Русская линия | 27.08.2018 |
Священномученик Василий Богоявленский родился 1 февраля 1867 года в селе Старое Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника. После окончания Тамбовской Духовной семинарии по первому разряду 20 сентября 1888 г. Василий Дмитриевич был рукоположен в сан диакона к церкви Рождества Христова в селе Старая Дегтянка Козловского уезда с назначением законоучителем в местной церковно-приходской школ. 11 марта 1890 г. Отец Василий был рукоположен во священника к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Овсянка Кирсановского уезда Тамбовской губернии, и в этой должности состоял до 1896 года, при этом исполнял обязанности законоучителя в нескольких церковно-приходских школах.
В 1896 г. Вместе с тяжелобольной супругой переселился в Казань и продолжил образование в Казанской духовной академии, которую окончил в 1900 г. со степенью кандидата богословия. Будучи студентом академии состоял законоучителем в Казанской общине сестёр милосердия Красного Креста, вёл религиозные собеседования с нижними чинами учебных команд при 5 батальонах, расположенных при Казанском вещевом интендантском складе.
По окончании академии служил в кафедральном соборе, затем в церкви Казанского Троице-Феодоровского женского монастыря, а с 1901 г.- в кладбищенской церкви.
В 1905 г. вернулся в кафедральный собор на должность ключаря, одновременно являлся законоучителем Спасо-Феодоровской школы, затем начальных городского и министерского училищ, а также Речного училища 1-го разряда. В течение нескольких лет был членом комитета по проверке отчетов Казанской духовной академии и Казанского епархиального женского училища, членом-учредителем братства во имя Пресвятой Богородицы при кафедральном соборе, членом Церковного историко-археологического общества.
В 1907 г. назначен членом Казанской консистории. В это время написал сочинение «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического исследования» (Каз., 1907), за которое советом Казанской духовной академии 4 июня 1907 г. был удостоен степени магистра богословия.
Овдовев, 14 августа 1908 г. был пострижен в монашество в Александро-Невской лавре епископом Гдовским Кириллом (Смирновым) с оставлением прежнего имени. 15 октября того же года отец Кирилл был назначен ректором Черниговской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 26 июля 1909 г. архимандрит Василий хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавил Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский).
За два года пребывания на кафедре владыка Василий благоустроил Куряжский Преображенский монастырь, служивший местопребыванием Сумского епископа, устроил при нём 2 странноприимных дома.
В марте 1911 г. преосвященный Василий был назначен епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии, а уже 12 мая того же года он стал правящим архиереем — епископом Черниговским и Нежинским.
Черниговская епархия была одной из древнейших на Руси и владыка Василий был достойным приемником её выдающихся архипастырей. За первые два года пребывания на кафедре архиерей объехал епархию, проповедовал во всех храмах, где совершал богослужения. 26 июня 1911 г. в Чернигове были заложены храм во имя св. кн. Александра Невского и епархиальный дом имени императора Николая II, освящение которых состоялось 14 ноября 1912 г. Николаевский дом стал просветительским центром епархии: его большой зал был предназначен для проведения лекций, была собрана большая библиотека, организованы музей церковной старины и школьный музей ученических работ и наглядных пособий, работал книжный магазин братства св. кн. Михаила Черниговского. Епископ Василий предложил устроить аналогичные братские дома в городах и сёлах епархии. По его благословению 11 апреля 1912 г. в Николаевском хуторе Новгород-Северского уезда было открыто второе епархиальное женское училище (одно уже действовало в Чернигове), с сельскохозяйственным отделением. Училище вскоре было названо Василиевским — во имя святителя Василия Великого, в нём на средства епархиального духовенства была учреждена стипендия, предназначавшаяся для одной из беднейших воспитанниц. При Троицком монастыре архиерей устроил духовную музыкально-певческую школу.
В 1914 г. Черниговское епархиальное управление на собранные пожертвования приобрело дворец графа Завадовского в селе Ляличи Суражского уезда для размещения в нём просветительских и благотворительного учреждений; одним из первых взнос на покупку дворца (1 тыс. руб.) внёс Черниговский архиерей. 6 мая 1915 г. в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета на 100 мест, его содержание осуществлялось за счёт средств духовенства Черниговской епархии. 6 августа 1915 г. по благословению архиерея была открыта благотворительная столовая на 300 человек. 30 декабря 1916 г. состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.
Владыка активно руководил деятельностью братства св. кн. Михаила Черниговского (создано в 1888), основными задачами которого были духовное просвещение, миссионерство и благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку братчиками в основном были крестьяне. К 1916 г. в Черниговской губернии действовали 15 у.е.здных отделений братства, 1059 сельских братств, в которых состояло до 20 тыс. человек. В целях укрепления миссионерской деятельности по предложению архиерея произошло объединение всех епархиальных миссионеров в общество при братстве св. кн. Михаила, ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством.
Епископ Василий придавал большое значение издательской деятельности. Летом 1911 г. в связи с намеченным на сентябрь посещением Чернигова Императором Николаем II под руководством архиерея была создана книга «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории» (К., 1911). В 1912 г. в епархии начал выходить научно-богословский журнал «Вера и жизнь». С 1914 г. братство св. кн. Михаила Черниговского издавало газету «Черниговский церковно-общественный вестник» (сначала 3 раза в неделю, затем ежедневно).
В 1913—1914 гг. владыка Василий не раз участвовал в заседаниях Синода, а в июле 1916 г. он был назначен исполняющим обязанности председателя Издательского совета при Синоде. 5 октября того же года преосвященный Василий был возведён в сан архиепископа.
После Февральской революции 1917 г. по распоряжению Черниговского губисполкома владыку дважды арестовывали, 29 марта 1917 г. он был отправлен в Петроград. Ему были предъявлены нелепые обвинения: узурпация власти и стремление к наживе, имя его было оболгано в печати. Это было столь нелепо, что уже в 1917 г. была полностью доказана невиновность владыки. Тем не менее 14 апреля того же года по указу Временного правительства владыка Василий был уволен от присутствия в Синоде, а 6 мая отправлен на покой с пребыванием в Теребенской Никольской пустыни Тверской епархии. 11 августа он был назначен настоятелем в Московский Заиконоспасский монастырь.
20 июля 1918 года Совет Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917−1918 гг. включил архиепископа Василия в состав Собора, 24 июля он назначен благочинным ставропигиальных монастырей. 14−17 августа патриарх Тихон (Беллавин) и Синод постановили послать архиепископа Василия и члена Собора от Московской епархии Алексия Зверева в Пермь для выяснения обстоятельств ареста Пермского архиепископа. Андроника (Никольского). Позднее с разрешения патриарха к ним присоединился архимандрит Матфей (Померанцев). Советское правительство дало согласие на расследование и даже предоставило комиссии отдельный вагон.
Преподобномученик архимандрит Матфей (Померанцев). Михаил Владимирович Померанцев родился около 1881 года в селе Толмачеве Брянского уезда Орловской губернии. Первоначальное образование получил во II Орловском духовном училище, окончив его в 1896 году по I разряду. В 1902 году Михаил Владимирович окончил Орловскую духовную семинарию по I разряду, а в 1906 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В марте 1906 года он был назначен преподавателем Орловской духовной семинарии. С 10 февраля 1908 года Михаил Владимирович состоял преподавателем Орловского женского епархиального училища, с 19 июня 1908 года — помощником смотрителя Камышинского духовного училища Саратовской губернии, а с 3 сентября 1911 года он — преподаватель Олонецкой духовной семинарии.
В 1911 году Михаил Владимирович переехал в Киев, где принял монашеский постриг Киево-Печерской Лавре с именем Матфей и был рукоположен в сан иеромонаха. Нёс послушание заведующего церковно-приходским школами при Лавре
В марте 1914 года отец Матфей был направлен на должность помощника смотрителя Осташковского духовного училища Тверской губернии, а 28 октября 1916 года стал смотрителем этого училища.
8 февраля 1917 года отец Матфей был назначен ректором Пермской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
Отец Матфей был избран Членом Поместного собора 1917−1918 от монашествующих. По воспоминаниям участникам Собора его называли «любимчиком Собора». Архимандрит Матфей был одним из участников расследования обстоятельств убийства митрополита Владимира (Богоявленского), в рамках расследования ездил в Киев, сделал на Соборе по этому поводу доклад. Когда Священным Собором была образована Комиссия для разработки вопросов, связанных с гонениями на Православную Церковь то в её состав вошёл и архимандрит Матфей. Он был инициатором на Соборе многих предложений, в частности, по его заявлению был рассмотрен вопрос о «так называемом большевизме в Церкви», и он был докладчиком и автором проекта.
Когда в августе 1918 г. архимандрит Матфей обратился в Соборный Совет с просьбой «о разрешении ему отпуска по служебным делам в Пермь», он также указал, что «если найдено будет желательным участие его в Следственной Комиссии по делу ареста Архиепископа Андроника», то он готов присоединиться к ней. Святейший Патриарх Тихон поддержал предложение отца Матфея, и сделал заявление, чтобы «выбывший в Пермь по указанному делу архиепископ Василий признавал присутствие архимандрита Матфея полезным при исполнении означенного поручения». В Перми архимандрит Матфей присоединился к Соборной Комиссии, начавшей расследование обстоятельств убийства.
Мученик Алексий Зверев. Алексей Данилович Зверев родился в 1867 или 1868 году в крестьянской семье, окончил начальное училище. Служил миссионером в Московской епархии.
В 1917 г. избран делегатом от мирян Московской епархии на Поместный Собор 1917−1918 гг. В августе 1918 г. по решению Собора Алексей Данилович был направлен в Пермь в составе Комиссии для расследования обстоятельств убийства сщмч. Андроника (Никольского), архиеп. Пермского.
27 августа 1918 года на обратном пути, между Пермью и Вяткой, в вагон, где ехала делегация Собора ворвались красноармейцы и убили всех троих членов комиссии — архиепископа Василия, архимандрита Матфея и Алексея Даниловича Зверева. Страдальцев изрубили шашками, а тела выбросили из поезда. Это случилось за мостом через реку Каму в районе современного Пролетарского микрорайона Перми. Материалы расследования, а также значительная сумма денег на нужды Поместного Собора исчезли. Местные крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. На могилу началось паломничество и тогда власти вырыли тела мучеников и сожгли.
Священномученики Василий и Матфей и мученик Алексий прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г.
https://rusk.ru/st.php?idar=81434
|