Русская линия
Вера-Эском30.09.2019 

Преподобномученики архимандриты Павел (Моисеев) и Феодосий (Соболев), иеромонахи Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков)

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ убиенных насельников Николаево-Коряжемского монастыря архимандритов Павла (Моисеева) и Феодосия (Соболева), иеромонахов Никодима (Щапкова) и Серафима (Кулакова) и купца Павла Ганичева

Преподобномученики архимандриты Павел (Моисеев) и Феодосий (Соболев), иеромонахи Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков) и купец Павел Ганичев

Настоятель монастыря архимандрит Павел, в миру Иван Яковлевич Моисеев, родился 16 февраля 1849 года в деревне Дресвищи Грязовецкого уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Грамоте обучался самостоятельно, по Псалтири. Любил читать жития святых, деревенских игр сторонился.

Решение принять монашество Иван принял в зрелом возрасте, когда уже минуло тридцать. Накануне Великого поста 19 марта 1880 г. Иван был определён послушником Павло-Обнорского монастыря, близ того места, где он родился и где бывал неоднократно.

Пройдя полугодовое послушание, 9 октября, в день празднования местночтимой Корсунской иконы Божией Матери, он принял монашество с именем Павел. Через месяц, 16 ноября, его рукоположили во иеродиакона, а 24 июня 1881 года — во иеромонаха. В 1887 году по поручению епархиального начальства отец Павел полгода управлял Павло-Обнорским монастырём, был его казначеем. В 1890 году он оказался в Устюге, став сначала настоятелем Николаево-Прилуцкого монастыря, а затем благочинным монастырей Велико-Устюгского викариатства.

Много забот и стараний положил он на спасение вверенных ему насельников. 24 июня 1898 года епископ Велико-Устюгский Гавриил возвёл иеромонаха Павла в сан игумена и вручил ему посох. 13 марта 1902 года игумен Павел становится настоятелем Коряжемского Николаевского монастыря. Отныне и до смерти местом его служения будет эта обитель. Для братии, терпящей всякие нестроения, он стал крепкой нравственной опорой. Словом утешения, ободрением и вразумлением поддерживал каждого, и особенно слабых духом, помогал им приблизиться к Богу. В 1914 году епископ Велико-Устюжский Алексий (Бельковский) возвёл игумена Павла в сан архимандрита.

Декрет советской власти, отделивший Церковь от государства, обеспокоил отца Павла. По этому поводу к нему прибыл из Сольвычегодска уже бывший на покое архимандрит Введенского монастыря Феодосий — убелённый сединами 76-летний архимандрит.

А тревожиться было от чего. Уже и сюда докатились известия о расстрелах церквей Московского Кремля, о разграблении Александро-Невской лавры, об избиении монахов и убийстве большевиками Киевского митрополита Владимира…


+ + +

Архимандрит Феодосий, в миру Феодор Соболев, родился 11 сентября 1842 года. Его отец — священник Жаровской Петропавловской церкви Вельского уезда Вологодской губернии Дормидонт Соболев — был сыном священника, матушка Ольга Алексеевна — дочерью дьякона.

Фёдор рос в семье, где свято хранили православные традиции. В основу воспитания детей были положены молитва и труд. Когда старший брат Константин поступил в Вологодскую Духовную семинарию, Феодор уже не сомневался, что последует его примеру, и после окончания Духовного училища стал семинаристом.

В 1864 году, окончив Вологодскую Духовную семинарию, Феодор обзавелся семьей и в том же году был рукоположен во священника в Тотемской городской Успенской церкви. В 1869 году отец Феодор был назначен на должность учителя латинского языка в Тотемское Духовное училище и должность исполнял столь исправно, что ревизор Священного Синода, инспектировавший Духовное училище в 1875 году, объявил ему одобрение за успешное преподавание. В марте 1876 года отца Феодора определили членом духовно-училищного правления и делопроизводителем, а вскоре и священником тотемской тюремной церкви.

Отца Феодора постигло тяжкое горе — скончалась жена. Овдовев, он всего себя отдал служению Богу. 3 ноября 1879 года он был причислен к братству Тотемского Спасо-Суморина монастыря. Через год утверждён казначеем. 6 марта 1881 года в этом же монастыре отец Феодор принял иноческий постриг с именем Феодосий.

С 1885 года иеромонах Феодосий последовательно назначается настоятелем сначала Вологодского Спасо-Прилуцкого, затем Кадниковского Дионисие-Глушицкого монастыря той же губернии, с возведением его в сан игумена. Но бремя должности стало тяготить его, и отец Феодосий вскоре подал прошение освободить его от настоятельства и вернуть в Спасо-Суморин монастырь.

Просьба была удовлетворена: в декабре 1889 г. он вернулся в родную обитель, где через год стал духовником братии. В 1892 году он назначается законоучителем Тотемской Спасо-Суморинской церковно-приходской школы. В просвещении отец Феодосий видел путь спасения людей, он понимал, как не хватает простому народу знаний о вере. Уже в следующем году труды игумена в Спасо-Суморинской школе были замечены — отец Феодосий «награждён от Святейшего Синода книгой — Святой Библией».

В 1896 году в его жизни начинается новая полоса перемещений — сначала на должность настоятеля в Грязовецкий Арсениево-Комельский монастырь, затем — духовником Устюгского духовного училища, Михаило-Архангельского и Иоанно-Предтеченского монастырей, далее — настоятелем Устюгского Николаево-Прилуцкого монастыря, и, наконец, в сентябре 1907 года игумен Феодосий становится настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. В ноябре того же года он был возведён в сан архимандрита. 13 сентября 1916 года архимандрит Феодосий в силу преклонных лет и слабости здоровья по собственному прошению уволен на покой. Впрочем, он не отошёл от дел братии, вносил свою посильную лепту в укрепление обители. В августе 1918 года он отправился в Коряжемский монастырь, чтобы обсудить происходящие в стране перемены…


+ + +

Иеромонах Никодим, принимавший активное участие в возрождении Коряжемского Николаевского монастыря, родился в Вологодской губернии 20 октября 1852 года в семье устюжского мещанина Константина Ивановича Щапкова и жены его Татьяны Львовны. При рождении был наречён Николаем. На 21-м году, покинув отчий дом, Николай отправился в один из отдалённых в Вологодской губернии Троицкий Стефано-Ульяновский монастырь.

Почти десять лет он проходил послушание и готовился к монашескому подвигу. Через шесть лет Николай был посвящён в стихарь, затем в 1883 году стал послушником монастыря. В монастыре Николаю определили послушание сапожное, которое он исполнял с присущей ему добросовестностью. 7 августа 1886 г. он принял постриг с именем Никодим. Спустя год его рукоположили во иеродиакона, а 25 мая 1896 года, в день памяти апостола и евангелиста Марка, — во иеромонаха.

Через год указом Великоустюжского духовного правления отец Никодим был перемещён в Коряжемский монастырь. Своим примерным поведением и полезной пастырской службой батюшка снискал уважение насельников. В 1903 году он был утверждён в должностях казначея, духовника и благочинного Коряжемскского монастыря.


+ + +

Иеромонах Серафим (в миру Николай) прибыл в Николаевский Коряжемский монастырь 30 лет от роду в 1904 году, будучи послушником Николаевского Прилуцкого монастыря. Родился он в семье крестьянина Костромской губернии Галичского уезда Якова Кулакова. С малых лет прилепился к церкви. Здесь обучился чтению и письму. А когда у мальчика обнаружился хороший голос, клиросное послушание стало для него основным занятием, которое исполнял он с радостью. В двадцать четыре года с благословения отца ушел в монастырь.

С 1898 года Николай стал трудиться в Прилуцком монастыре, через год был определён его послушником. Пять лет пребывал он в этом монастыре, неся клиросное и келейное послушания, а затем был перемещён в Николаевский Коряжемский монастырь, где 14 марта 1904 года принял постриг с именем Серафим. Через два года его рукоположили во иеродиакона, 1 июля 1907 года — во иеромонаха. Отец Серафим отдавал всего себя служению Богу и иного пути для себя не представлял.


+ + +

Отягощенный семейными невзгодами, к тому времени уже два месяца пребывал в Коряжемском монастыре архангельский купец Павел Ганичев. Он родился в 1855 году, был выходцем из мещанского сословия. Владел в Архангельске двумя двухэтажными деревянными домами, в одном из которых проживал с женой Марией Андриановной и шестью детьми. Там же была размещена его лавка.

Старший сын Александр в годы Первой мировой войны служил в действующей армии. В бою он был тяжело ранен и на лечение был доставлен в госпиталь в Санкт-Петербург, где умер в марте 1915 года. Павел Яковлевич привёз тело сына в Архангельск и похоронил его на Соломбальском кладбище. Его детей — Александра и Зою — он взял на свое попечение. Жена Павла Яковлевича не вынесла горя и вскоре умерла. Овдовев, он приехал в монастырь, чтобы обрести душевный покой.


+ + +

Большевицкий переворот 1917 года нарушил установленный в Коряжемской обители порядок. С некоторых пор в монастыре поселился представитель новой власти, именуемый комендантом монастыря. О своих полномочиях он не распространялся, в жизнь обители особо не вмешивался. 27 сентября 1918 года, в день Воздвижения Креста Господня, в монастыре было праздничное богослужение. После службы присутствующие ждали напутственного слова настоятеля. Архимандрит Павел понимал, что в нынешнее смутное время их обитель, как и другие, ожидают тяжкие испытания. И они пришли.

23 сентября 1918 года в Сольвычегодскую ЧК поступило заявление от неграмотного гражданина деревни Нарадцево Великоустюжского уезда, что в Яренском уезде на берегу реки Черны в лесных избушках охотников и лесопромышленников «проживают какие-то богатые люди, по-видимому скрываются буржуи». Кроме того, он сообщил, что в Коряжемском монастыре, где ему пришлось заночевать, также имелись «такие сомнительные типы, от чего-то укрывающиеся». Это заявление и послужило поводом для поездки властей в Николаевский Коряжемский монастырь.

30 сентября в монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии.

Как стали разворачиваться события, свидетельствует имеющаяся в деле выписка из журнала этой комиссии. В ней указано, что «по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря выдать все тайники, в том числе деньги и т. п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти…»

В чём конкретно выразилось сопротивление администрации монастыря, не указано. Коменданту монастыря поручили допросить монастырскую администрацию. Протоколов допроса как таковых в деле не имеется, как нет в деле и сведений о допрошенных. На одном листе комендант уместил показания всех пятерых обвиняемых.

Какие вопросы им задавались, в протоколе не указано. Записано в нём следующее:

«архимандрита Николо-Коряжемского монастыря Павла ответ: «На все вопросы игумен Павел отвечал отрицательно, говоря, что больше ничего не находится в монастыре»;

иеромонаха Никодима ответ: «Тоже ни в чём не сознавался. На все вопросы отвечал отрицательно»;

иеромонаха Серафима ответ: «Тоже ни в чём не признается, говоря, что ничем не заведовал»;

архимандрита Феодосия ответ: «В монастырские дела не вмешивался и жил отдельно».

Допрос архангельского гражданина Ганичева, ответ: «С монастырём общего ничего не имел, жил здесь только около двух месяцев, в монастырские дела не вмешивался»".

Чтобы учинить расправу, Сольвычегодская ЧК причислила к администрации Николаевского Коряжемского монастыря не занимавшегося его хозяйственной деятельностью иеромонаха Серафима, находившегося на покое архимандрита Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосия и архангельского гражданина Ганичева.

Далее из выписки следует, что «обвиняемых в неподчинении советской власти, упомянутых в настоящем постановлении лиц, которые являются главарями противной банды, архимандрита Павла, архимандрита Феодосия, иеромонахов Серафима, Никодима и архангельского купца Ганичева — расстрелять».

Причина расстрела не указана. В ту пору духовенство часто расстреливали за то, что не отдали церковного имущества. Но убранство церквей Коряжемского монастыря, облачения и церковная утварь новую власть не интересовали, ей нужны были только деньги, пожертвованные на содержание обители. При обыске, как их ни искали, не нашли. Как ни терзали старцев безбожные разбойники, добиться от них ничего не смогли.

И так велико было желание сломить их монашеский дух, так сильна злоба, что, не дождавшись утверждения принятого решения, с арестованными немедленно расправились.

В 2 часа пополудни 30 сентября 1918 года по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде были расстреляны: на 77-м году жизни архимандрит Сольвычегодского монастыря на покое Феодосий (Соболев), на 70-м году жизни архимандрит Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря 65-летний Никодим (Щапков), 45-летний Серафим (Кулаков) и житель Архангельска, 64-летний Павел Ганичев.

Преподобномученики Феодосий, Павел, Никодим и Серафим причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 года. Определение Священного Синода от 27 декабря 2005 г.

Христианская газета Севера России «Вера"-"Эском»

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика