Русская линия
Русская линия Дмитрий Напара29.08.2019 

Пекинское забвение

22−24 августа по благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия в Перми состоялась научно-практическая конференция, посвящённая игумену Серафиму (Кузнецову). О прошедшей конференции рассказывает Дмитрий Геннадьевич Напара — военный китаист, один из организаторов и участников экспедиции по поиску, обретению и переносу останков белого генерала В. О. Каппеля из Харбина в Москву. Поскольку Дмитрий Геннадьевич впервые посетил Пермь, редакция РЛ попросила Д. Г. Напару представить на суд читателей не только положения его доклада, но и поделиться впечатлениями от поездки в этот прекрасный уральский город.

РЛ: Дмитрий Геннадьевич, как вы оказались в числе докладчиков конференции?

Дмитрий Напара: Одному из организаторов конференции — Пермскому фонду возрождения и развития традиций «Отчий дом» — меня представил Сергей Алексеевич Никитин, с которым мы съели пуд соли в Харбине, когда под руководством Александра Николаевича Алекаева, окормлением протоиерея Дмитрия Смирнова и под «присмотром» режиссера фильма «Последняя тайна генерала Каппеля» Андрея Кирисенко с сотоварищами обрели останки Владимира Оскаровича и успешно переправили их в Москву, где они нашли достойное упокоение в некрополе Донского монастыря. Тема конференции показалась мне чрезвычайно интересной, поскольку в Перми, как в некоей мистической точке, пересеклись судьбы столь многих людей, с памятью которых я невольно соприкасался в своей жизни: это и генерал В. О. Каппель, и преподобномученица Великая княгиня Елисавета Фёдоровна, и Белогорского монастыря скитоначальник игумен Серафим (Кузнецов). Тем более, что это была прекрасная возможность парировать в общественном пространстве инсинуации уважаемого мною историка Сергея Владимировича Фомина, который наиболее полно в деталях описал посмертные пекинские «мытарства» Алапаевских останков (если следовать букве соответствующего решения РПЦ, прославившей в лике преподобномучениц только Великую княгиню Елисавету Фёдоровну и инокиню Варвару (Яковлеву)) или гробов с мощами (если следовать букве соответствующего решения РПЦЗ, прославившей в лике мучеников всех невинно убиенных в Алапаевске членов Дома Романовых).

РЛ: А в чём заключались инсинуации С. В. Фомина?

Дмитрий Напара: Он наделил меня «конспирологическим коварством», «гробокопательскими наклонностями», а также волшебной принадлежностью одновременно двум российским спецслужбам — ГРУ ГШ и ФСБ. Я, конечно, польщён столь пристальным вниманием досточтимого учёного-историка к моей недостойной персоне, но оправдываться в поступках, которые совершал сознательно и целенаправленно, я — как старший офицер — пусть уже долгое время и в запасе, не привык. Тем более, что на поиски в Пекине останков Алапаевских мучеников имелось и имеется благословение предстоятеля Русской православной церкви. И не моя вина, что тема Алапаевских мучеников не нашла до сих пор своего «настоящего буйного вожака», который бы сумел привлечь достаточный финансовый ресурс для организации глубоких архивных и экспедиционных исследований этой темы. Это пока самое слабое звено, поскольку интеллектуальный и определённый административный ресурсы наличествуют, общий план работ понятен, как ясна и последовательность их проведения.

РЛ: Да, действительно, как известно, существует несколько версий о том, где до сих пор сокрыты останки Алапаевских мучеников. Ведь после того, как мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары были вывезены из Китая на Святую Землю, шесть гробов продолжали оставаться в Китае.

Дмитрий Напара: Конечно. И десять лет я прожил в Пекине на территории Посольства России в КНР, бывшей территории Российской духовной миссии в Китае (РДМК), буквально в двух шагах от того места, где располагался храм Всех святых мучеников. И неоднократно бывал в парке Цинняньху на месте, где располагалась кладбищенская церковь в честь преподобного Серафима Саровского. В крипт которой из Алапаевска через Читу, Маньчжурию, Хайлар, Харбин и Шэньян все восемь гробов Апапаевских мучеников доставил игумен Серафим (Кузнецов), скитоначальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря, расположенного под городом Пермь, в котором служил, а затем и проживал с семьёй В. О. Каппель, в который приезжала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, в котором было совершено первое — из череды тщательно спланированных — убийство члена Императорской фамилии Великого князя Михаила Александровича Романова (1878−1918). Ну как было не поехать. А версий, в сухом остатке, всего четыре, с моей непросвещенной точки зрения: гробы лежат, по свидетельству С. В. Фомина, под спудом на месте снесённого в конце 50-х гг. при передаче имущества РДМК СССР храма Всех святых мучеников на нынешней территории Посольства РФ в КНР, это раз. Гробы лежат, по иным неподтверждённым сведениям, под спудом на месте снесённой церкви в честь преподобного Серафима Саровского на бывшем миссийском кладбище РДМК — там, где ныне площадка для игры в гольф парка Цинняньху, это два. Гробы с останками Алапаевских мучеников были обнаружены и уничтожены при строительстве жилого городка Посольства СССР, это три. И четыре — это неизвестно, где они лежат. Поэтому и необходимы системные архивные и «натурные» изыскания. Определиться бы только, кому это нужно…

РЛ: Так о чём вы докладывали на конференции почтенной публике?

Дмитрий Напара: Об этом и докладывал. Но это во вторую очередь. А в первую, я слушал, разинув рот, прекрасно структурированные и с глубоким содержанием сообщения эрудированных и увлечённых специалистов, как местных, так и из Москвы прибывших. Не буду перечислять сейчас все фамилии, звания и регалии докладчиков, темы выступлений — это займет слишком много времени, хочу лишь подчеркнуть, что на конференции остро чувствовалось отсутствие С. В. Фомина. Это правда, не сочтите за сарказм. Но его отсутствие было компенсировано присутствием послушницы Ксении Хайнбюхер, которая впервые именно на этой конференции представила публике свой авторский документальный фильм «Игумен Серафим. Духовный подвиг». Это шедевр, поверьте. Сильнейший фильм. Посмотрите сами, Бог даст.

РЛ: Вы говорили, что впервые были в Перми.

Дмитрий Напара: Да, я объездил практически весь Дальний Восток, бывал в Сибири, на Юге, Западе, Севере России, на Алтае, в Башкирии, но на Урале оказался впервые. И как-то этот край сразу лёг на душу. Хотя и был-то я там всего ничего. Но за эти несколько дней посмотрел Пермь, побывал в Белогорском Свято-Николаевском миссионерском мужском монастыре и Серафимо-Алексеевском скиту, а проживал в Пермском Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре. И самое главное, познакомился с чудесными людьми: и светскими, и клириками. Открытыми на твою открытость. Прочными, я бы сказал. Очень прочными на родной земле и в родной вере. И почувствовал неподдельный живой интерес участников и гостей конференции к Алапаевской теме — а были высокие гости из Нижнего Тагила, из иных мест Урала, из Москвы, был озвучен доклад Олега Белоусова из Алапаевска, который, к огромному сожалению, не смог лично участвовать в конференции. А поскольку немногие могут «похвастаться» тем, что целое десятилетие имели возможность в Пекине молиться на месте, где покоились все восемь гробов Алапаевских мучеников, и на месте бывшего кладбища РДМК, а также участвовать в организации и проведении успешной экспедиции по поиску останков В. О. Каппеля, то и мое выступление, а равно и фильм «Последняя тайна генерала Каппеля», блестяще сделанного А. Кирисенко, вызвали, смею надеяться, неподдельный интерес. Ведь тот уникальный положительный опыт взаимодействия с китайской стороной, который мы приобрели, работая под руководством Александра Николаевича Алекаева по «каппелевской» теме в теснейшем взаимодействии с МИД России и ОВЦС МП, без участия высокопрофессиональных руководителей и сотрудников которых никакие наши «достижения» не были бы возможны, не грех, полагаю, эксплицировать и на процесс поиска останков Алапаевских мучеников.

РЛ: Вы, как мне видится, настроены оптимистично.

Дмитрий Напара: Оптимистично, нет ли — одному Богу известно, чем и как всё завершится в этом непростом деле. Возможно, конечно, я и ошибаюсь в своем стремлении как-то сорганизовать процесс поиска останков Алапаевских мучеников. Не исключаю правоты и такой аргументации — что время не пришло, что не надо ворошить прошлое, что незачем искать, где Господь упокоил Великого князя Сергея Михайловича, князей Императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Палея, Федора Михайловича Ремеза — пусть себе лежат, где лежат… Время покажет, как говорится. И всё расставит по своим местам.

https://rusk.ru/st.php?idar=85664

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика