Русская линия
Русская линияИгумен Дамаскин (Орловский)21.05.2022 

Мученик Никифор Зайцев

Мученик Никифор родился 23 марта 1884 года в деревне Пупки Рузского уезда Московской губернии в семье крестьян Петра Константиновича и Марфы Созонтовны Зайцевых. Никифор окончил сельскую школу, с детства тянулся к просвещению и был человеком весьма начитанным. Будучи трудолюбивым, он имел и крепкое хозяйство, что при советской власти навлекло на него многие беды.

Никифор Петрович Зайцев (1884-1942) с супругой Марией Игнатьевной и дочерью АнастасиейВо время Первой мировой войны Никифор Петрович был призван в армию, но, как человек зрелого возраста, из запасных, он был послан служить в обозе. Вернувшись домой, он снова занялся крестьянским хозяйством. Верующий человек и постоянный прихожанин храма, он состоял членом церковной двадцатки и пел на клиросе, был неизменным участником крестных ходов и молебнов, призывал и односельчан молиться Богу и ходить в церковь, не обращая внимания на гонения. Знавшие Никифора Петровича свидетельствовали о нём, что он был человеком глубоко церковным, безупречной нравственности, противником пьянства и безотказным помощником. Во время массовой коллективизации он, хотя и не был согласен с тем, как она проводилась, всё же вступил в колхоз. Он привык в своём хозяйстве к размеренной работе, рассчитанной на длинный крестьянский день, и был несогласен с требованиями чрезвычайщины, когда многое начинает делаться, при невозможности быстрого исполнения, напоказ. Бывало, председатель колхоза начнёт подгонять, говорить, что надо быстрей работать, и даже покажет, как это, например, быстрей надо жать, но Никифор Петрович, как человек многоопытный и в то время уже немолодой, степенно на это ответит: «Ты сейчас только поработал, а мне целый день работать, и я так не смогу». В колхозе он никогда не начинал работать не помолившись, что, естественно, не нравилось партийному начальству.

Наступили гонения 1937 года, когда власти взялись за уничтожение всех оставшихся после массовой ликвидации 1930 года добросовестных крестьян и использовали любой повод для их ареста и осуждения. Никифор Петрович был человеком верующим — и это было вполне достаточно для ареста. 23 сентября 1937 года он был арестован и заключён в тюрьму в Волоколамске.

В качестве свидетелей были допрошены председатель и секретарь сельсовета и один из колхозников. Они показали, что Никифор Зайцев, заговаривая о расстреле Тухачевского и других, говорил, что зря расстреливают: «Смотрите, какое время — брат брата расстреливает». Когда летом 1937 года на собрании говорилось о людях, мешающих работе в колхозе, «Зайцев поднялся и крикнул: „Грабят наяву, всё забирают, а ещё доказывают…“ хлопнул дверью и ушёл»."Зайцев против подписки на займы… Зайцев ярый религиозник, всё время хлопочет о ремонте церкви, у себя дома в дни религиозных празднеств устраивает молебны и песнопения… во время религиозного праздника Пасхи уговаривал колхозников устроить шествие с иконами говоря им, что якобы новая конституция разрешает делать это. В этом году при обсуждении вопроса об антирелигиозной пропаганде Зайцев заявил: «Святое Писание — это истинная правда, а всё остальное — антихристово вранье». Зайцев поёт на клиросе в церкви". «В своём доме Зайцев устроил целый иконостас и каждый вечер устраивает песнопение перед иконами, причём поет настолько громко, что его слышит вся улица. На колхозной работе Зайцев показал себя лодырем, редко выходит на работу, а когда выходит, так больше молитвы поёт». «Зайцев является ярым церковником и первым ходатаем по церковным делам… Колхозникам говорит, что нужно верить только Евангелию, а всё, мол, остальное, в том числе и колхозы, — это „антихристовы дела“. На госзаймы Зайцев никогда не подписывается, заявляя, что он против помощи антихристу. Зайцев государственные поставки называет грабиловкой».

Следователь, вызвав Никифора Петровича на допрос, заявил:

— Следствие располагает данными, что вы имеете тесную связь со служителем религиозного культа… который часто посещает ваш дом; при встречах с ним ведёте разговоры на политические темы. Дайте показания по этому вопросу.

— Да, действительно, священник посещает мой дом — приходит в религиозные праздники с молебном, после молебна я устраивал для него чай… Вёл я со священником разговоры, как обстоит дело у нас с уборкой урожая. Разговоров на политические темы я с ним никогда не вёл.

— Следствию известно, что вы среди односельчан занимаетесь контрреволюционной и антисоветской агитацией. Следствие предлагает дать показания по этому вопросу.

— Контрреволюционной и антисоветской агитацией я никогда не занимался.

— Следствию известно, что вы в июне 1937 года при проработке постановления правительства «О льготах колхозникам по зернопоставкам» выступили среди колхозников с гнусной контрреволюционной клеветой на партию и правительство и утверждали, что это постановление является обманом колхозников. Дайте показания по этому вопросу.

— Таких слов я не говорил; это про меня сказали потому, что сейчас в Советском Союзе большинство людей клеветники, которые клевещут из-за пустяков на людей. По моим убеждениям такое зло развелось потому, что не стало христианской веры, молодёжь не воспитывается в духе христианского учения о морали.

— Следствию известно, что в своих разговорах с колхозниками вы поддерживали известных контрреволюционеров. Дайте показания по этому вопросу.

— Мои личные убеждения по этому вопросу таковы: эти люди были умными людьми, но они сделали дурно, что вместо пропаганды своих идей пошли на измену. Если бы они не изменили, а пропагандировали свои идеи, я приветствовал бы их. Я не согласен также с тем, что их расстреляли, и считаю это жестокой карой.

— Следствие располагает данными, что вы выступаете против колхозов и называете их антихристовым предприятием. Дайте показания по этому вопросу.

— Колхозы вещь хорошая, но народ не подготовлен к общественной работе, и потому в колхозах нет согласованности в работе. Я ещё в период коллективизации предлагал не торопиться с созданием колхозов, а сперва создать показательные колхозы, чтобы люди убедились в их преимуществах, и потом уже строить колхозы в массовом порядке.

— Следствие располагает данными, что вы выступаете против государственных поставок, называя их грабиловкой. Дайте показания по этому вопросу.

— Нет, я против государственных поставок не выступал.

— Следствие располагает данными, что вы выступаете против государственных займов. Дайте показания по этому вопросу.

— Нет, против государственных займов я не выступал.

— Следствию известно, что вы ходатайствовали о разрешении священнику хождения с иконами по домам граждан в дни религиозного праздника Пасхи и подговаривали на это колхозников. Дайте показания по этому вопросу.

— Мне священник объяснил, что сейчас в конституции сказано, что мы имеем право устраивать шествие с иконами без всяких разрешений местной власти… Священник ходил по деревне с Евангелием и крестом. Священник мне показал книгу и говорит: «Вот я на всякий случай в кармане ношу конституцию, чтобы при придирках сельсовета показать им ту графу, в которой разрешается совершать эти обряды».

— Кто ещё кроме вас придерживается ваших взглядов в вашем селе?

— Моих взглядов придерживается моя жена Мария Игнатьевна. У меня дома часто бывает священник, и мы с ним ведём разговоры на религиозные темы. Я сам состоял членом церковного совета и пел на клиросе.

— На какие темы вы вели разговоры со священником?

— Мы разговоры вели только на религиозные темы.

На этом следствие было закончено, и Никифора Петровича перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к восьми годам заключения в концентрационном лагере, и он был отправлен на Беломорско-Балтийский канал на станцию Медвежьегорск. После того как работы здесь стали сворачиваться, Никифор Петрович был отправлен в Каргопольлаг в Архангельской области, куда он прибыл 28 июля 1941 года. В лагере ему пришлось плести рыболовные сети.

Никифор Петрович Зайцев скончался 21 мая 1942 года в Каргопольлаге и был погребён в безвестной могиле.

Мученик Никифор прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 26 декабря 2006 г.

Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май». Тверь. 2007. С. 52−56

Собор новомучеников и исповедников Российских

Собор новомучеников и исповедников Российских

https://rusk.ru/st.php?idar=80802

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика