Русская линия
Православие.RuСвященник Валерий Духанин13.09.2018 

Обман себя страшнее проказы: история наших дней

Наша жизнь полна загадок. То, что мы считаем вредным, зачастую ведёт к благу. А то, что считаем полезным, зачастую блага лишает. И даже когда Господь подаёт очевидное чудо и вразумление, за человеком остается право выбора, подчас такого неожиданного и непредсказуемого.

В 2006 году в храм одной южной епархии пришла 85-летняя старушка. Лицо её, тщательно скрываемое платками, было покрыто страшными язвами. По изначальной своей вере Надежда Ивановна была лютеранка, но долгое время ходила к пятидесятникам, думая там обрести покой своей души.

В последние десять лет её жизни с ней приключилась страшная беда: она заболела проказой (так, по крайней мере, она сама называла собственную болезнь, а справок с неё в храме, естественно, никто не требовал). Сведения эти звучат невероятно, но, вопреки распространенному мнению, на постоянной госпитализации находится лишь 35% больных проказой, остальные лечатся амбулаторно и проходят диспансерное наблюдение — по преимуществу те, у кого уже нет активной формы лепры.

Как бы там ни было, но лицо больной женщины было изъедено заразой, специальные инъекции с трудом сдерживали распространение болезни, некрасивые язвы вводили её в смущение. Женщина, заметившая страшный недуг слишком поздно, выбилась из сил и пришла в полное отчаяние. Не помогало ничего: ни лекарства, ни личная усиленная молитва, не помогло и возложение рук у пятидесятников, обещавших сообщить ей Божию благодать и даровать быстрое исцеление.

Трудно сказать, как в ней родилось желание пойти именно в православный храм. Видимо, отчаявшись в помощи собственной конфессии, она готова уже была пойти куда угодно, лишь бы ей помогли. Но, может быть, на грани безысходности и внутреннего крушения надежд в ней пробудился зов и поиск чего-то более подлинного, не обманчивого, а голос совести, побуждаемый свыше, подсказывал единственно верное решение.

Ещё она испытывала страх, тот самый страх, который испытывают многие на пороге храма, когда душа искренне жаждет сокровенной встречи с Богом, жаждет благодати, даруемой в Таинствах Церкви, но внутри души словно воздвигнут барьер, мешающий сделать этот решительный шаг, открыться на исповеди священнику, включиться в православное богослужение. Надежда Ивановна боялась, что она будет отвергнута, её прогонят и не удостоят никакого внимания. Поэтому она предприняла следующий неординарный шаг. Утром, перед тем как окончательно решиться, она помолилась и, надеясь получить вразумление, по традиции местных пятидесятников, наугад трижды раскрыла Священное Писание. И трижды ей выпало место, где женщина хананеянка, то есть язычница, а не израильтянка, смиренно просила Спасителя помочь ей исцелить её одержимую дочь. Однако Господь испытывал веру хананеянки, поначалу даже не ответил ей, а на её очередную просьбу сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Ведь женщина не была причастна Богоизбранному народу. Но и на такой достаточно строгий ответ та смиренно ответила: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Тогда-то Спаситель и сказал ей в ответ: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». Просьба хананеянки исполнилась (см.: Мф. 15: 21−28).

Конечно, очень не хотелось бы, чтобы кто-либо повторял такой способ, близкий к гаданию, но в данном случае Надежда Ивановна, находясь вне Православия, поступила именно так. Она восприняла евангельские слова как обращенные лично к ней, в том смысле, что, даже если она недостойна, её всё равно не лишат в православном храме хотя бы маленьких крох милостивой помощи. И уже внутренне ободренной она поспешила к находившейся неподалеку православной церкви.

Совершалась Божественная Литургия. Надежда Ивановна тихо встала позади всех, вслушиваясь в богослужение. И вот начали читать Евангелие. Каково же было удивление Надежды Ивановны, когда она услышала тот же самый текст о просьбе хананеянки, об испытании её Спасителем и Его чудесной помощи в ответ на смиренную веру женщины.

В жаждущей душе Надежды Ивановны произошла перемена, она чувствовала, что во всем происходящем есть какое-то особое Божие действо. Теперь, вся в слезах, она подошла к батюшке, вышедшему из алтаря для исповеди, и рассказала о себе всё как есть: болеет, хочет исцелиться, но долгое время ходила к пятидесятникам. В конце она обратилась с просьбой: «Я верю, что Господь меня не отвергнет, хоть я и не принадлежу Православной Церкви. Пожалуйста, дайте мне Причастие». В своей просьбе она была горяча и слишком эмоциональна. Отец Димитрий выслушал всю её историю со вниманием, а затем по-доброму, но достаточно твёрдо ответил: «Нет, вы не можете у нас причаститься, не приняв православной веры». Ведь первая эмоциональность с жаждой причаститься во исцеление ещё не говорит о твёрдом желании стать православной христианкой и жить согласно правилам Церкви. Однако батюшка проявил необходимое милосердие: «У нас есть образ святителя Николая Чудотворца, этот угодник Божий помогал многим страждущим. Я могу помазать вас святым елеем от лампады перед его святым образом».

Она согласилась. Заметим, что для человека протестантской традиции такое предложение священника было духовным испытанием, ведь протестанты не чтут ни святых, ни икон и тем более не молятся святым перед их иконами, сторонятся вещественных святынь, таких как святой елей от лампады. Женщина, почувствовав истину в словах батюшки, согласилась. И хотя над образом святителя Николая, только что привезённым, ещё даже не был совершён чин освящения, отец Димитрий помазал больную елеем от находившейся рядом лампады.

Она ушла умиротворенная и полная душевной радости: благодать Божия коснулась её. Казалось, вдохновению её предела нет и дальнейшее ее решение о выборе веры вроде бы предрешено.

Появилась она через две недели. И что же? От прежней болезни не осталось и следа. Проказа или какой бы там ни был недуг — всё ушло.

Батюшка несказанно обрадовался, для него самого такое чудо тоже оказалось неожиданным. С самым искренним сердцем, ласково улыбаясь, он сказал женщине: «Вот видишь, Господь помог тебе именно в Православной Церкви, так что решай». Казалось, всё очевидно, Господь явил Свою милость, наглядно проявил действие Своей благодати в православном храме. Но здесь задумаемся. Ведь помимо Божиего действия есть ещё и ответ, внутренний отклик самого человека на Божие призвание. А в данном случае ответ исцелённого человека оказался иным. Переминаясь с ноги на ногу, несколько виновато, со смешанными чувствами благодарности и нерешительности, Надежда Ивановна произнесла: «Да, вы правы, мне здесь помог Сам Господь. Но, батюшка, мне уже 85 лет, это не тот возраст, чтобы менять религию. Мне тяжело уже вносить какие-то кардинальные изменения в свою жизнь. Можно, я останусь так?» И чувствовался в этом какой-то самообман, обман самой себя, словно человек пытается спрятаться от Божьего зова, испытав обычный земной страх перед жизненной переменой. Священник был удивлён, но не посмел переступить через желание сердца человеческого. На том они и расстались. Больше этой женщины батюшка в храме не видел.

Может быть, и пришла-то она только за тем, чтобы получить исцеление. А получив, ушла. Впрочем, кто знает, за последовавшее после этого время в душе её могли произойти и другие, более отрадные перемены. Судьба этой женщины сокрыта для нас, но вряд ли Господь лишил ее последующих вразумлений.

Удивителен Божественный Промысл. Человеку иной конфессии, истерзанному болезнями, Господь подает исцеление в православном храме, тогда как многие православные страдают самыми тяжкими недугами и не исцеляются. Тем не менее они остаются и далее в Церкви. А лютеранка, долгое время ходившая к пятидесятникам, получила в православном храме исполнение своей самой большой просьбы, но не нашла в себе внутренних сил остаться здесь.

В этом заключается Божия мудрость: людей, крепких верой, воспитывать ко спасению их жизненными страданиями, а людям, не стойким в вере, свидетельствовать об Истине чудесной помощью и ослаблением их скорбей. Тем не менее, призывая человека к Себе, в том числе посредством чудесного исцеления, Господь не подвергает нашу свободную волю насилию. Окончательный жизненный выбор человек всегда делает сам.

Жаль, что многим от Бога нужны телесное здоровье, комфорт, видимое благополучие, а не чистая вера и не спасение души в вечности.

https://pravoslavie.ru/115 575.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика