Русская линия | 31.08.2023 |
Мученик Михаил родился 17 сентября 1878 года в семье потомственного псаломщика Важгортской Воскресенской церкви Петра Александровича Ерегодского и, как и его предки, стал церковнослужителем. Закончив в 1894 году Усть-Сысольское духовное училище, он проживал в доме отца в селе Важгорт Яренского уезда Вологодской области. В 1899 г. по жребию был взят на военную службу и состоял рядовым 223 Коротомского резервного батальона. В 1902 г. был уволен в запас. Знавшие Михаила Петровича описывают его, как приятного в общении красивого молодого человека. Под стать Михаилу была и супруга — Анна Артемьевна. В 1902 году, в связи с болезнью отца, Михаил получил благословение Преосвященного Гавриила (Голосова), епископа Великоустюжского, исправлять должность псаломщика вместо него, а в 1903 г. утверждён в этой должности и получил благословение на ношение стихаря.
Хозяйственная жизнь семьи псаломщика мало отличалась от жизни других селян. Жалованья, получаемого в церкви не хватало и, чтобы прокормить большую семью, в которой родилось шестеро детей, Михаил Петрович крестьянствовал, как и другие односельчане — пахал на своём поле, выкорчёвывал со старшими сыновьями лес для пашни и огорода, имел лошадь и корову, другую живность. Но, по воспоминаниям дочери Елизаветы, в отличие от соседей в большом двухэтажном доме, основное место занимала библиотека отца. Любил Михаил Петрович общаться и с деревенской детворой, учил ребятишек церковному пению. В селе очень уважали Михаила Петровича, обращались к нему с любой просьбой: написать заявление, прошение, он никому не отказывал. Елизавета Михайловна вспоминала, что отец был добрым, чувствительным и к простоте и к красоте человеком. Для любимой дочери всегда приносил из леса маргаритки и дарил девочке. После ареста отца как воспоминание о дорогих сердцу мгновениях жизни Елизавета будет искать любимые цветы, но с арестом отца вдруг исчезли из леса маргаритки.
С началом Первой мировой войны Михаил Петрович был призван на действительную военную службу и служил писарем в обозном батальоне. После 1917 г. демобилизовался и вернулся в родное село Важгорт.
Гонения на христиан в Советской России затронули и простого сельского псаломщика. Многодетную семью Ерегодских обложили непомерными налогами, выплатить которые они были не в силах, и постепенно у них отобрали лошадь, корову. Михаила Петровича дважды арестовывали (в 1931 и 1935 годах) отправляли в Кослан на принудительные работы, каждый раз сроком на один год. А тем временем семью лишили жилья, оставив ей только две небольшие комнатки. Забрали и пашню Ерегодских, чтобы построить там больницу. Взамен же предоставили клочок неплодородной земли.
По данным БД ПСТГУ, Михаил Петрович был рукоположен во священника, однако эта информация требует уточнения: прославлен он был как псаломщик-мученик.
Гонениям подверглись и малолетние дети исповедника, которых не перевели в третий класс. Пришлось им идти на лесозаготовки, кроме старшего сына Вячеслава, которого взяли работать в контору, но поставили условие, чтобы он отказался от отца; тогда юноша ушёл из дома. Два других сына, Владимир и Пётр, продолжали работать в лесу. Но вскоре старшие дети Михаила Ерегодского и родственники вынуждены были уехать, спасаясь от преследований. Вячеслав уехал в Ленинград, работал там на заводе и погиб в блокаду. Пётр жил в Севастополе. Сестра Вера на лесозаготовках сломала ногу, отец сумел отправить дочь в Архангельск, где ей успели вовремя оказать медицинскую помощь, но после выздоровления девушка домой не вернулась, осталась жить у чужих людей.
Брат Михаила Ерегодского, Георгий Петрович, стал упрашивать Михаила Петровича уехать вместе с ним, но Михаил отказался, сказав, что не оставит своего родного села, где похоронены его родители. С Михаилом Петровичем и Анной Артемьевной остались только две младшие дочери Женя и Лиза.
Михаил Петрович был нужен односельчанам, которым запретили ходить в церковь. Расстроенные, потерянные люди не знали, что делать и тогда Михаил Петрович взялся собирать верующих для общей молитвы у себя в доме. Но их выследили, на следующий день после собрания верующих директор школы вызвал дочерей Михаила Ерегодского Евгению и Елизавету и стал допрашивать, кто и по какому поводу приходил к ним в дом. Но девочки ответили: «Мы ничего не знаем, спали на печке и ничего не видели».
Местные коммунисты под надуманным предлогом взялись разрушить и растащить на стройматериалы уже закрытый сельский храм. Сбросив на землю колокол безбожники приступили к разрушению самого церковного здания. В это время Михаил Петрович, как и другие крестьяне, работал в поле, заготавливал сено. К нему прибежали односельчане и рассказали о новой беде. Когда он прибежал в село, с храма уже отдирали доски. Исповедник веры Христовой стал уговаривать разрушителей остановиться, умолять, чтобы оставили здание, что оно ни в чём не виновато и может ещё послужить людям. Но разрушители его не слушали, и тогда Михаил Петрович обратился к односельчанам за помощью. Удивительно, но здание церкви удалось отстоять. Однако возле храма запылал огромный костер. Охапками выносили книги, через окна в костер летели иконы. Те девушки, которые были побойчее, выхватывали из костра иконы, ещё не успевшие загореться, и уносили их домой.
Для активистов-безбожников не было ничего святого: надругавшись над храмом, они отправились на старинное кладбище, не погнушались стащить чугунную плиту с могилы Петра Александровича — отца Михаила Ерегодского — и вместе с колоколом отправили её в переплавку, а крест с могилы отца Михаил успел спрятать. Эта надгробная плита и крест были сооружены в своё время трудами Вологодской епархии, отдавшей дань своему служителю за его заслуги перед церковью. Но всё же и над этой памятью о добром человеке кощунники надругались: после смерти жены Михаила Ерегодского, Анны Артемьевны, дети поставили когда-то спасённый крест на могилу матери, но на следующий день крест исчез.
10 августа 1937 года Михаил Петрович с женой работали на выделенном им за 17 вёрст от села поле, когда прибывший нарочный приказал ему срочно следовать за ним в сельсовет. Михаил Петрович из сельсовета не вернулся, а ночью в дом, в котором остались одни его маленькие дочери, пришли с обыском. Женя спала и ничего не слышала, а Лиза стала свидетелем разграбления дома. Утром пришла Анна Артемьевна. Узнав, что мужа забрали, она долго плакала, говорила, что он прошёл три войны и остался жив, а сейчас его забрали навсегда, и больше родные его не увидят.
Михаила Петровича и ещё несколько человек арестовали и повезли в Кослан. Сельчане узнали об этом, и вышли на дорогу попрощаться, многие плакали, кто-то тайком пытался сунуть арестованным хлеб, деньги. Больше Михаила Петровича никто из односельчан не видел. Через много лет стало известно, что 29 августа 1937 года тройка УНКВД приговорила псаломщика Ерегодского к высшей мере наказания, а 30 августа 1937 года приговор был приведён в исполнение.
Пострадали и близкие мученика. У Ерегодских забрали всё имущество, конфисковали дом, запретили односельчанам оказывать какую либо помощь гонимым. При этом больную женщину с детьми заставляли платить налог. Как могли, заботились о семье родственники, успевшие уехать из Важгорта: старший сын Михаила Ерегодского, Вячеслав, отправлял деньги из Ленинграда. С Отечественной войны вернулся младший сын Владимир, хотел жить в родном селе, но не смог устроиться на работу: советские власти никуда не брали сына христианского мученика. Пришлось ему покинуть родные, дорогие сердцу места. Владимир забрал с собой младшую сестру Евгению, другая сестра Лиза не захотела оставить родительского дома — ждала отца или хоть какую-то весточку. Только через много лет близким Михаила Петровича власти сообщили правду о его кончине.
Мученик Михаил прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 6 октября 2001 г.
https://rusk.ru/st.php?idar=81454
|