Русская линия
Православие.Ru07.07.2018 

Папка 300 детей
Памяти Андрея Викторовича Завражнова

Умер Андрей Викторович Завражнов, директор приюта «Рождественский», что в Калужской области. Отец более 300 детей. Все они его нежно называют «папкой».

Отпевание Андрея Викторовича Завражнова пройдёт 6 июля в пятницу после Литургии в храме Преображения Господня в селе Нижние Прыски в Козельском районе Калужской области.

Андрей Викторович Завражнов

Андрей Викторович Завражнов

Тужурка и спасение души

В начале 1990-х оставив крупный бизнес в столице, Андрей Викторович Завражнов перебрался в домик рядом с Оптиной Пустынью. Вместе с убиенным на Пасху 1993 года иноком Трофимом (Татарниковым) они пахали на тракторах монастырские поля. Потихоньку стал обзаводиться и своим хозяйством.

Незадолго до смерти мы все собирались встретиться с Андреем Викторовичем, ему очень хотелось поделиться с людьми опытом жизни на земле: какое это счастье! Человек на земле самодостаточен и ни от кого не зависим. «Корова — это вообще символ экономической безопасности, — говорил он. — Когда семья живёт в своём доме на земле и у неё есть своя корова, ей не страшны никакие санкции, дефолты, кризисы… В таких семьях рождается много детей, а это и есть возрождение России!»

Бывший москвич очень быстро освоил все тонкости сельхозтруда. Развёл, в частности, овечек. Сам умел разделывать шкуры. Когда узнал, что в Оптину с Афона переехал старец, у которого слабенькие лёгкие, выбрал для монаха, понятно, чёрную шкурку, сам её выделал, сшил из неё тужурку и попросил знакомого монаха, ныне благочинного подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря отца Даниила (Гридченко), тогда ещё оптинского насельника, передать схимнику. Только тайно!

— Бог послал! — прокомментировал, вручая обновку, отец Даниил.

Сам встречи со старцем, как говорил Андрей Викторович, он не искал. В Оптиной все тогда жили одной большой семьёй. Со многими отцами-иеромонахами он трудился бок о бок на монастырских послушаниях, так что вопросы и внутренние недоумения всегда можно было в процессе непосредственного общения разрешить.

Но однажды ему просто надо было исповедоваться перед Причастием. Смотрит: к другим иеромонахам очереди выстроились, а схиигумен Илий (Ноздрин) стоит у аналоя один… Так раб Божий Андрей и познакомился с отцом Илием.

— Андрей! — сразу назвал его старец по имени, хотя тот ещё не представился и вообще едва успел сказать несколько первых слов исповеди… - Это ты мне тужурку подарил?!

— Да ладно вам… - опешил тот. — Какую тужурку?.. Не дарил я вам тужурку… - а сам дальше пытается грехи перечислять…

Хотя с третьего раза, когда старец перебил его покаянный монолог вопросом про тужурку, пришлось всё же сознаться.

— А ты кто? — спросил тогда вдруг старец.

И раб Божий Андрей предложил очередные выкладки на тему того, какой он грешник…

— Да нет, кто ты? Чем занимаешься? — уточнил батюшка.

— Поля обрабатываю… - признался бывший бизнесмен.

На землю перебираться, поля засевать, скот, птицу разводить — это как раз то, на что схимник обычно благословляет многих оказывающихся у него впервые столичных деятелей. «Что вы всё в Москву стремитесь бумажки с места на место перекладывать?!» — негодует порою. А тут человек сам до всего додумался. У Андрея Викторовича тогда уже было пятеро своих детей и, ощутив, как затягивает крупный бизнес, что всё у тебя вроде есть, а душу из тебя точно вынули, сознательно оставил все эти выгодные предложения и заманчивые перспективы. «И ни разу не пожалел!» — как потом признавался он. Взял да и перебрался в святую оптинскую глушь! Выслушав всё это, старец вдруг произнёс неожиданное:

— Хватит тебе смиряться!

20 храмов за четверть века

храм Спаса Нерукотворного образа в Курыничах до восстановления

Храм Спаса Нерукотворного образа в Курыничах до восстановления

Действительно, после того, как сатанист в 1993 году убил друга-балагура инока Трофима, с которым их, кстати, ещё связывала и служба моряками, грустно как-то стало на полях… А в округе Оптиной Пустыни была уйма разорённых храмов. По специальности же Андрей Викторович — строитель. Кстати, духовные люди говорят, что и на том свете души усопших на Небесах продолжают свои труды, таинственным образом сохраняя их профильную направленность, просто осуществляя их уже в иных, немыслимых для нас координатах.

И вот стал он тогда вместе со старцем Илием колесить по козельским окрестностям. И на Орловщину, родину батюшки выбирались. В 1993 году заехали они так как-то по соседству с Оптиной в Клыково. Там тогда разруха была невыносимая. Возрождение храма тогда ещё разорённого монастыря Спаса Нерукотворного пустынь и стало первым по специальности послушанием Андрея Викторовича Завражного.

— Трудно, — вспоминал, — давалось открытие там монастыря. Какие только враг не изыскивал противодейства. Рванёшь в Москву за какими-то богослужебными принадлежностями и, пока едешь, бывало, четыре раза колёса бортовать приходилось. Это сейчас шиномонтаж то тут, то там! А тогда, в 1990-е годы, всё самому приходилось делать. Вот, спустило колесо — надо остановиться, открутить его, разбортовать, вытащить шину, заклеить, вставить в шину, установить колесо обратно. И так по несколько раз за поездку! Ох, мы натерпелись!

И тем не менее к Покрову Божией Матери в восстановленном Покровском приделе храма в том же 1993 году первая в обители спустя десятилетия разрухи Литургия была отслужена!

Один из самых любимых из восстановленных храм Спаса Нерукотворного образа в Курыничах

Один из самых любимых из восстановленных храм Спаса Нерукотворного образа в Курыничах

В 1995 году Андрей Викторович стал помогать за богослужениями также преставившемуся в этом, 2018-м, году митрофорному протоиерею Леонтию Никифорову, настоятелю храма Преображения Господня в Нижних Прысках. Когда надо, и печку в храме топил, и Апостол выучился читать, и пел, когда на клиросе никого не было. Вместе с отцом Леонтием ездил по требам. А в свободное от служб и треб время выезжали они почти всегда затемно («тайнообразующе», как приговаривал отец Леонтий) служить Литургию на алтарях позаброшенных и осквернённых окрестных храмов.

— «Отец наш, видящий тайное, воздаст явно» (Мф. 6: 6), — пояснял отец Леонтий. — Если мы будем служить здесь Литургию, Господь Сам всё устроит, пошлёт людей, чтобы возродить святыню…

А потом тот же Андрей Викторович по благословению отца Илия и воссоздавал эти храмы, за четверть века успев восстановить около 20-ти храмов и часовень. Они и с батюшкой Илием продолжали объезжать Калужскую и близлежащие области, усматривая, где ещё остаётся запустение в храмах и душах…

«Задача выполнена сам не знаю как!»

Так, однажды отец Илий вдруг попросил свернуть с дороги и ехать, пока они не упёрлись в полуразрушенный коттедж.

— Здесь надо устроить детский приют, — сказал старец.

Сидевший за рулём Андрей Викторович взмолился:

— Я?!! Приют?!!

Тут же стал батюшке Илию живописать, как его жена однажды оставила одного со всеми пятью детьми.

— Что угодно, только не оставляй меня больше с ними! — бросился он тогда в ноги к вернувшейся супруге.

Батюшка выслушал, посмеялся, а сам подбадривает:

— Ничего, как-нибудь, как-нибудь…

А как, по-прежнему оставалось непонятно…

Но благословение есть благословение. Начал с того, что умел. Выкупил никому уже не нужный остов недостроя без окон и дверей. Потихонечку принялся за отделку. «Надо бы, — думает, — земли прирезать…»

Пока бегал с документами, собирая подписи, оказался в кабинете председателя сельсовета, а тот ему с порога:

— Андрей Викторович, у нас детский сад закрывается!..

— О! Ну-ка, — ушам своим не поверил тот, кому поручено было открыть детский приют, — пойдёмте-ка.

Приходят, а там всё есть: и душики маленькие, и горшки, и столики, и шкафчики — только детей приводи! А главное, весь персонал высыпал им навстречу: повара, воспитательницы, нянечки — и все они без работы остались! А это новые трагедии…

— Андрей Викторович, возьмёте их всех?! — смекнул вдруг председатель сельсовета.

— Возьму! — отвечает Андрей Викторович.

Вот так осенью 1999 года он забрал этот закрывшийся детский сад в аренду. «А на Рождество следующего 2000 года к нам, — говорил, — повалили дети — рождественские подарки». Местная опека ликовала: им-то до этого детей пристраивать некуда было. Всюду по округе стали они с опекой собирать беспризорников, сирот при живых родителях. У кого-то в тюрьму родителей сажали, другие пьянствовали беспробудно. По 60−70 детей в приюте растили.

Батюшке Илию доложил:

— Задача выполнена сам не знаю как! Приют открыт!

Приезжают вместе со старцем, а им навстречу местные жительницы, бывшие работницы позакрывавшихся колхозов, высыпали. Схиархимандрит Илий всегда говорил, что по детям сразу видно: верующие с ними педагоги занимаются или нет. Это он, когда ещё при советской власти водил экскурсии, в том числе и школьников, по Псково-Печерскому монастырю, смекнул. Так он у оставшихся без работы женщин сразу и спросил:

— «Отче наш» знаете?

— Знаем, — ответили они хором.

— Ну, всё, будете работать в приюте, — благословил их.

«Рождественские подарки»

С детьми в храме

С детьми в храме

Так с Рождества 2000 года приют воспитал уже более 300 детей. Все они Андрея Викторовича «папкой» называют. Уже и внуков сотни народились.

— Слава Богу, даже ранее, казалось бы, совершенно безнадёжные, обречённые на повторение судеб своих родителей дети создают крепкие семьи, растят малышей, — рассказывал Андрей Викторович.

Однажды приютили двух сестёр, цыганочек. Когда одной было 2 годика, а другой 4, мама в очередной раз садилась в тюрьму… У девочек были сложности в поведении, но этим никого в приюте «Рождественский» было не удивить. Главное, что девчонки были очень искренними. Здесь же в приюте покрестились. Горячо, по-цыгански, молились Богу. Казалось бы, судя по тому, что их потом насильно возвращали в ту обстановку, в которой они родились, ничего хорошего в их жизни быть не могло. Когда девочки выросли красавицами, вернувшаяся из заключения мама одну из них пыталась и вовсе… продать.

— Мне пришлось тогда во все это вникать, — рассказывал Андрей Викторович. — Там у цыган такая система: за подросшую дочь матери дают тысяч 15 долларов. Дочь отдаётся какому-то цыганскому барону. Рожает ему детей. А потом он спозаранок выставляет её на улицу с тем, чтобы к вечеру она принесла ему денег на дозу. Чем хочешь занимайся: проституцией, попрошайничай, воруй и т. д. К вечеру она приносит ему денег, он, напившись или «ширнувшись», начинает её избивать за то, что она «проститутка» и т. д. Утром повторяется всё то же самое. И так изо дня в день… Вот и вся цыганская жизнь.

Однако старшая сестра, которая всё-таки успела до возвращения матери из тюрьмы закончить поварское училище, выйти замуж за хорошего человека и родить ему дочь, узнав об участи младшей сестрёнки, забила тревогу! Так как Андрея Викторовича все приютские дети воспринимали отцом, к нему и обратилась за помощью. Он уже привлекал милицию, другие государственные службы. Уже не раз убегавшую из табора, избиваемую и возвращаемую сородичами назад 16-летнюю девушку удалось освободить. Она поступила в женское епархиальное училище. Через год познакомилась с семинаристом. Они поженились и обвенчались. Сейчас он уже диакон. У них двое детей.

Как не бояться брать к себе трудных детей?

Отец Леонтий с батюшкой Илием в приюте «Рождественский». Рядом с отцом Леонтием Андрей Викторович Завражнов

Отец Леонтий с батюшкой Илием в приюте «Рождественский». Рядом с отцом Леонтием Андрей Викторович Завражнов

Был ещё воспитанник, тоже цыганёнок по крови. Как стал подрастать, всё ему надо было крушить. Умывальники разбивал, всячески безобразничал. Андрей Викторович повёл разговор жёстко, по-мужски:

— У тебя два выбора: или тюрьма, потому что того, что ты уже успел натворить, лет на 5 срока тянет, или армия.

Тот выбрал армию. Вскоре «папке» звонят оттуда:

— Ваш напился, всех избил, сидит у нас в КПЗ. Что с ним делать? Сажать?

— Простите, — умоляет «папка», — дурака. Дайте ему денег на дорогу. Пусть домой возвращается.

Вернулся. «Папка» его пристроил работать трактористом. Так этот дембель, и месяца не прошло, как напился, трактор перевернул… Все, конечно, в приюте крепко за него молились, батюшка Илий молился. Сейчас парень угомонился. Сообща ему выбили квартиру, женился, работает в шиномонтаже. Нашёл какую-то родственницу, ей помогает дом строить.

Другая история. Жила семья, отец запил, вскоре умер. Мать, тоже пьющая, ушла жить к бомжам. Двое подростков остались одни. Люди их жалели, брали на время к себе, но надолго ни у кого они не приживались — вероятно, из-за своего сложного характера. Потому что потом, когда их пристроили в гимназию, директор решила от них избавиться и отдать в колонию.

— Но мы-то не боимся брать к себе трудных детей, — рассказывал Андрей Викторович.

— Почему, — помню, спрашиваю у него, — не боитесь?

— Молиться надо, — отвечает. — Бога не забывать. Стараться делать так, чтобы всем хорошо было, и этому же золотому правилу — относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе (см. Мф. 22: 39), — учить детей. И во всём, что касается их, надеяться на Бога. Не на себя, не на свой воспитательский талант или педагогические навыки, — на Бога! Не надо выстраивать никаких своих планов в отношении жизни, исправления этих детей. Просто молиться. И Господь всё устроит.

Вот и эти трудные подростки в приюте как-то отогрелись. Мальчик закончил железнодорожный техникум, правда, потом устроился работать в ОМОН, ощущает в себе потребность кого-то защищать. Девочка готовилась было поступить в институт, ей тогда было 16 лет, как вдруг стало известно, что где-то умерла их мама, чиновники стали оформлять перевод ребёнка в государственный детский дом…

Приют «Рождественский», кстати, не имеет государственного статуса: все эти годы учреждение существовало на пожертвования добрых людей, которых как раз и находил для нуждающихся детей энергичный и по натуре заводной Андрей Викторович…

Девочку тогда, слава Богу, удочерила семья, работающая при одном из восстановленных им храмов. Потом эта воспитанница приюта поступила в социальный институт. Им с братом как сиротам государство выделило квартиры. Сейчас у них жизнь устроена. Слава Богу.

Что будет дальше с детьми приюта «Рождественский»? Когда-то он был назван так именно в память того, что Богомладенцу Христу в Рождество на земле не нашлось человеческого приюта…

Просим молитв об упокоении раба Божия Андрея и о здравии и благоустроении детей и сотрудников приюта «Рождественский».

Для желающих помочь детям, обретающим дом в приюте «Рождественский», публикуем реквизиты одноимённого Благотворительного фонда:

МБОФ содействия социальной защите детей «Рождественский»

http://www.pravoslavie.ru/114 193.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
  • купить настоящий аттестат в Новокузнецке сайт
  • novokuznetsk.isev.su
  • купить аттестат об окончании 9 классов в Пензе читать
  • penza.go-diplom.com