Русская линия
Православие.RuАрхимандрит Андрей (Конанос)07.03.2019 

Беседа о бесполезной и вредной печали

Часть I. Перестань так хмуриться

Какая связь между моей духовной жизнью и здоровьем тела? Наше душевное и телесное состояние определяются нашей жизнью в Церкви.

Мы говорим, что Христос — Врач наших душ и телес. В одном месте Священного Писания говорится, что Христос обходил землю, совершая благодеяния и исцеления (Мф. 4.23). Христос всюду, куда приходил и где проходил, дарил здоровье. Люди прикасались к Нему и получали жизнь. Он смотрел на тебя и снимал усталость, говорил и прощал. Видел парализованного человека и ставил на ноги, слепого — и даровал зрение, страдальца, одержимого нечистым духом, — и исцелял его.

Следовательно, Христос придаёт большое значение и душе, и телу. Это великое дело. И нам надо понять, что Христос любит нас и почитает и наше тело, и душу. Они существуют вместе, и никто из них не ниже и не выше, потому что мы телом вместе с душой делаем всё: телом и душой молимся, ходим в церковь, причащаемся, постимся, совершаем грехи, и во всем они неразделимы.

Мы совершаем ошибку в духовной жизни, говорит старец Епифаний (Феодоропулос): делим вещи на хорошие и злые, материальные и духовные, телесные и душевные, а они одновременно и то, и другое. И нет в нашей жизни такого пространства, куда Христос не мог бы войти и освятить его. Может ли Христос не зайти к тебе на кухню, не есть с тобой, не быть там, где обнимаешь близкого тебе человека?

Он Бог, любящий нас на всех этапах нашей жизни. Мы люди, у нас есть свои терзания, свои тревоги — может ли Христос быть с нами во всем этом? Может, и есть — достаточно принять Его и позволить Ему войти в нашу жизнь, в нашу душу и плоть.

Что душа и тело действуют вместе, это вы увидите, если скажете ребёнку, который учится в начальной школе:

— Дитя мое, подучи математику: завтра учительница задаст вам контрольную!

И, только что радостный, он моментально грустнеет. А утром, когда будет собираться в школу, у него заболит живот, он вдруг начинает корчиться, его рвёт, хотя он ничего не ел, и весь его организм страдает оттого, что вы ему сказали. А что это — то, что ты ему сказал? Просто слово. А какое это слово? Оно такое, что входит в его душу. А что создает душа? Мысли, помыслы, и эти помыслы вызывают реакцию во всём его существе — телесном и душевном.

И если скажешь ему:

— Забудь о контрольной! В конце концов выяснилось, что вы её писать не будете! Объявили, что она откладывается и вы едете на экскурсию! — то у него тут же начинается счастье и веселье. Тошнота проходит, головокружение и боль тоже — все недуги как рукой снимает!

О чём это говорит? Это говорит о том, что наши помыслы, мысли, духовность, душевная атмосфера и всё наше душевное состояние влияют и на наше тело. Поэтому они имеют большое значение. Спокоен ли ты душевно — и телесно будешь чувствовать себя лучше. Смущен ли — и сердце забьётся сильнее, и давление подскочит.

Один человек соблюдал диету и питался только здоровой пищей, а давление у него повышалось. Он не ел ничего, что могло бы поднять давление. Пошёл к врачу.

— Что с тобой опять случилось? — спросил врач. — А может, у тебя по жизни какие-нибудь проблемы?

Волнение всегда сказывается на телесном состоянии, потому что душа и тело взаимосвязаны.

Христос часто исцелял сначала душу, потому что с неё начинается вся жизнь тела. Христос не сказал расслабленному: «Да будешь здрав!» — а сказал:

— Прощаются тебе грехи твои (Мф. 9: 2).

Почему? Он смотрел сначала на душу, потому что она влияет на тело: «Если Я успокою твою душу и ты утихомиришься, если доверишься Мне, возлюбишь Меня, всё это повлияет на тебя и душевно, и духовно, и телесно, и Я смогу с тобой соработничать». Вот поэтому Он сначала обращался к душе, а не потому, будто тело ничего не стоит. Поэтому после исцеления души Он даровал и телесное исцеление.

Наша душа имеет огромное значение. А как у вас с этим дела? Вы в порядке в душевном плане? Спокойны? Потому что в Церкви есть некоторые люди (и к ним я отношу себя самого), которые не совсем в порядке ни психически, ни физически. У нас проблемы. И плохо не то, что у тебя есть проблема, а то, что ты не понимаешь, где эта проблема, и не пытаешься её решить. А решение в том, чтобы взглянуть на себя: «Как я? Что со мной происходит? Как я себя чувствую с самим собой, с людьми, с моей семьёй?» — и потом увидеть, как это всё может повлиять на твоё тело и поведение.

Одна женщина не могла забеременеть, а замужем была уже достаточно долго. Но как ты забеременеешь, когда у тебя столько волнений, нервотрепка, напряжение в отношениях с родственниками и мужем! Сам Бог, наверное, сказал бы: «Да как в это тело может войти новое создание и остаться там на девять месяцев? Как оно согреется внутри? Там ведь такое напряжение». Поэтому многие женщины, которым не удавалось родить, рожают только когда успокоятся душевно, когда душа их утихнет, когда они помирятся с мужем и по-настоящему полюбят друг друга и забудут о проблеме.

На днях одна дама сказала мне:

— Мы этого даже не ждали, это произошло само по себе! Ведь мы оба не могли иметь детей.

Но к радости в их душе, к молитве и взаимной любви добавился и ребёнок.

Душа очень влияет на телесные проявления. Поэтому многие врачи говорят:

— Когда я вижу, что в больнице делают операцию христианину, я уже знаю, что он выздоровеет гораздо быстрее тех, кто не верит в Бога.

Когда тебе делают операцию, но ты любишь Бога и с доверием соработничаешь с врачами и с Богом, ты гораздо быстрее вылечиваешься. Одна женщина сказала мне:

— Я буду исповедоваться, отче. Пойду к своему духовнику, ведь завтра мне будут делать операцию, — у неё были камни в желчном пузыре. — И тогда лягу в больницу с миром и упованием, что Бог даст!

Это один тип мышления, но есть и другой — мышление человека, охваченного паникой и не знающего, что его ждёт завтра. Он идёт к врачу, трясясь от страха, чувствуя себя совсем одиноким, беспомощным: «Что со мной будет, как я с этим справлюсь? Буду ли жив или умру? Никто меня не любит, Бог не помогает!»

Вера — это огромный фактор, помогающий человеку жить хорошо и долго на этом свете. Болезни, душевные и телесные, преждевременно старят нас. И некоторые люди седеют, ещё не успев состариться.

Поскольку в последние два года со мной бывало всякое, борода у меня побелела. И на днях, на одном рукоположении, меня увидел один человек и говорит:

— Как ты стал таким?

— Да ладно, не говори так, а то мне становится не по себе! Каким я стал?

— Но я знал тебя с черной бородой!

— Но я ведь не весь поседел!

— Да, не весь, ну, а вот это что, сбоку?

Спешка и стресс, особенно стресс, сокращают нашу жизнь. От этого седеешь. Волосы выпадают, появляются морщины, ты начинаешь меняться и спрашиваешь себя: «Да как я дошёл до этого?» Смотришь на прошлогодние фотографии и говоришь: «Я уже не тот!» — и снова тревога, из-за которой ты опять же чувствуешь себя плохо.

В Ветхом Завете я прочёл, что, если хочешь жить долго, надо испытывать веселье. Идёшь домой, смотришь на жену, а она на тебя, и вы любите друг друга. Это хорошая, сладкая жизнь, и вы будете жить хорошо и долго. А если идёшь домой, а там вы начинаете есть друг друга поедом, ругаетесь и цепляетесь к каждой мелочи, тогда жизнь у вас не будет долгой. Так жить невозможно, ты состаришься прежде времени и изнуришь себя и душевно, и телесно.

Отгони же печаль, перестань так хмуриться. Почему? Потому что печаль многих погубила и от неё никакой пользы. Печаль и чрезмерная тревога ни к чему хорошему не приводят.

Сидишь ты, плачешь и зацикливаешься на вещах, которые порой и решения не имеют, вместо того чтобы принять всё так, как устроит жизнь. Зачем ты ей сопротивляешься?

— Ну почему мой ребёнок сделал это? Почему он ушёл из дома, женился и переехал в другую область, в другой город? Почему он делает это?

Эти переживания способны состарить тебя и довести до болезни. Если ребёнок счастлив своим выбором, возьми себя в руки и обрати свои волнения в радость; а не можешь в радость, то хотя бы в спокойствие. Добавлю и ещё одно слово: «принятие». Прими это: «Так хотел ребёнок», — и успокоишься.

Обилие забот и проблем в жизни ведёт к преждевременному старению. Тебе, например, 45, а люди думают, что 55. И наоборот, как это замечательно — иметь 60, а выглядеть на 50. Быть старым, а казаться молодым. Такими мы будем, если будем жить в Церкви, так, как того хочет Бог, если будем наслаждаться теми дарами, которые даёт нам Христос. Но мы, к сожалению, ими не наслаждаемся.

Мы живём в Церкви, говорит старец Порфирий, едим плоды, которые дает нам Церковь, но витаминов не принимаем. Вы слышали это — питаться, но не принимать витаминов? То есть ты причащаешься, молишься, ходишь в церковь, но только формально, а твоё душевное состояние остаётся всё тем же. Дети говорят это о своих родителях:

— У меня родители ходят в церковь, но какими уходят, такими и возвращаются, а может, и хуже. Мама в Великий пост возвращается с Литургии Преждеосвященных Даров и ругается с папой, а ведь только что причастилась.

В итоге ты ходишь в церковь, но происходит ли преображение в твоей жизни? Меняешься ли ты, преображаешься ли?

Ходить в церковь недостаточно, вопрос в том, чтобы ходить в церковь так, чтобы это преобразило твою жизнь, чтобы изменились твоя психология, духовность, тело, гормоны, чтобы кровообращение у тебя стало хорошим, кровяное давление пришло в норму, сахар в крови отрегулировался. Поэтому некоторые говорят: «Вот из-за этого у меня и повысился сахар, начался рак!» То есть от переживаний начинается материализация стресса. Стресс получает телесное выражение. Сколько людей умерло, и о них говорили:

— Ну как тут не сломаешься?! Смерть забрала его через год после того тяжёлого случая, который у них произошёл. Переживания убили его.

Переживания губят телесно, они проявляются и внешне и сокрушают нас.


+ + +

Часть II. Вкладывайте в свой ум светлые мысли

Церковь даёт нам такие средства, которые, если использовать их должным образом, помогут нам оставаться здоровыми и душевно, и телесно.

Это пост. Кто постится, тот получает великую помощь для тела: оно очищается. Конечно, это зависит от того, как ты постишься, потому что одна дама сказала мне, что за Великий пост прибавила 6 кг. Она сказала:

— Ну что это за пост такой? Пощусь и полнею!

— Смотри, — сказал я ей, — тут виноват не пост, а то, что ты много ешь. Ведь ты выбираешь всякие сорта хлеба, необычные напитки, ешь пирожные со шпинатом по пять штук сразу, а то и по шесть. Сама готовишь их, и так вкусно! Ты питаешься не в меру. А ведь недостаточно поститься и в то же время есть всё на свете: булочки с кунжутным маслом, рис — во всем этом нужна мера и сбалансированность. Когда постишься правильно, ты ощущаешь свежесть, бодрость, тело у тебя очищается от токсинов, содержащихся в мясе, от тяжёлой пищи, консервантов. Ты вносишь в свою жизнь меру и баланс, ценишь то, что дарит тебе Бог, и благодаришь за это.

Я видел людей, которые постятся, не особо веря в Бога. Один человек сказал мне:

— Я в церковь не хожу так часто, не делаю в этом направлении больших усилий, но всё же соблюду легкий пост.

— А точнее, что ты собираешься делать? — спросил я его.

— Этим Великим постом откажусь только от мяса.

— Молодец! — сказал я ему. — Что можешь, то и делаешь.

Потом он рассказал мне:

— Я увидел результат: ощутил в себе силу, которая придавала мне радость, и я просто летал. Просыпался и несся на работу!

Итак, наше питание оказывает большое влияние на нас: когда делаешь это ради Бога, это влияет и на тело, и на всё наше душевное состояние.

Молитва — ещё одно средство, которое даёт нам Церковь. Когда человек молится правильно, он успокаивается, молитва расслабляет его и утешает. Некоторые люди засыпают на молитве, и это не значит, что они плохие, просто они очень успокоились, стали подобны младенцам. Когда люди причащаются, они потом спят. Причастишь их, и они, ещё не успев доехать до дому, похищаются сном.

Если совершаешь молитву правильно и полагаешься на Бога, душа твоя вся утихает. Это отражается и на теле. Если увидите монахов Святой Афонской горы после службы, то заметите, что у них на лице и во всем облике есть что-то очень свежее, очень хорошее, очень живое, радостное. Они говорят с тобой, и ты видишь людей, которым не тяжело из-за того, что они живут, — у них есть желание жить.

Молитва — великое дело, но молитва означает, что ты предаешь себя Богу, ощущаешь Его: «Боже мой, я хочу ощутить Тебя: какой Ты?» — а не так: «Приди и сделай моего ребенка таким, каким хочу я! Чтобы он женился на той, которую хочу я. Чтобы я нашла такую работу, которую хочу я. Чтобы я нашла денег для..»

На молитве не может быть таких мыслей. Молитва — это любовное состояние, когда ты не думаешь: «Дай мне — и возьми!» — а ощущаешь изумление от соприкосновения с Богом. Это нечто другое. А мы не молимся, мы только ищем себе удобств, всё время, и я тоже: «Боже, хоть бы поймать такси, хоть бы не опоздать на самолет!» То есть мы хотим каких-то услуг, чтобы Бог сделал для нас то, чего хотим мы.

Молитва придает великую бодрость и оживляет всё твоё существо.

Исповедь. Вы исповедуетесь? Ну конечно, да. Я знаю, что вы все исповедуетесь. Но когда исповедь превращается в простое перечисление того, что я сделал. Ведь цель не в этом: «Я сделал то-то, то-то и то-то». Чтобы исповедь исцелила тебя, надо ощущать себя подобным болоту, подобным застоявшейся воде, куда Божия благодать приходит, выталкивает её, и она исчезает. Исповедь выталкивает прошлое, стирает его и бросает в океан Божией любви. Это движение не позволяет воде застояться и засориться.

Кто исповедуется, тот не зацикливается на прошлом, и это очень целительно. Людям обычно тягостно оттого, что они продолжают оставаться в прошлом: «Что я сделал! Что я сказал! Что мне сделали, и как я отнесся!» Исповедь всё это берёт и бросает в реку и океан — туда, где Бог, где любовь. Поэтому исповедь исцеляет человека.

Те, для кого исповедь — это раскрытие души, должны доверить свою душу Богу. Не просто назвать какой-нибудь поступок: «Я убил», — конечно, и это тоже очень серьёзно, но поступок надо осознать, а не просто сказать: «Я убил!» Надо понять, что ты сделал, осознать своё действие, испытать боль из-за этого и почувствовать, что Бог любит тебя и обнимает, несмотря на то, что ты сделал, и говорит тебе:

— Дитя Моё! Я открываю новую страницу в твоей жизни! Старое прошло, твоя жизнь меняется.

Это тебя преображает, делает новым человеком, ты успокаиваешься, меняешься и обновляешься.

Исповедь означает вытащить яд, освободиться от него не для того, чтобы быть наказанным, а чтобы тебе стало легче. Это не вопрос наказания, да и священнику тоже не очень приятно слушать тебя и видеть, как ты мучаешься. Ему не бывает приятно от этого, просто яд должен выйти.

Кто из вас не осуждает других, а прощает, тот, безусловно, обеспечивает себе ещё 10 лет жизни, здоровья и благословения от Бога, поскольку осуждение и непрощение держат нас привязанными к прошлому. Чего ты не можешь простить? Того, что было. А когда было? Час назад, месяц назад, год назад. 10 лет тому назад.

Я видел детей, которые не разговаривают с родителями, родителей, которые ругаются с детьми из-за имущества, и это продолжается 10 лет. А что значит 10 лет? Это значит, что я 10 лет не позволяю своей душе дышать, не даю ей вдохнуть кислород. Я всё сижу там, в старых делах.

А осуждение что значит? Оно значит, что я комментирую жизнь другого, проявляю к ней любопытство, не люблю его, вынашиваю помыслы, которые сводят меня с ума. Поэтому если увидишь людей, которые осуждают, упорствуют, нервничают, то заметишь, что это проявляется у них и внешне. У них заметно напряжение, они совершают нервные движения, приходят в смятение, и это оказывает влияние и на их тело и поражает его, а не только душу.

Как хорошо — засыпать вечером, говоря: «Слава Богу! У меня никаких проблем ни с кем, я никого не ненавижу. Ну ладно, утром обозлился на того человека, но мы с ним помирились». Как сказано в Священном Писании? Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4: 26). И сейчас, зимой, нам до 5 часов надо со всеми сойтись, то есть помириться. Чтобы ты мог сказать: «Теперь иду спать. Слава Богу, я в порядке!»

Это неплохо — чуточку поссориться, ссорьтесь, но только в конце миритесь. Некоторые говорят:

— Мы дома никогда не ссоримся!

— Да ладно вам! Не ссоритесь — что вы за люди?

— Нет, мы очень любим друг друга! — и думают, что мне это очень понравится.

Я сказал им:

— Это не страшно, я буду любить вас ещё больше, если будете немного ссориться!

Позволительно ли это? Вопрос не в том, позволительно ли, потому что это естественно: поссориться — это неплохо, только надо научиться делать так, чтобы из ссоры рождалось что? Истина между вами. Начали вы ссориться? Выскажите всю правду. И если выскажете правду:

— Моя проблема, дорогая, не в еде, которую ты приготовила не так, как я хочу, а в том, что ты вообще пренебрегаешь мной как человеком. Меня терзает одно, я срываюсь на другом. Дело не в твоей блузке, а в том, что я ревную тебя. И не в чем-то другом, а в том, что на днях мы пошли на прогулку, а ты проболтала с этой женщиной уйму времени.

— Откуда ты её знаешь, почему с ней разговариваешь? — говорила одна женщина своему мужу. — О чем вы с ней говорили? — и это терзало её: — Зачем ты с ней разговариваешь?! И что она тебе передала? Ты ведь что-то записал потом! её номер записал? Я себе места не нахожу!

Такие моменты могут дать потом повод поругаться из-за еды, из-за носков, из-за всего. А проблема не в этом. Но если ты этого не выскажешь, это тебя сведет с ума. Помыслы способны довести нас до болезни. Доказательство? Многие из вас не спят по ночам не оттого, что в комнате холодно и нет одеяла, а оттого, что мысли не дают вам покоя. То есть ты ложишься в 12 и засыпаешь в полтретьего, полвторого. И один человек сказал мне:

— Со мной опять непорядок: я до четырех часов не могу уснуть! Не могу, всё думаю и думаю!

Я читал, что наши мысли вызывают биохимические реакции во всем теле. Например, думаешь о пицце и облизываешься, слюнки начинают течь, ты вдруг подумал об этом, и тут же хочется есть! А потом думаешь о чем-то другом и говоришь: «Ой, а это мне не нравится!» Помыслы напрямик влияют на тело. В нас что-то происходит. Например, когда кто-нибудь спрашивает:

— Так, значит, ты приглашаешь меня в гости? А что мы будем есть?

И только услышит, чем будут угощать, тут же исполняется энтузиазма.

Однажды у меня был урок в школе, и мне показалось, что один ребёнок пришёл в восторг от урока, потому что он вдруг заулыбался и стал где-то витать. Я спросил его:

— Почему ты улыбнулся? Что тебе понравилось из того, что я сказал?

— Ничего! Просто я вспомнил, что мама сегодня будет печь торт!

Он вспомнил о торте и стал улыбаться. Лицо у него сияло. Как говорится, когда душа радуется, радуется и лицо.

Поэтому вкладывайте в свой ум приятные мысли. Сейчас и я, и все мы способны заговорить о таких вещах, которые доведут нас до болезни в конечном счёте. И если хотим, можем этим заняться. А если хотим, можем поговорить на такие темы, которые вселят в нас надежду, бодрость, свет. Который мы и видим у святых, у святого Василия, например, у всех. Нимб что означает? Сияющий венец. Церковь словно говорит тебе: «Внеси свет в свою жизнь, в человека, который рядом с тобой, в членов своей семьи, в свои проблемы. Не передавай без конца неприятные помыслы, помыслы отчаяния и т. д. — от этого заболевают, и это ничему не помогает».

Стали собирать статистику, о чём думают большинство родителей, когда ребёнок не возвращается домой вовремя, и оказалось, что 99% думают, что с ним что-то случилось, и лишь немногие говорят, что он или не слышит мобильный телефон, или чем-то занят, или сидит у какого-нибудь друга. Большинство думают о таких вещах, которые приводят к болезни: «Тут что-то не так! С ним что-то случилось! Сейчас что-то происходит!» Мы привыкли думать о плохом. Наш ум обычно туда направляется.

Нам очень поможет (и мне, и вам), если мы научимся за всё благодарить. Это залог здоровья — говорить: «Благодарю!» Кто говорит благодарю, тот делает себе уколы витаминов. Говори благодарю! Не будь недовольным, не ропщи и не жалуйся, а говори: «Слава Богу, на дороге движение! Слава Богу, я проявлю терпение. Сегодня идёт дождь — слава Богу! Лето было очень жарким. Слава Богу!» — и никогда не заболеешь.

Есть люди, которым всегда чего-то не хватает: «Какая ужасная жара!» Или, если холодно: «Какой сегодня жуткий мороз!» «Сколько машин!» — или, если дороги свободны и город пустой: «Вокруг ни души, как будто все вымерли!»

В конечном счете, это болезнь. Быть ничем не довольным в жизни — это болезнь. Это изнуряет, это выбивает почву из-под ног, в твоей психике что-то начинает происходить, и в какой-то момент это поражает и тело.

Кто-то просил меня:

— А если мне надо будет жениться, что ты посоветуешь, какой чертой должна обладать девушка?

Я ему на это ответил:

— У неё не должно быть одной черты — ворчания.

Это великое дело! Она может не иметь диплома, быть бедной, богатой — всё это меня не интересует. Лишь бы не передавала тебе атмосферы нытья, роптания, недовольства. Чтобы была согласна на всё:

— Что мы сегодня будем есть?

— Что есть, то и будем есть!

— У нас нет ничего особенного, есть только немного помидор.

— Замечательно, мне нравятся помидоры!

— А чего ты хочешь: соку или лимонаду?

— Всё равно.

— А я хочу соку, мне он нравится.

У этих людей нет проблем, у них всё нормально, потому что они научились, что бы они ни делали, нестись — мне нравится это слово. «Я несусь» — значит, что я движусь подобно потоку, устремившемуся к реке. Я иду туда, куда ведет меня жизнь.

Всё как управит Бог, а не как хочу я. Аминь!

Перевела с болгарского Станка Косова


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика