прочее, как Германия после Первой мировой войны. В России такой путь для всей нации маловероятен. По той причине, что философские школы прошлого идут вразрез с такой идеологией, а новые школы истинно русской философии возникнуть не могут. К тому же, из опыта истории мы видим, что такой путь приводит к доминированию идей чистого национализма как основной и единственной ценности. Пример такого сознания есть Германия времен Третьего рейха. Так же примеривает его перед зеркалом современная Украина (но прошу не ассоциировать с Германией, там не все так однозначно и имеет другие последствия).
Вид третий. Национальное сознание, основанное на исторических ценностях. Здесь возможна такая формулировка: принимая в себя историческое наследие данной нации, я наполняю свою личность уникальной природой и сущностью. Оно сложносоставное, включает в себя такие компоненты как язык, религию, культуру, философию конкретной нации. Проще говоря, продукт такого сознания хорошо всем известный «русский дух». Здесь есть две яркие особенности. Первая: условием существования такого вида сознания является его культивирование в триаде государство-общество-семья. Вторая: при соблюдении условия первого, такое сознание обладает свойством самовоспроизведения. К примеру, возьмем язык. Из психологии нам известно, что язык формирует мышление, мышление формирует сознание. Но только в том случае, если используемый язык становится средством познания реальности и построения стратегий поведения; иначе говоря — «родным». Если это так, то национальное самосознание человека, мыслящего на русском языке, — русское. Воспринимая остальные компоненты, такое самосознание перерастает в собственно национальное сознание. Что касается исторического фундамента для такого вида сознания, то здесь довольно четко можно выделить две отличные эпохи. Это эпоха царской России, прошедшая под лозунгом «Православие. Самодержавие. Народность». И эпоха Советского Союза. Согласитесь, довольно сильное наследие, особенно в идеологическом плане. Но воссоздание таких форм национального сознания — путь довольно тернистый. Во-первых, у этого пути слишком много противников. К примеру, становление православия официальной религией государства преподносится со всех сторон как Всемирная катастрофа. Впрочем, неизвестно еще кого «всемирная общественность» боится больше: Россию православную или Россию советскую. Во всяком случае, не светскую. Во-вторых, такие формы сознания требуют частичное отречение личности от самой себя в пользу общества, государства и некой идеи. Что при нынешней философии «потребителей и потребления», где доминирует принцип удовлетворения своих личных потребностей, маловероятно. Примером национального сознания, основанного на исторических ценностях, до некоторой степени может служить Англия.
Последний вид национального сознания, как вы понимаете, есть наиболее продуктивный для создания сильной нации. Вопрос «есть ли в вас такой вид сознания» — довольно личный. Поэтому оставим его на ваше суждение. Но возьмем на себя смелость утверждать, что основная часть молодых россиян не имеет национального сознания, основанного на исторических ценностях. Хотя бы потому, что данный вид сознания воспитывается через систему образования, курируемую государством, или же через институт семьи. Комментарии здесь излишни.
Вот три основных вида национального сознания. По крайней мере, те из них, которые имеют логическое обоснование. Не сложно заметить, что ни один из этих видов активно не культивируется в обществе во всей своей полноте. А значит, нельзя говорить о наличии в обществе национального сознания. Россия продолжает оставаться без русских. Показательно, что даже термин «русский» сейчас уступил более расплывчатому термину «россиянин». То есть, как он теперь понимается, просто житель России.
Закончить на такой пессимистичной ноте было бы равносильно поднятию белого флага до начала битвы. Да, у нас есть некие проблемы с национальным сознанием: его полное отсутствие в масштабах российского общества. Но ни один народ не может долгое время находится в подвешенном состоянии национальной разобщенности. Иначе он поглотится другим народом. И в культурном, и в демографическом плане.
Процесс становления национального сознания в России сейчас идет двумя параллельными линиями. Первая обращена к «раскачке» национального самосознания посредством активного противопоставления с другими национальностями, вплоть до конфликтных ситуаций. Такие противопоставления «мы — они» рано или поздно заканчиваются акцентуацией на «мы». То есть происходит углубления понятия «мы», которое через поиск все большего и большего количества отличий себя от других активно демонстрирует эти отличия, использует их в доказательстве своей уникальности и, что естественно, впоследствии включает их в свое мышление. Так происходит формирования второго и третьего вида национального сознания; но скорее более подходит для третьего. Это внешний фактор. Вторая же линия сейчас представлена активной деятельностью государства по созданию клонированных молодежных политических движений и партий. Здесь идет создание некоего искусственного национального сознания. В том плане искусственного, что такое сознание никак иначе как «политически активное» назвать нельзя. Согласитесь, на одном убеждением в том, что каждый молодой человек должен быть политически активным, потому что должен — национальное сознание не возникнет. К тому же, такая политическая активность сейчас — просто мода и шанс сделать карьеру. Но так же не стоит соглашаться с противниками такого системного «клонирования» политически активной молодежи. Ни в коем случае. Во-первых, если такая политика государства не есть прямое формирование национального сознания, то это не значит, что такая ситуация не есть хорошая основа для личностного поиска такого сознания каждым индивидом. Во-вторых, если государство не привлечет к себе «родную» молодежь, то это сделает кто-то другой. По принципу «свято место пусто не бывает». Подумайте, что лучше — когда подросток выливает свою активность в какой-нибудь партии «Любителей Путина» и активно участвует в создании светлого будущего своей страны или же строит вроде то же светлое будущее, но в каком-нибудь «Истинно русском обществе Кришны», со всеми вытекающими?
Опять же, такой процесс становления национального сознания не есть жестко управляемый. То есть мы с вами выбираем, по какому принципу оно будет формироваться. Будет ли оно основываться на некой новоиспеченной идеологии, обратимся ли мы к нашей истории или же вообще позаимствуем готовый шаблон по системе «культурного» обмена с другими державами. Что имело место быть в нашей истории; но это уже совсем другая тема. По этому поводу только хочется вспомнить слова Николая Гумилева. Когда поэта спросили, к чему должна, по его мнению, тяготеть Россия — к Востоку или Западу, Гумилев ответил: «Россия должна тяготеть к России». А что мы вложим в это слово — зависит от нас.
https://rusk.ru/st.php?idar=8650
Страницы: | 1 | |