Русская линия
Православие.Ru Анна Сапрыкина20.02.2018 

В первую седмицу Великого поста вместе с детьми
Материнские заметки

Первые семь дней Великого Поста — Первая седмица — вхождение в Великую и святую Четыредесятницу

Как нам справиться с этой задачей: войти в этот мир, в эту эпоху церковного календаря? Как встретить первую седмицу Великого поста, когда у нас семья, дети, работа и прочее житейское попечение, когда условия и обычаи нашего общества далеки от ритма церковной жизни? Этот вопрос каждая семья решает, конечно, по-своему.

Я расскажу о том, как это бывает в нашей семье. Просто как зарисовки «из жизни».

Не может быть универсального плана для каждого дома на все случаи жизни. Когда в семье двое-трое младенцев — это один ритм жизни, когда пятеро подростков — другой. Когда дети здоровы — одна ситуация, когда больны — другая. Если муж священник, то у матушки свои трудности. Муж неверующий — другие проблемы. Всё это — целые миры, разные миры, всё это — разные условия задачи, и решения к этим задачам будут разными.

Но если условия похожи, если задачи общие, то решения могут быть схожими. И когда цель — соединить дом с Церковью, войти в пост всем домом, вместе с детьми, в любом случае понадобятся, на мой взгляд, такие три вещи:

  1. Родители сами должны жить церковной жизнью, в частности, сами должны поститься.
  2. Детям нужно объяснять, «что происходит», а не просто вталкивать их в гущу событий.
  3. Соблюдать «принцип наглядности» и «связи обучения с жизнью».
  4. Всё остальное уже зависит от принятых в семье традиций, от культуры и отношений внутри семьи, от того, насколько близко родители соединены с жизнью Церкви, и вообще от желания родителей быть вместе — и друг с другом, и со своими детьми.

Понедельник первой седмицы Великого Поста

Интерьер дома

Лето Господне. И. С. Шмелёв. Иллюстрация: Исаичева Н.

Лето Господне. И. С. Шмелёв. Иллюстрация: Исаичева Н.

Этот день в народе называли ещё «Чистым понедельником». Иван Шмелёв в книге «Лето Господне» так описывает этот день:

«Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят.

В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия. зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи.

Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи..".

Всё описанное здесь — внешние атрибуты «постной жизни». Но это внешнее помогает выстраивать и внутреннее. Вчера была Масленица — а сегодня ребёнок просыпается и видит, именно видит: наступило другое время, другая эпоха. Пост.

Пост в интерьере — это и есть «наглядность». И это — часть церковной традиции. Облачения, украшения икон, даже алтарная завеса — всё меняется в дни Великого Поста. Чёрные и фиолетовые «строгие» украшения настраивают нас на «строгость» этого времени.

«Великопостный интерьер» в квартире XXI века — вещь вполне реальная. Не обязательно по Шмелёву. Ориентир здесь, скорее, интерьер храма, коему мы и уподобляем наш дом и сейчас, и вообще.

Украсим иконы домашнего иконостаса лентой широких чёрных кружев — это уже настроит наш дом на «лад» поста. Можно купить в церковной лавке женский шарфик чёрного цвета и использовать его как рушник, которым украшают иконы. Это легко и просто.

Ещё мы в этот день вместе с детьми убираем некоторые украшения дома. Например, ещё в начале Рождественского поста мы повесили на окна светодиодные лампочки-гирлянды. Они так и горят у нас до Масленицы: темнеет рано, и мигающие лампочки в гостиной делают зимнюю жизнь весёлой и нарядной. А вот с началом поста мы эти гирлянды снимаем. Во-первых, дом сразу теряет «праздничность», получается эта постная «нагота», которую описывает Шмелёв. Во-вторых, как раз наступает весна, и самое время окончательно убрать всё зимнее и рождественское. Так что всё логично получается.

Традиционная народная уборка дома в этот день выглядит тоже вполне логичной. Особенно если учесть, что накануне было заговенье на пост, и, может быть, в последний день Масленицы приезжали гости. И сегодня мы уберёмся, встретим пост чистотой и порядком — как будто праздник. А после уборки повесим на иконы эти чёрные украшения, зажжём лампадки.

Утренние молитвы

Утром Великого понедельника наши дети, как обычно, идут в школу. Утреннее правило у них — только начальные молитвы: «Богородице, Дево, радуйся» и «Спаси Господи, люди Твоя». А сегодня — новое, постное: добавляется молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…». Эту молитву дети заранее написали для себя большими чёткими буквами. Но если и забыли подготовить текст — не страшно. Эту молитву мы будем весь пост прочитывать и утром, и вечером, и уже скоро дети запомнят её наизусть.

В храме в этот день служатся особые службы. В наших храмах это — утреня, часы и вечерня. Наверное, чтобы попадать на утренние богослужения этого дня, надо быть монахиней или одинокой, но энергичной и при этом обеспеченной. Но и такие родители, как я, занятые на работе и в семье, могут приобщиться к сегодняшнему богослужению. Хотя бы вспомнить, что оно имеет место быть.

Например, в перерывах между рабочими и домашними делами можно прочитать кое-что из утренней службы. А может быть, времени на эти молитвы не найдётся. Чаще всего так и случается. Но если прочитать хотя бы одну молитву — много времени это не займёт, зато поможет направить мысли в правильную сторону.

Вот такие слова, например:

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похоте́й отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный.

Или вот ещё:

Всечестное воздержание начнём све́тло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию: яко да светоносни предварим во святое и тридневное Воскресение, осиявающее нетление миру.

Две минуты на такие вещи найти можно. А потом «носить» их в голове, выполняя текущие дела.

Книга Бытия

А когда дети вернутся из школы, за обедом мы прочитаем вместе с ними кое-что из Священного Писания. Ведь Великим Постом наша Церковь предлагает нам для ежедневного чтения тексты из Ветхого Завета. Это явно повод для приобщения к Библии. Явно повод для обучения детей.

В понедельник первой седмицы Великого Поста Церковь предлагает нам для чтения Книгу Бытия: Быт. 1, 1−13. — самое начало, о сотворении мира, до четвёртого дня творения. Это очень короткий текст. Если дети совсем не знакомы со Священным Писанием, то сегодняшний день — самый логичный повод начать рассказывать детям о Боге, о создании мира. Если уже знакомы — сегодняшнее чтение будет прекрасным «повторением пройденного».

Может быть, за обедом не будет времени: надо будет бежать на самбо, собираться в музыкальную школу и вкушать прочие радости детского образования. Тогда перенесём это чтение на время ужина или почитаем Библию, когда будем укладывать детей спать. На это дело уйдёт минут пять (не больше — я засекала). Если обсудить — то всего минут 15−20. Если ещё и посмотреть иллюстрации к этому чтению, то при наличии книг под рукой или Интернета — ещё 15 минут.

А можно отнестись к делу серьёзнее. Самим почитать толкования святых отцов на эти места Писания. «Закрепить» пройденное с малышами изготовлением поделок. Об этом я уже рассказывала отдельно: http://www.pravoslavie.ru/88 793.html.

В сокращённом виде эти занятия занимают примерно полчаса. Но за это время мы сделаем несколько невероятно важных дел.

Во время такого занятия с детьми мы сами прочитаем те паремии, которые сегодня предлагает для чтения Церковь.

Мы позанимаемся с нашими детьми важнейшим из уроков.

Сделаем свой дом пространством «образовательного общения» и православной культуры.

Притчи Соломоновы

Может быть, найдётся время и для другой паремии — с этого дня Церковь предлагает нам начать чтение Притчей Соломоновых. Это тоже вполне доступная для детей книга Священного Писания, многие изречения Соломона — общеизвестные короткие афоризмы. Если мы читали Бытие за ужином, Притчи можно почитать на ночь. Если будем заниматься с детьми, можно им предложить выписать некоторые слова Премудрого Соломона. Например, сделать закладочки для книг с этими фразами или повесить на стену в красиво оформленном виде.

В первый понедельник Великого Поста Церковь предлагает, среди прочего, такие слова (Притч. 1, 1−20):

Начало премудрости — страх Господень.

Только глупцы презирают мудрость и наставление.

Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Канон Андрея Критского

А ещё в понедельник святой Четыредесятицы на Великом Повечерии, во время вечерней службы, читается первая часть Великого Канона преподобного Андрея Критского.

Попасть на это богослужение с маленькими детьми совсем непросто. Если и получится выбраться в храм, то, может быть, дети дадут нам постоять на службе, но, скорее всего, будут мешать другим людям. По крайней мере, такое часто случается с моими детьми.

Поэтому на Канон Андрея Критского мы с мужем ходим по очереди. Например, в понедельник — только папа с кем-то из старших детей, а во вторник тогда — мама, с другим старшим ребёнком. В среду- снова папа ещё с одним ребёнком. Тот, кто идёт в храм, берёт с собой текст Канона. Иначе бывает очень тяжело следить за службой. Мы берём на Канон детей не раньше, чем с семи-восьми лет: служба строгая, текст непростой.

Вообще здорово, когда нам, родителям, получается попасть в первые дни поста в храм на Канон Андрея Критского. Общее церковное богослужение — это лучшее «вхождение в пост». И даже когда не очень хорошо слышно, когда нет под рукой текста Канона, всё равно побывать на таком богослужении в храме — лучше, живее, ближе, чем тот же текст прочитать дома.

Но всё-таки семейно-детская жизнь предполагает, что кто-то из родителей остаётся дома. И тогда этот оставшийся читает положенные на сегодня слова Канона Андрея Критского перед домашними иконами.

В таком случае я собираю тех детей, которые не пошли в храм. Напоминаю им о том, что сегодня в православных храмах читается Великий Канон. Можно открыть записи в Интернете, включить видео, где этот канон читается в каком-то монастыре, или где Канон читает Святейший. Слушаем, как хор поёт в темноте храма: «Помощник и покровитель..». Смотрим недолго: только чтобы напомнить детям, что это за служба. Чтобы получить общее впечатление. А потом предлагаю детям вместе со мной почитать начало этого Канона. Зажигаем свечи перед иконами, выключаем свет. И вместе поём первый ирмос — тот, который только что слышали в записи:

«Помощник и покровитель, бысть мне во спасение. Сей мой Бог..»

Я читаю тропари Канона. Дети поют припев:

«Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Второй ирмос уже не поём, совместную «домашнюю службу» на этом заканчиваем. Вряд ли малыши четырёх-пяти-шести лет смогут действительно осознанно или хотя бы внимательно дальше слушать эти молитвы.

Но если дети просят почитать ещё, сами просят — продолжаем читать вместе. Такое случается с детьми достаточно взрослыми, которые уже умеют читать. Так что читаем по очереди. Например: вместе поём ирмос. Я читаю все тропари, кто-то из младших, например, семилетний, повторяет припев. Кто-то постарше, кто читает получше, читает тропари на «Слава» и «И ныне». А кто ещё постарше, может на следующей песне прочитать тропари сам. Как только я вижу, что дети начинают отвлекаться, я уже настойчиво предлагаю им закончить.

Есть и такой вариант: когда мы спели и прочитали первую песнь все вместе, и кто-то из старших просит тоже помолиться, то я даю ему текст Канона, и он сам читает перед иконами. Столько, сколько захочет и сможет.

Я люблю и чту молитвы на церковнославянском языке, и наши дети с детства, с рождения буквально растут в нём. Но тем не менее не все тексты оказываются понятными на этом великом и древнем языке. И Канон преподобного Андрея Критского — тому пример. Не всегда легко «раскрутить» витиеватый синтаксис тропарей этого Канона. Не всегда даже достаточно начитанный человек поймёт отсылки к ветхозаветным героям, коими изобилует текст этого Канона, «училища покаяния». Некоторые издания этого Канона дают удобный параллельный перевод, а также небольшие комментарии к сюжетам из Ветхого Завета. Вот по таким книжкам наши дети и читают Канон Андрея Критского в том случае, если они молятся в эти дни дома.

Такое чтение — возможность не только помолиться, но и понять, чему же нас учит Церковь на великопостных богослужениях. А ещё — познакомиться с замечательным толкованием многих библейских сюжетов. Ради таких моментов мы и занимаемся с нашими детьми изучением и повторением библейских текстов.

Когда дети так подготовлены дома, они смогут более осознанно участвовать в церковном богослужении. Мало того: и видеозаписи, и общая домашняя молитва, и самостоятельное чтение — всё это помогает детям захотеть попасть на эту службу в храм. И в таком случае, однажды — завтра, или в среду, или в четверг, или в следующем году — этому ребёнку будет разрешено пойти в храм на Канон Андрея Критского.

И ребёнок окажется в храме не потому, что его родители затащили, не потому, что ему деваться некуда, а потому, что он давно мечтал побывать на этой службе.

А потом участие в таком богослужении, посещение храма в первую седмицу великого поста становится уже потребностью, частью жизни ребёнка. Частью жизни взрослеющего, взрослого христианина, человека, сознательно выбирающего для себя такую жизнь — жизнь в Церкви. Жизнь, без которой он уже не сможет себя мыслить.

Впрочем, не всегда всё получается легко.

Например, когда дети маленькие, когда на руках младенец, трудно найти время для того, чтобы сосредоточенно, с вниманием прочитать всю часть Канона, положенную для понедельника. В таком случае я читаю его частями. Прочитала одну-две песни — надо бежать к детям, отвлекаться на домашние дела. Но как только появится малейшая возможность, перерыв — можно прочитать ещё две песни. Можно кормить малыша грудью лёжа и, если малыш позволяет, во время кормления ещё почитать. Можно читать сидя в кресле, когда ребёнок сидит или лежит на коленях.

А можно всё сделать несколько иначе: одну песнь прочитать во время общих вечерних молитв. Потом, укладывая детей спать, поговорить с ними о Творении мира или почитать Притчи Соломоновы (сегодняшние паремии). А потом выключить свет и вслух, нараспев, дочитать Канон Андрея Критского; можно сидя на кровати с малышом. Скорее всего, это чтение подействует на детей усыпляюще. Дети будут уложены, а родители закончат чтение Канона.

Если есть ещё силы и желание, если дети вовремя уложены, можно вдвоём с мужем почитать ещё книгу пророка Исаии — это чтение Церковь также предлагает для начала Великого Поста. А можно, конечно, и не читать или почитать что-то другое. На пост мы с мужем обычно планируем чтение святых отцов: например, берём книгу поучений аввы Дорофея или один из томов творений Златоуста — и читаем каждый день на ночь. Всего по одному «слову» или даже по абзацу. Это уж как получается. Зато за пост успеваем реально что-то осилить.

Главное, чтобы это всё было не насилием над самим собой и друг над другом, а радостью. Ведь все эти вещи Церковь даёт нам на помощь, а не в нагрузку. И если мы всё это принимаем — то помощь правда будет ощутимой.

Во вторник первой седмицы Великого поста

Всё то же самое, что в понедельник. Только без уборки.

Утром можно открыть текст службы вторника первой седмицы — то, что сейчас читается в храме. И это снова может быть не всё богослужение, а только несколько великопостных, написанных святыми отцами песней:

Постящеся братие телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропо́тная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость.

Добродетельми Илия возшед на колесницу божественную, постом просветився, возношашеся на высоту небесную, сему поревнуй, смиренная душе моя, и постися от всякия злобы и зависти, и свара, и сладости текущия и сластныя: яко да болезни лютыя избегнеши, вечнующия геенны, вопиющи Христу: Господи, слава Тебе.

Продолжаем читать Библию — Быт. 1, 14−23, о четвёртом и пятом дне Творения. Такими крошечными шажочками продолжаем вместе с детьми изучать Священное Писание. Сегодняшние Притчи Соломоновы — Притч. 1, 20−33.

Тот, кто принимает обличение от Премудрости, кто выбирает для себя жизнь в страхе Божием — тот будет жить без страха, безопасно и спокойно.

В среду первой седмицы Великого Поста

В этот день по монастырскому уставу полагается впервые поесть. Пусть на такие вещи мы даже не замахиваемся — но вспомнить об этом можно. Чтобы представить, насколько облегчённо мы постимся, какой бы строгой ни была наша мера поста. Впрочем, такую страшную информацию мы своим детям не сообщаем. Я боюсь, как бы они не вздумали голодать первые дни поста. Отнесём это в разряд информации 18+.

Сегодня служится первая литургия Преждеосвящённых Даров за этот Великий Пост. Но утром идти в храм для работающе-детных родителей может быть делом непростым. Ведь в таком случае надо будет и утром попасть на службу, и вечером читать Канон Андрея Критского. Поэтому мы обычно в этот день не бываем на литургии. Но вспоминаем: хотя бы однажды за этот пост надо будет причаститься за такой службой.

А сегодня утром мы можем просто после утренних молитв, скорее всего, без детей, и, скорее всего, даже между рабочими делами, на несколько минут вернуться мысленно к посту, к храму. И прочитать ещё одну-две песни из службы среды первой седмицы:

Светотворное время, егоже ныне освятил еси, и даровал еси нам воздержания, Господи, Ты сподоби нас во умилении всех чисте прейти ми́рствующих, Креста крепостию, едине Человеколюбче.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Постом помышлений страсти приидите порабо́тим, духовными себе крилы покрывше: да вражию движимую бурю, легце прешедше, достойни будем крестнаго поклонения, о мире закла́ннаго волею Сына Божия, и духовно празднуим из мертвых Спасово воскресение, на гору вземшеся, со ученики прославим, власть приимшаго всю Сына от Отца, Человеколюбца.

А ещё продолжаем читать паремии — сегодня завершается рассказ о сотворении мира, о сотворении человека и о седьмом дне творения, когда Господь «почил от трудов Своих»: Быт. 1, 24 — 2, 3. Продолжаются и «уроки по изучению наследия царя Соломона» — Церковь предлагает нам для чтения Притч. 2, 1−22.

Вечером продолжаем чтение Канона — часть, положенную на среду.

В четверг первой седмицы Великого Поста

Всё то же, что и в предыдущие дни.

Из утреннего богослужения четверга:

Господи, мне грешному положил еси покаяние, мене недостойнаго спасти хотя безмерною милостию Твоею. К Тебе припа́даю моляся: постом душу мою приклони, яко к Тебе прибегох единому Многомилостивому.

Якоже виноград на древе, Спасе, ви́ся, вином напоил еси нетления, Христе, концы. Темже вопию: пиянством мя греховным люте омрачаема присно, сладостию умиления истиннаго напоив, поститися мя ныне от сластей укрепи, Спасе, яко Благ и Человеколюбец.

Продолжаем читать Библию вместе с детьми — Быт. 2, 4−19: снова о творении человека, об устройстве жизни на земле в первые дни нашего мира, о том, как был устроен Едем, рай. О первой заповеди, которую Бог дал человеку: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь. Первая заповедь — о послушании, о посте, о воздержании. Кстати, не только читаем саму Библию, но и толкования святых отцов.

Снова открываем и Премудрого Соломона: Притч. 3, 1−18. О том, что мудрость — древо жизни для тех, которые приобретают её. И слова, важные для наших детей, но ещё более важные для нас, для меня самой:

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

Не будь мудрецом в глазах твоих.

Можно предложить детям написать эти слова по-церковнославянски, красиво оформить: аппликацией, пластилином, рисунками. Так у наших детей будет изобразительное творчество, всякая мелкая моторика, а заодно они будут приобщены к церковнославянскому языку. Заодно и выучат слова Священного Писания и, может быть, что-то запомнят. И даже, может быть, что-то поймут.

А потом мы эту поделку повесим где-то у себя перед глазами — и будут эти слова Соломоновы наставлять нас весь пост. Неспроста ведь наша Церковь даёт нам это чтение в святую Четыредесятицу.

Кстати, в школу в эти дни поста наши дети ходят, как обычно. Хорошо грекам — у них такие дни выходные. Наши дети будут пропускать занятия на Благовещение, в Великий Четверг, на Светлой — а сейчас у детей их обычный учебный график, в который встроены описанные здесь домашние занятия и молитвы.


+ + +

Вот примерно так всё и получается. Иногда что-то меняется. Добавляется и убавляется. Заболел ребёнок — весь этот красивый план летит. А устроят в школе карантин или каникулы, выпадет на эти дни очередная Восьмая Марта — и тогда получается сделать больше, чем можно было надеяться.

Но если всё складывается, то этот план может принести такие результаты:

  1. И родители, и дети приобщаются церковным богослужениям, даже если не удаётся выбраться в храм.
  2. Пост оказывается временем «образовательного» общения детей и родителей.
  3. Пост становится «учебным периодом» изучения Священного Писания для детей и родителей.

Впрочем, не так важно, как именно получится «вхождение в пост» — главное, чтобы в эти дни, как и во все остальные дни жизни, наша семья жила жизнью Церкви.

Чтобы были хотя бы попытки соединиться друг с другом в единое целое.

Чтобы было хотя бы стремление соединить свой дом с Церковью.

Чтобы хотя бы идея такая была — повернуть свою семью к Богу.

Если всего этого нет — может быть, начало Великого Поста и есть тот самый пресловутый понедельник, с которого мы попробуем начать новую жизнь?

https://www.pravoslavie.ru/101 334.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика