Русская линия
Русская линия24.09.2019 

Священномученик Карп Эльб

Священномученик	Карп ЭльбСвященномученик Карп родился 5 февраля 1869 года в деревне Оло Феллинского уезда Лифляндской губернии в эстонской крестьянской семье.

В 1889 Карп Карпович окончил Прибалтийскую учительскую семинарию в Гольдингене (ныне город Кулдига, Латвия) и был назначен учителем русского языка в церковно-приходское училище Балтийского Порта (ныне город Палдиски, Эстония) и преподавателем в классах мореходного училища. Одновременно он исполнял должность псаломщика здешней Георгиевской церкви.

В 1895 г. игумения Пюхтицкой обители начала строить в монастыре церковно-приходскую школу. Одновременно со строительством игумения приискивала подходящий штат для школы. Ей был порекомендован Карп Эльб, к тому времени проявивший себя как способный и отличившийся законоучитель, обладающий «добрыми душевными качествами». Лучшей кандидатуры, чем молодой учитель для этой цели не нашлось бы, т.к. Карп Карпович, как эстонец по национальности. 14 января 1896 года 27-летний учитель-псаломщик был рукоположен во диакона. Диаконское послушание отец Карп совмещал с преподавательской деятельностью в двухклассном церковно-приходском училище при монастыре. Три года он провёл в Пюхтицкой обители и зарекомендовал с самой лучшей стороны.

Священник Карп Эльб (1869-1937)В 1899 году отец Карп получил приглашение от настоятеля эстонского прихода Санкт-Петербурга священника Павла Петровича Кульбуша занять открывшуюся штатную должность диакона. Отец Павел, благочинный эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии, был человеком весьма разборчивым и избирательным в вопросе подбора церковных кадров, и тот факт, что пюхтицкий диакон, не имевший духовного образования, был определён в столичный приход, лишний раз говорил о незаурядных качествах отца Карпа Эльба.

В это время эстонский приход в Петербурге только начал складываться. Регулярные богослужения совершались в подвале Малоколоменской Воскресенской церкви. При приходе была церковно-приходская школа, в 1898 г. организовано эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. По приезде отец Карп включился во все сферы деятельности прихода и стал незаменим помощником отцу Павлу Кульбушу. Он безвозмездно преподавал Закон Божий в школе. Педагогический талант был замечен епархиальным начальством и уже на следующий год его приглашают преподавать в Коломенское женское училище, а еще через год — в двуклассное Коломенское училище. В 1914 году отец Карп стал законоучителем в образцовом приюте барона А.А.Штиглица, где обучались около 200 мальчиков и девочек из малообеспеченных семей. Одновременно он преподавал в четырёх учебных заведениях, в двух из них — в приюте и в эстонской школе безвозмездно. Педагогическая деятельность отца Карпа неоднократно отмечалась правительственными наградами.

В 1903 г. состоялась закладка Свято-Исидоровской церкви, построение которой было главной заботой эстонского братства. В постройке храма отец Карп был ближайшим помощником отца Павла Кульбуша, которого он заменял во время его отлучек. В это время надо отметить и лекторскую работу отца Карпа в Исидоровском братстве — вечерние беседы после всенощных и тематические проповеди по объяснению богослужений.

31 декабря 1917 г. отец Павел Кульбуш был хиротонисан во епископа и отбыл в Рижскую епархию. За день до этого события состоялось собрание прихода, на котором было принято решение просить Петроградского митрополита Вениамина (Казанского) рукоположить диакона Карпа во иерея с оставлением его в Исидоровской церкви. 8 января диакон Карп Эльб был рукоположен во пресвитера. Он стал пастырем в 1918 году, когда служение в Церкви не сулило ни материальных выгод, ни почестей, ни благоустроенной жизни. Впереди его ждало медленное, растянувшееся на 20 лет, сдавливание тисками безбожного режима, завершившееся в конечном итоге расстрелом. Первый кратковременный арест исповедник претерпел 4 августа 1923 года, но вскоре был отпущен. В 1924 году отец Карп был возведён в сан протоиерея.

Священник Карп Эльб (1869-1937)Послереволюционный период жизни Исидоровского прихода, как и многих приходов Русской Церкви, покрыт покровом неизвестности. Остались всё же скупые, но многозначительные отметки, по которым до некоторой степени можно воссоздать облик духовенства Исидоровской церкви в послереволюционные годы. Прежде всего следует отметить, что Исидоровский приход был одним из немногих приходов города, не уклонившимся в обновленчество. Также священники эстонской церкви не сочли возможным перейти на новый стиль после известного указа Патриарха Тихона о реформе богослужебного времени. При этом священник Карп Эльб и настоятель храма протоиерей Александр Пакляр никогда не выходили из послушания правящему архиерею. Не было в них ни слабодушия, ни трусости. Как и многие другие, они посчитали, что церковная политика митрополита Сергия, хоть и является вынужденной и унизительной уступкой богоборческой власти, но не посягает на чистоту догматов Православной веры.

В 1920-е годы церковный дом при Исидоровской церкви играл немаловажную роль в епархиальной жизни города, в нём размещалось Богословско-пастырское училище, которое было чуть ли единственным православным духовным учебным заведением города. В 1925 г. церковный дом предоставлял свои помещения для занятий Высших богословских курсов, а отец Карп был назначен экономом этих курсов.

В феврале 1935 года Исидоровский храм был закрыт, протоиерей Карп переведён в Князь-Владимирский собор, а в конце 1936 года — в церковь Казанской иконы Божией Матери на Краснеском кладбище. В это время он проживал недалеко от Никольского собора по адресу Екатерингофский проспект, дом 24, кв. 3.

25 августа 1937 года отец Карп был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». Виновным в предъявленном обвинении себя не признал, что следует из сохранившегося протокола допроса:

— Вы арестованы по обвинению в ведении контрреволюционной пропаганды. Дайте показания.

— Никакой контрреволюционной пропаганды я не вёл.

— Вы говорите неправду. Следствие располагает данными, изобличающими вас в контрреволюционной пропаганде.

— Подтверждаю свой первый ответ, что никакой контрреволюционной пропаганды я не вёл.

— Следствием установлено, что вы по вопросу о положении Церкви в СССР вели агитацию, что сов. власть является гонительницей Церкви.

— Подобной пропаганды я не вёл.

— Признаете ли себя виновным, что вы допускали оскорбительные выпады против сов. власти, называя таковую кучкой разбойников?

— Виновным себя не признаю, подобных слов я не говорил.

— Следствию известно, что вы вели контрреволюционную клевету по вопросу о материальном положении рабочих и крестьян, высказываясь, что как рабочие, так и крестьяне стонут от недостатков, живя в нуждах.

— Подобных высказываний я не говорил.

— Следствием установлено, что вы вели контрреволюционную пропаганду, что СССР оказывает помощь самолетами республике Испании.

— Этого я не говорил.

— Признаёте ли себя виновным, что вы распускали контрреволюционную клевету о преследовании ни в чём не повинных людей в связи с годовщиной смерти Кирова?

— Не признаю себя виновным, подобной контрреволюционной клеветы я не вёл.

— Следствию известно, что вы вели контрреволюционную пораженческую пропаганду в связи с изменой Тухачевского и др. предателей.

— Контрреволюционной пораженческой пропаганды я не вёл.

— Следствие подтверждает своё обвинение по всем вопросам и требует дачи искренних показаний.

— Подтверждаю, что я говорю искренне и чистосердечно.

Протоиерей Карп Эльб (1869-1937) в заключении

Протоиерей Карп Эльб (1869−1937) в заключении

Немного чекистам удалось выбить из престарелого пастыря Христова и первый допрос оказался и последним. 20 сентября 1937 года Тройка УНКВД по Ленинградской области приговорила протоиерея Карпа Эльба к высшей меры наказания — расстрелу, и 24 сентября мученик был расстрелян в Левашовской пустоши и там же похоронен.

Священномученик Карп прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 22 февраля 2001 г.

Тропарь священномученику Карпу (Эльбу), пресвитеру Петербургскому, глас 4

Простотою и незлобием просветися житие твое,/ утверди бо тя Христос Бог на камени заповедий Своих./ Сего ради во дни смуты правоверие сохранил еси/ и в мучении мужество обрел еси,/ терпением душу свою стяжав,/ священномучениче Карпе,/ во Царствии Небеснем со всеми святыми водворяешися.

Сайт Эстонской православной церкви Московского патриархата

Открытая энциклопедия «Древо»

https://rusk.ru/st.php?idar=85931

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика