Русская линия
Русский вестник А. Василенко14.11.2005 

3-й Международный театральный форум «Золотой витязь» в Минске
Молодость моя — Белоруссия

«Пробивая дорогу в нечеловеческих условиях, мы не имели достаточной поддержки со стороны российского Министерства культуры. И если бы не было существенного вклада Белоруссии, 3-й Международный театральный форум не состоялся бы», — сказал на его открытии президент форума Николай Петрович Бурляев.

Белоруссия не только оказала существенную материальную помощь театральному фестивалю. Красота Минска, ритм жизни белорусов, которые сохранили лучшие черты общества, занятого производительным трудом, способствовали созданию поистине творческой атмосферы на форуме. Как сказала актриса Тувинского государственного музыкально-#драматического театра им. В. Кок-Оола Галина Мунзук, «мы чувствуем себя здесь как дома. Приятно просто пройтись по городу, ощущается спокойствие и величие. И люди — степенные, гордые». Она как бы повторила характеристику белорусов, пришедшую из далекого 13-го века: «Всегда мужественные, всегда набожные».

На улицах Минска вы не увидите толпы иммигрантов, гастарбайтеров. Славянские, чистые лица у тех, кто строит, наводит порядок, торгует. Иностранная реклама не лезет нагло в глаза. Нет многочисленных нарядов милиции, вооруженных огнестрельным оружием. Нет пьяных толп молодежи. По субботам множество свадебных кортежей, которые обязательно посещают Остров слез в центре Минска, где расположен мемориал Сынам Отечества, погибшим за его пределами. Молодожены возлагают цветы к памятнику-часовне, стоящему на небольшой возвышенности, насыпанной из земли, которую привезли белорусские матери с могил своих сыновей, погибших в Афганистане.

Настроения белорусского общества находят отражение и в театре. В нем много ищущих и талантливых людей. В первые дни фестиваля на суд его участников была представлена работа Могилевского областного драматического театра «Я твоя невеста» — инсценировка повести В. Астафьева «Листопад» (режиссер-постановщик В. Еренькова). Она получила специальный диплом жюри за талантливое воплощение военно-патриотической темы. Это формальное определение жюри не передает того сильного впечатления, которое эта пьеса производит на зрителей, той огромной работы, которую проделал творческий коллектив, ставя спектакль, наконец, талантливой игры актеров. Специальным дипломом жюри «Молодость» была отмечена игра лишь одной актрисы Могилевского театра — Елены Кривонос.

Жюри детского театра присудило главный приз по своей номинации Белорусскому государственному музыкальному театру за мюзикл «Буратино.бу» (режиссер-постановщик А. Гриненко). Анастасия Гриненко, которой едва исполнилось 30 лет, исходит из того, что для детей надо ставить спектакли как для взрослых, только лучше. Она стремится гармонически сочетать в своих спектаклях развлекательные и дидактические элементы. И это ей удается, впрочем, как и другим молодым представителям белорусского театра.

Автору этих строк посчастливилось присутствовать на спектакле Белорусского республиканского театра юного зрителя «Рыцарь Ордена Солнца» (режиссер-постановщик Н. Башава). Надо было видеть, как дети, говоря словами Гоголя, были «потрясены одним потрясением». Победа героя над силами зла была встречена таким сопереживанием, таким ликованием зрителей, что вряд ли забудется ими.

Белорусский театр на подъеме, и жюри, конечно, трудно было выделять самые лучшие белорусские постановки и лучших актеров. Спектакль Национального академического театра имени Янки Купалы «Чичиков» (режиссер-постановщик лауреат Государственных премий СССР и БССР, народный артист Белоруссии В. Раевский) удостоен «Серебряного Витязя» в номинации «Большая форма». Серебряной медали за лучшую роль был отмечен заслуженный артист РБ, лауреат Государственных премий СССР и БССР В. Манаев. Специальный диплом «Молодость» получил исполнитель роли Чичикова О. Гарбуз.

У построенного на рабочей окраине Нового драматического театра г. Минска обширные планы как по строительству нового здания, так и по активному освоению широкого репертуара. Участникам форума была показана пьеса классика белорусской драматургии А. Макаенка «Затюканный апостол» (режиссер-постановщик Д. Нупрейчик).

По белорусскому театру видно, что за годы независимости выросло новое поколение, которое ищет свое место в жизни и в истории. И по белорусскому же театру ощущается то, от чего хотят уберечь это поколение. Национальный академический драматический театр им. М. Горького показал участникам форума пьесу Г. Гауптмана «Перед заходом солнца». Главный герой, которого играет народный артист СССР Р. Янковский, отстаивает свое право на выбор в борьбе против частнособственнических инстинктов. Это неприятие власти денег кто-то из подростков выразил в надписи на английском языке в центре Минска: «Долой капитализм!» Р. Янковский был удостоен золотого диплома за лучшую роль и награжден золотой медалью имени Н. Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство».

О том, чтобы потенциал, накопленный белорусской молодежью, был использован в созидательных целях, думают многие. Показателен в этом смысле моноспектакль актера Русского драматического театра им. М. Горького в Минске Владимира Шелестова «Дорогие мои…хорошие» по мотивам повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и поэмы С. Есенина «Пугачев». Артист начинает свой спектакль цитатой из А. С. Пушкина «Не приведи Бог видеть русский бунт…» и заканчивает словами Е. Пугачева «Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство». В. Шелестов удостоен серебряного диплома.

Не быть односторонними

Форум характеризовался творческим состязанием между психологизмом и зрелищностью. «Золотой Витязь» в номинации «Большая форма» был присужден спектаклю Московского театрального объединения «Бабилей», поставленному по рассказам Ф. Абрамова. Актеры бережно отнеслись к авторскому тексту, изучили своих героев на родине Ф. Абрамова в деревне Веркола Архангельской области. О них нельзя сказать, что они «играли», нет, они жили на сцене жизнью своих героев. Впечатление зрителей было таково, что многие из них не могли сдержать слез.

В традициях реалистического театра Центральный академический театр Российской армии осуществил постановку пьесы А. Н. Островского «Поздняя любовь» (режиссер-постановщик А. Халилуллин). Белорусские зрители и участники форума встретили спектакль с восторгом. В нем было то главное, что свойственно системе Станиславского: великолепный актерский коллектив, где каждый — личность, глубокое проникновение в психологию героев, органическая действию сценография. Народные артисты России Лариса Голубкина и Николай Пастухов удостоены за лучшую роль соответственно серебряного и золотого дипломов. Кроме того, Николай Пастухов был награжден золотой медалью им. Н. Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство».

Соперничала с этим спектаклем постановка Нижегородским государственным театром юного зрителя пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок» (режиссер-постановщик В. Симакин). В ней много импровизации, современных реалий, песен авторских и народных, авторский текст адаптирован применительно к вкусам и предпочтениям, навязываемым современным подросткам. В. Симакин разделяет точку зрения Е. Вахтангова, который считал, что спектакль ставится для зрителя.

Событием на форуме явился моноспектакль «Грех» в постановке народного артиста Украины М. Мельника, который был удостоен «Серебряного Витязя». М. Мельник основал в 1989 году в Днепропетровске Украинский театр одного актера «Крик». В его репертуаре спектакли «Кара» по мотивам повести «Тарас Бульба», «Гайдамаки» по Т. Шевченко, «Кроткая» по повести Ф. Достоевского. Спектакль «Грех» представляет собой современную версию произведения классика украинской литературы М. Коцюбинского. Оригинальная сценография, органичное теме музыкальное решение, проникновенная игра актера настолько заворожили аудиторию, что зрители еще некоторое время после окончания действия не могли освободиться от испытанного потрясения.

Особое явление в жизни «Золотого Витязя» в его многогранных проявлениях — это Иркутский городской театр народной драмы. Его художественный руководитель заслуженный артист России М. Коренев говорит: «Я убежден, что театр должен быть воином — защитником Отечества, а главная его цель — созидание души человека. Мы входили в понимание народных традиций, философии культуры нашего Отечества постепенно. Перечитано множество книг, научных исследований, этнографических статей, фольклорных сборников. Мы постоянно ищем живых носителей традиций, учимся у них. Когда оказалось, что необходимо вернуть звучание древних музыкальных инструментов, то мы сами делали гусли, волынки, вырезали дудки и пыжатки. Пришло время поставить эпическую драму о русских воинах-богатырях „Илья Муромец“ — научились плести кольчуги и мастерить доспехи. Сами перестраивали здание старого кинотеатра, чтобы сделать в нем уютный зрительный зал и театральную сцену. Каждый актер у нас еще и мастер, и строитель, и педагог. При театре вырос детский клуб „Илья Муромец“, где проходят занятия по русскому рукопашному бою и можно получить навыки разных рукоделий. Еще одно детище нашего театра — детский фольклорно-этнографический театр „Лапоток“. Уже второй год работает театральная школа для юношества, где мы передаем подросткам свое понимание служения сцене».

На форум иркутяне привезли спектакль по мотивам сказки В. Шукшина «До третьих петухов» под названием «Ванька, смотри». Он — о борьбе героя русских народных сказок с современным злом — новым мировым порядком, который ставит под сомнение само существование русского народа.

Но именно в стойкости возникает настоящее. Это слова народного артиста СССР, лауреата Государственных премий В. Андреева о той упорной борьбе, которую ведет форум «Золотой Витязь» за утверждение нравственных, христианских идеалов, за возвышение души человека. Большому русскому артисту исполнилось в этом году 75 лет. На 3-м Международный театральный форум «Золотой Витязь» Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой привез спектакль по пьесе Л. Зорина «Невидимки», который был удостоен «Серебряного Витязя» в номинации «Малая форма».

Владимира Алексеевича бабушка окрестила в два года, когда разрушали православные церкви и монастыри. И когда были гонения на Православие, именно в театре он стремился донести до зрителя христианские идеи. «У меня не проходит и дня, чтобы я не обратился с молитвой к Богу и к ангелу-хранителю. И чем дальше, тем больше», — сказал он в откровенной беседе с журналистами.

В целом 3-й Международный театральный форум «Золотой Витязь» соответствовал тому пожеланию, с которым обратился на его открытии митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии Филарет, — форум взращивал благословенные дары любви и духа, нравственности и чести, а не пожинал ядовитые плоды гордыни и порока.

Минск — Москва


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика