Русская линия
Московский журналПротодиакон Сергий Голубцов01.02.2004 

Церковный композитор Г. Я. Извеков

Среди церковных песнопений Всенощного бдения часто звучит «Хвалите имя Господне» Г. Я. Извекова. Мне оно запомнилось еще и как первая вещь, слышанная в исполнении хора Виктора Степановича Комарова в Елоховском соборе в далеком 1947 году. Храм, по-видимому, не отапливался. Стоя вместе с мамой в тумане от дыхания множества людей, я едва мог различить силуэты певчих.

Это песнопение до сих пор представляется мне одним из лучших «Хвалите». В начале 1990-х годов стало известно, что автор был расстрелян в 1937 году на печально известном Бутовском полигоне. И вот только теперь на основе следственного дела 1 и ряда других источников 2 появилась возможность более-менее полно воссоздать основные вехи его жизни.

Георгий Яковлевич Извеков родился 24 февраля 1874 года в Калуге в семье священника Якова Федоровича Извекова 3, в 1894 году окончил Калужскую Духовную семинарию и был единственным выпускником этой семинарии, направленным для продолжения богословского образования в Киевскую Духовную академию, куда после успешной сдачи приемных поверочных испытаний его зачислили на казенную стипендию. Выбрал он для изучения историческую (а не литературную) группу предметов, из древних языков — греческий, из новых — немецкий. Весьма обширное (650 страниц) курсовое сочинение Извекова на тему «Учительное Евангелие Никифора Каллиста» получило высокую оценку маститых рецензентов — профессоров Дроздова и Певницкого. Оба признали автора достойным степени кандидата богословия, и вскоре Совет Академии рекомендовал его Учебному Комитету Синода в качестве кандидата на место преподавателя церковной истории и гомилетики в духовных семинариях или любых предметов (кроме латыни) — в духовных училищах 4. Однако в 1899 году мы видим Георгия Яковлевича в Праге — псаломщиком посольской церкви.

В 1902 году 5 он женился на Софье Беляевой (1880−1964) — старшей дочери ректора (1899−1909) Вифанской семинарии Андрея Андреевича Беляева 6. 4 февраля 1903 года у Извековых родилась дочь Ксения 7, около 1905 года — сын Ростислав 8 и в 1908-м или 1909-м году — сын Игорь, погибший на войне. 7 марта 1905 года Г. Я. Извеков перешел преподавателем в Сумское духовное училище, но это назначение было вскоре отменено 9, и в конце марта его направили псаломщиком в посольскую церковь в Гааге. 21 февраля 1906 года Извеков назначается законоучителем в Петербургский Александровский 10 женский институт 11 и настоятелем институтского храма святого благоверного князя Александра Невского. Одновременно Георгий Яковлевич законоучительствовал в гимназии, состоявшей под попечительством принцессы Евгении Максимиллиановны Ольденбургской, а с 1913 или 1914 года — еще и в Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе12. В 1910 году он становится также и регентом Регентского училища, учрежденного известным композитором С. В. Смоленским в Петербурге тремя годами ранее. С 16 декабря 1913 года по 1916 год Извеков служил якобы вторым священником13 в Берлинской посольской церкви14. В 1917 году он был награжден камилавкой и наперсным крестом, «от Священного Синода выдаваемым».

Из рукописного словаря Д. С. Семенова «Православное русское церковное пение» (по словам А. А. Наумова) следует, что Г. я. Извеков издавал свои духовные произведения в Праге и Петербурге у Селиверстова и Киреева за свой счет. Помимо занятий церковной музыкой, он в составе экспедиций Географического общества занимался сбором народных песен и, скорее всего, их аранжировкой.

После революции Георгий Яковлевич из Питера переехал в Москву и, возможно, сразу поселился в Перловке15, где несколько лет (1921−1925/26)16 служил в Перловской церкви Донской иконы Божией Матери, а затем — «в различных церквах гор. Москвы. Проживал в пос. Перловка по ул. Семашко д. 37 до ноября 1937 г., после чего был арестован органами НКВД"17. На допросе в 1937 году своим занятием до революции он назвал священнослужение, с 1918 по 1921 год — службу в «транск. от. МОСКО» 18, с 1921 по 1926 год — «служитель культа», затем — композицию, обработку и переписывание музыкальных сочинений.

В 1925 году в Ленинграде, а потом и в Москве образовалось Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз). Сам была хоровая секция, в которой потерявшие работу церковные регенты и композиторы могли получить хоть какую-то финансовую поддержку. 2 марта 1926 года Г. я. Извеков подал заявление о принятии его в Драмсоюз — с приложением списка своих произведений (на сегодняшний день этот список в деле по Драмсоюзу отсутствует)19. Однако в 1930 году секция хоровых композиторов закрылась. После этого, по сведениям А. А. Наумова, Извеков состоял в ВУОАП (Всесоюзном Управлении охраны авторских прав).

14 апреля 1931 года в числе других священнослужителей Г. Я. Извеков был арестован. На допросах он, в частности, сказал: «я ожидал своего ареста и даже хотел этого. Мне как священнику было неудобно, что другие страдают за веру Христову и идут за Него в ссылку, а я не испытываю лишений; поэтому я готов пострадать и даже умереть за имя Христово"20. Когда Георгию Яковлевичу предъявили обвинение в систематической антисоветской агитации, в ожидании контрреволюционного переворота и в антисемитизме, он даже не стал давать дальнейшие показания 21. 30 апреля 1931 года его приговорили к высылке в Северный край на три года, но 15 мая приговор отменили ввиду болезни осужденного (какой — не сказано), однако потом оставили в силе, что следует из показаний после второго ареста, последовавшего 2 ноября 1937 года.

Допрашивали Извекова, видимо, один раз — 16 ноября 1937 года. На вопрос следователя: «За что и какими органами вы арестовывались в 1931 году?» он ответил: «В 1931 году я арестовывался за контрреволюционную деятельность органами НКВД совместно с единомышленниками:22 Лебедевым Сергеем (отчество не помню)23, Орловым Александром (отчество не помню)24, Надеждиным (имя и отчество не помню)25. Мне думается, что я был арестован только из-за того, что все священники уже отбывали наказание и дошла очередь пострадать мне — так я объяснял свой арест окружающим меня лицам. я отбывал наказание в г. Котлас, Устюг и Усть-Сысольске, куда был выслан на три года».

На вопрос о знакомствах: «Моими знакомыми по Москве являются: митрополит Сергий, викарий Сергия (фамилию и отчество не знаю), Лебедев Александр Васильевич, священник, арестован органами НКВД в апреле месяце 1936 г.26; Орфенов Николай Николаевич — протодиакон27, Виноградова Валентина Михайловна, недавно приехавшая из г. Майкоп, ее сестра Александра Михайловна, где проживают — не помню. Кроме того, моими знакомыми также являются: Иванов (имя и отчество не помню) — регент — проживает в г. Казань и Малютин (имя и отчество не помню) — тоже регент, проживает в г. Горький. Из вышеперечисленных лиц я посещаю митрополита Сергия — визиты в праздники; Орфенова Н. Н. и сестер Виноградовых. Лебедева А. В. я встречал при совершении религиозных обрядов в церкви».

На вопрос о средствах к жизни: «я получаю средства от переписки и корректирования нот, употребляемых при богослужениях в церквах, от сочинения духовных песен. <…> Кроме того, я как композитор сочиняю и обрабатываю духовные мелодии и светские песни, которые помещаются и в печати. Раньше я распространял обработанные мною духовные сочинения среди московского духовенства, а также принимал заказы и у приезжающих из других городов регентов. Последнее время духовные мелодии у меня берут только в Синод».

Обвинение в систематически проводимой им контрреволюционной агитации допрашиваемый отверг, но на возражение следователя: «Вы говорите неправду, следствию доподлинно известно, что вы распространяете клевету по адресу мероприятий Советской власти» якобы сразу ответил: «Да, среди окружающих меня лиц я говорил: «В СССР существует притеснение верующих, церкви закрывают, священников арестовывают и ссылают, нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи».

Уже на следующий день заместитель начальника Управления НКВД МО майор госбезопасности Якубович утвердил обвинительное заключение, составленное оперуполномоченным 8-го отделения 4-го Отдела Шишкиным:

"<…> Произведенным по делу следствием установлено, что Извеков Георгий Яковлевич — поп, среди окружающих систематически проводит к/р. агитацию и распространяет вымышленные к/р. слухи. Извеков Г. я. был связан с расстрелянным в 1937 г. за к/р. деятельность попом-террористом [А. В.] Лебедевым, с которым неоднократно встречался.

В своей к/р. агитации Извеков высказывает сочувствие испанским мятежникам, т. е. фашистам, заявляя: «В Испании делается то же, что и в Абиссинии. Мятежники восторжествуют, испанских большевиков разобьют, а потом возьмутся за наших».

Извеков Г. я. заявил, что голосовать ходить не нужно за выставленных кандидатов в Верховный Совет Союза.

На основании вышеизложенного обвиняется:

Извеков Георгий Яковлевич, 1874 г. р. <…> в том, что <…> являлся подстрекателем антисоветских элементов на практическую к/р. деятельность, распространял всевозможные к/р. слухи о якобы производящихся в СССР массовых арестах, о гонении на верующих и духовенство, т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п.10 УК РСФСР"

А еще через день вышло постановление: Извекова Г. Я. — расстрелять, что и было «приведено в исполнение 27/XI 1937 года» на Бутовском полигоне…

Музыкальное наследие Г. Я. Извекова

Е. М. Левашев в своей книге «Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова, 1825- 1917» (М., 1994) называет как отдельно изданные до 1917 года следующие произведения композитора:

«Достойно есть» и «Исполла…»

"О Тебе радуется…" (болгарского распева)

«Свете тихий» + прокимен + сугубая ектения

«Хвалите имя Господне…»

Сборник, изданный Киреевым в Петрограде в 1917 году, включает под NN 7−12:

«Снисшел еси» (пасхальный концерт)

«На реках Вавилонских»

«Благообразный Иосиф»

«Милость мира» и «О Тебе радуется» (2 номера)

«Христос рождается…» (канон)

Сборник «Духовно-музыкальные сочинения Ю. Извекова», изданный в 1917 году, вероятно, в Петрограде, включает:

«Да исправится молитва моя…"28

«Не умолчим никогда…»

«Снисшел еси…» (пасхальный концерт)

«Христос рождается…» (канон)

По данным регента Предтеченской церкви на Красной Пресне Георгия Смирнова, в издательстве Киреева изданы также:

«Достойно есть» (болгарского распева)

«Многая множества»

Херувимская (обиходная)

Херувимская (Мотольская)

«Свете Тихий»

«Хотех слезами омыти»

В библиотеке регента Георгия Смирнова есть факсимиле следующих сочинений Г. Я. Извекова:

«Блажен муж», на 2-й глас

«Ныне отпущаеши» (бас соло)

«Спаси, Боже, люди Твоя» (бас соло)

«Величит душа моя Господа»

Великое славословие (болгарского распева)

«Во царствии Твоем» (бас соло)

Аллилуарий (гласы 1 и 2)

«Утоли болезни» (альт соло, или баритон)

«Очисти мя, Спасе» (тенор соло)

«Вскую мя отринул еси» (бас соло)

Великая ектения (бас соло — диакон)

«Се жених грядет».

В «Триоди Цветной» издания Московской Патриархии (1975/77) в нотном приложении в обработке Г. Я. Извекова дано «Христос Воскресе» Волоколамского напева (до-мажор, первые такты — в женском исполнении).

Светских произведений у Извекова, очевидно, немного. Нам известно местонахождение лишь одного из них: свадебной песни Калужской области «Говорила калинушка», изданной в 1930 году (отдел хранения рукописей Московской консерватории).

«Как духовный композитор, Извеков примыкал к новой русской школе; в ряде своих сочинений («Херувимская песнь» Мотольская, «На реках Вавилонских», «Благообразный Иосиф», «Достойно есть» 8 гласов Знаменного распева) всецело стоит на платформе принципов гармонизации Кастальского. Особенную ценность представляет «Благообразный Иосиф» — единственное после Кастальского глубоко-молитвенное и художественное переложение, так верно передающее состояние верующего в утро Великой Субботы (для исполнения требуется большой хор). «Достойно есть» — нетрудно по изложению, с прозрачной гармонизацией, не затушевывающей мелодию и доступно к исполнению средним хором.

«В новом стиле» (слова Извекова) написаны «Ирмосы Рожд[ества] Хр[истова]», пасхальный концерт «Снисшел еси», и «Да исправится молитва моя» (обычная мелодия, Solo — тенор и хор). В них сохранен дух старинного пения, как в мелодии, так и в гармонизации (унисоны, двухголосие, окончание на квинте и т. д.), но налицо и современная гармония: ходы секстами, полные аккорды, «концертная» форма чередования партий в хоре и т. д. «Ирмосам Рожд[ества] Хр[истова]» предпослано объяснение музыкального содержания каждого ирмоса.

Многие сочинения И[звекова]. («Хвалите имя Г[осподне]», «Многая множество», «Хотех слезами омыти») написаны в новой манере творчества 20-го века: усложненная гармония, драматизм и экспрессия, но все это сглаживается благородностью звучания и доступностью к исполнению <…>

Поздний выход в свет (предвоенные годы — 1914 и годы безбожной власти) помешали широкому распространению его произведений. «На реках Вавилонских» и «Ирмосы воскресные» исполнялись в концертах" 29.

Перу Г. Я. Извекова принадлежит и небольшая статья под названием «Новые задачи православной церковной музыки в России. Вниманию композиторов духовной музыки"30. Надо отметить, что у Г. Я. Извекова был родной брат Сергей, учитель пения в Калуге, также автор ряда церковных песнопений31.


1. Дело N 4872 «правления НКВД по Московской обл. от 2 ноября 1937 г., архивный N 331 993 (ныне N 19 293); отчасти дело N 567 «Извекова"-Соколова И. А. от 18 сентября 1940 г., N 899 541 (ныне N П-54 505 по фонду 10 035 ГАР"а). Суть последнего вкратце не передашь — оно заслуживает стать предметом отдельной статьи.

2. Ряд сведений о жизни Г. Я. Извекова в 1905—1920 гг. сообщил автору сотрудник Музея музыкальной культуры А. А. Наумов. Автор также благодарит за предоставленную информацию протоиерея Максима Максимова, С. В. «айнберг, М. П. Борис; за консультации по ряду документов — И. И. Ковалеву, Н. А. Кривошееву, регентов Г. Смирнова и С. Кривобокова; сотрудника Санкт-Петербургской Духовной академии А. А. Бовкало.

3. Яков Федорович Извеков, сын диакона Сроицкой церкви с. Запажья Малоярославецкого уезда Калужской губ., окончил в 1856 г. по второму разряду Московскую Духовную академию и 12 февраля 1857 г. был возведен в степень кандидата богословия согласно представлению Академической Конференции (-ИАМ. «. 2294, д. 1507. В академическом фонде К. М. Попова он почему-то пропущен). Отец Яков был одним из авторитетнейших священников Калуги, церковно-общественным деятелем (см. в книге «500 лет на службе России», авторы и составители И. Н. Извеков и др.). Г. Я. Извеков упомянут в книге «За Христа пострадавшие» как дальний родственник покойного Патриарха Пимена (Извекова), но пока это ничем не подтверждается.

4. Извлечения из протоколов Киевской Духовной Академии за 1894/95 гг. Киев., 1895. С. 18, 21, 27 -28; за 1897/98 гг. Киев., 1899. С. 303 — 310, 413 — 414, 416.

5. Эта дата вытекает из пометки на публикуемой нами фотографии (см. примеч. 6), но, на наш взгляд, год может быть и более ранний. Скорее всего, Г. Я. Извеков познакомился со своей будущей супругой во время работы в московских архивах.

6. А. А. Беляев (1848−1918) после ректорства в семинарии в 1899—1909 гг. являлся настоятелем храма Сроицы на Грязях. Он был женат на Елизавете Сергеевне — дочери протоиерея Сергея Сергеевича Модестова, служившего в Клину. Родная сестра Елизаветы Модестовой Софья Сергеевна (1861−1940) вышла замуж за профессора МДА Григория Александровича Воскресенского (1849−1918). Дочь последнего Нина, супруга окончившего МДА в 1905 г. Антона Григорьевича Бориса, приходится бабушкой Майе (Марине) Петровне Борис, которая и предоставила нам вышеупомянутую фотографию 1902 г.

7. Была замужем за доцентом Военно-инженерной Академии им. В. В. Куйбышева, специалистом в области артвооружения Изюмовым. Овдовев за несколько лет до смерти, одиноко скончалась в июне 1986 г., что обнаружилось только спустя два месяца. Детей не имела, как и ее братья.

8. По словам музыковеда Е. М. Левашева, Ростислав женился на его родственнице Татьяне Евгеньевне Левашевой и умер вскоре после окончания войны. У него были печатные труды. Как удалось выяснить по каталогу Государственной Библиотеки РФ, он трудился инженером цеха газоразрядных ламп московского электрозавода им. В. В. Куйбышева — занимался разработкой ртутных ламп, руководство по эксплуатации которых под его авторством вышло пятью небольшими брошюрами в 1931—1940 гг.

9. ЦГИА. «. 19, оп. 113, д. 4278, л. 23 об.

10. Если верить справочнику «Весь Петербург», а не в Смольный Александровский институт, как указано в «Именном списке ректорам духовных академий…» на 1917 г.

11. Находился на Пальменбахской ул., (Смольная наб.), 3. Извеков занимал служебную квартиру Общества благородных девиц там же, в доме N 6 («Весь Петербург» за 1908−1910 гг.).

12. Архивные фонды этих учреждений пока недоступны исследователям.

13. В упомянутом «Именном списке…» должность настоятеля Берлинской церкви значилась вакантной, вторым священником указан прусский подданный, сверхштатный православный иерей Василий Антонович Геккен, Извеков же — на третьем месте. Но служил отец Георгий не в Берлине, а в Гамбурге, как выяснил А. А. Бовкало (СПБ ДА).

14. При допросе после ареста в 1931 г. Г. Я. Извеков говорил, что в 1914—1917 гг. был «госпитальным священником», но, возможно, он просто не хотел упоминать зарубежье, или имелся в виду госпиталь для русских военнопленных в Германии.

15. На ул. Семашко, 37 в собственном доме — согласно следственным делам и показанию прислуги Извекова М. Я. Наум; по делу же N 4 фонда 1002 (л. 22−23) за 1923−1926 гг. он значится квартирантом, а местом жительства указана «сторожка на участке бывш. Михайлова».

16. По показанию М. Я. Наум в 1940 г.; до 1925 г. — по его собственному показанию в 1931 г.; в действительности — примерно до конца июня 1926 г., когда в 4-е отделение Отдела «правления Моссовета от церковного совета храма поступило заявление с просьбой разрешить созыв общего собрания прихода для выбора заместителя настоятеля вместо выбывшего протоиерея Г. Я. Извекова (ЦГАМО. Т. 1002, оп. 1, д. 4, л. 46).

17. По показанию М. Я. Наум (д. 567, л. 99).

18. МОСКО — Московский Областной союз кооперативных объединений.

19. РГАЛИ. «. 675, оп. 2, д. 258, л. 1.

20. Дело Р-1086 (ЦА ФСБ РФ, л. 63 — 64, 68 — 69, 796).

21. Сам же. Л. 68−69.

22. Формулировка явно принадлежит следователю. Н. А. Кривошеева, смотревшая данное дело, сообщила, что по нему проходило около семидесяти-восьмидесяти лиц духовного звания из Москвы и других городов, арестованных по обвинению в помощи ссыльным и духовенству.

23. По словам Н. А. Кривошеевой, это — Лебедев Сергей Павлович (1875−1938), протоиерей московской Сроицкой церкви в Зубове. В 1934 г. по возвращении из ссылки митрополит Сергий специально для него учредил должность своего личного секретаря, однако служил отец Сергий в Малаховке. В 1938 г. его вновь арестовали и расстреляли в Бутове 21 марта. Священномученик (канонизован на Архиерейском Соборе 2000 г.).

24. По предположению все той же Н. А. Кривошеевой, речь здесь идет не об Александре, а о протоиерее Анатолии Петровиче Орлове (1879−1937), бывшем ректоре МДА.

25. Н. А. Кривошеева утверждала, что такой фамилии в деле не значилось.

26. Александр Васильевич Лебедев (1888−1937) — сын священника Самарской губ. По окончании Казанской Духовной академии получил степень кандидата богословия за сочинение «Церковная и литературная деятельность всероссийского митрополита Макария (1482−1563)» и был оставлен на кафедре латинского языка. После защиты магистерской диссертации — профессор патрологии. В апреле 1916 г. принял сан иерея и вскоре стал настоятелем Казанско-Богородицкого, а затем Петропавловского собора. Представлял Казанскую епархию на Всероссийском съезде духовенства и мирян в 1917 г. в Москве. Репрессирован в 1922 г. В 1932 г. отца Александра назначили ключарем московского Богоявленского собора в Дорогомилове, а 4 октября 1933 г. — Управляющим делами Патриаршего Синода. Он отлично поставил богослужение, которое сопровождал прекрасными проповедями. Его статьи публиковались в каждом номере ЖМП за 1933−1935 гг. 14 апреля 1937 г. арестован, 19 августа — расстрелян. В 1957 г. реабилитирован (см. Крылова С. О. История Дорогомиловской ямской слободы и церкви Богоявления Господня. М., 1997. С. 98, а также в базе ПССБИ).

27. Последние годы служил в церкви Илии Обыденного; умер в 1955 г. Дядя известного лирического тенора Большого театра Анатолия Ивановича Орфенова (1908−1987).

28. Значится и в «Сборнике духовных произведений русских композиторов». Вып. 1. М., 1999.

29. Семенов Д. С. Рукописный словарь «Православное русское церковное пение» (предоставлен С. В. Кривобоковым).

30. Русская духовная музыка в документах и материалах. С. III. Церковное пение пореформенной Руси в осмыслении современников. 1860−1918. М., 2001. С. 602.

31 В частности, под NN 140−144 в сборник «Духовно-музыкальных сочинений разных авторов, серия 4», изданный Юргенсоном (год не указан) включены следующие его произведения: «Ныне силы небесные», Антифоны на погребение священников, «Да молчит всякая плоть человеча», Херувимская, Трисвятое.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика