Русская линия
Крестовский мостСвященник Роман Колесников22.11.2018 

«Тревожные перемены застали нас в пути»
Каково пришлось паломникам, оказавшимся на территории Константинопольского Патриархата в разгар конфликта

Очередная паломническая поездка, в которой участвовал священник Роман Колесников, оказалась уникальной. В Стамбуле путешественники успели побывать накануне решения о разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, а на Афон прибыли, когда разрыв уже был оформлен. Отец Роман рассказал нам об этом необычном путешествии.

Почему сжимается сердце

Мне давно хотелось посетить в Стамбуле места, связанные с христианскими святынями. И надо же, что случилось это в очень тревожные для православных времена. При этом чувства мы пережили весьма разнообразные.

Самое неизгладимое впечатление на меня произвёл собор Святой Софии. Поражает мощь, с какой он был возведён в 324 году по приказу Константина Великого. Становится понятно, почему побывавшие там послы святого князя Владимира сказали: «Не знаем, где мы находились — на небе или на земле». Его величие и благолепие просто ошеломляют! Целый день потребуется для того, чтобы вдумчиво осмотреть весь собор. Экскурсовод рассказывал нам, где, по сохранившимся историческим сведениям, пел хор, стоял народ, молились византийские правители. Нам показали купель, в которой, как предполагают, крестилась святая княгиня Ольга.

В 1453 году Константинополь пал, турки-сельджуки захватили город, предводитель мусульман на коне въехал в собор. И с того момента Святая София превратилась в мечеть. Сердце сжимается от мысли, что Господь попустил потерять такую святыню! Сейчас это музей, там больше не совершают никаких служб, ни православных, ни мусульманских.

Воспоминания о святынях

Помимо собора Святой Софии, в Стамбуле есть и другие христианские места, которые не столь хорошо сохранились, но от этого не перестают быть значимыми для нас. В частности, собор Святой Ирины, находящийся недалеко от Святой Софии. Это теперь светское здание, в котором нет икон и фресок, разве только несколько фрагментов. Мы были там на концерте симфонической музыки.

Посетили Влахернский храм — тот самый, в котором в Х веке произошло явление Пресвятой Богородицы. Святой блаженный Андрей и его ученик — святой Епифаний — увидели Царицу Небесную, простирающую омофор над молящимися в храме. Позднее удивительное событие стало отмечаться как праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В ХV веке храм от пожара разрушился и на его месте было выстроено скромное здание, похожее на жилой дом с двускатной крышей, в котором сейчас располагается обыкновенная приходская церковь. А ведь когда-то это было эпохальное место, в котором хранилась риза Пресвятой Богородицы.

Побывали мы и в женском монастыре «Живоносный Источник», основанном в V веке императором Львом I по повелению Божией Матери. Интересно, что в источнике там плавают рыбки, так что не случайно на некоторых иконах «Живоносный Источник» изображены рыбы.

Не ошиблись ли адресом?

А в воскресный день мы поехали на Божественную литургию в кафедральный собор во имя великомученика Георгия Победоносца, в котором находится резиденция Константинопольского патриарха Варфоломея. Мы приехали к девяти часам и сначала решили, что ошиблись адресом, поскольку не увидели прихожан, желающих помолиться на литургии. Мне показалось это очень странным: воскресенье, кафедральный собор, должна состояться архиерейская служба, а почему-то никого нет.

Через 10−15 минут подошли певцы, потом появился священник, и так постепенно началась служба. Уже во время литургии пришёл один из архиереев, он не служил и не причащался. Можно сказать, что богослужение состоялось только благодаря русским паломникам. Даже местный священник, когда нас причащал, говорил по-русски: «Тело Христово». По всей видимости, наши паломники и являлись здесь самыми активными прихожанами.

В Стамбуле существует негласное правило, согласно которому священнослужители не имеют права ходить по городу в священнической одежде. Меня сразу предупредили, что я могу находиться в подряснике только на территории православных храмов, которые все подчинены Константинопольскому Патриархату. Но это было ещё до решения о разрыве евхаристического общения. Так что наша поездка оказалась в этом смысле одной из последних, проходивших в условиях прежних правил.

Без причастия на Святой горе

А вот после посещения Турции мы поехали на Святую гору Афон, и как раз в этот момент Священный Синод Русской Православной Церкви объявил своё решение о невозможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом. Конечно, нам было больно слышать эту новость, ведь мы привыкли каждый день начинать с причащения Святых Христовых Таин, но по смирению и послушанию мы обязаны подчиняться воле священноначалия. Ко мне подходили паломники, просили благословить на причастие, однако я отвечал им, что не имею такого права, хотя отношение греков к нам не изменилось и, если бы мы пошли на причастие, они бы нас, конечно, не остановили. Но если мы хотим сохранить единство Церкви, мы, конечно, должны сохранить послушание священноначалию.

При этом надо сказать, что Кинот Святой горы сделал заявление, в котором говорится о самоуправляемости афонских монастырей. Канонически они подчиняются Константинопольскому Патриархату, однако власть Патриарха Варфоломея на Афоне чисто номинальная, он не ставит игуменов, не рукополагает священников, не постригает в монашествующие. Поэтому, если вы запланировали посещение Святой горы с целью помолиться и приложиться к святыням, не участвуя в Таинствах, вы можете это сделать беспрепятственно.

Записала Марина Морозова

http://krest-most.ru/?c=article&id=784


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика