Русская линия
Московский журнал Я. Белицкий01.03.2003 

БЕЛЫЙ ГОРОД

Изображенное на открытке здание Политехнического музея, если бы не пояснительная надпись, узнать сегодня весьма трудно: таким оно было первоначально (1877), пока в 1896 году к нему не пристроили правое крыло, а в 1907-м — левое.
«Коллекции музея показывают тесную связь чистого знания с практическим его приложением, и, проходя длинную вереницу зал, посетитель проникается сознанием мощности человеческого разума и грандиозности результатов его многовековой работы», — говорилось в одном из путеводителей конца XIX века.

Толкучий рынок

Кто в Москве не знал Толкучего рынка, раскинувшегося на месте нынешней Новой площади? Слева на открытке — фасад с колоннами. Это — церковь Иоанна Богослова, что под Вязом.
«Все, что только есть у Москвы продажного — из старья и дешевого ручного товара, стекается сюда» — писал о Толкучем рынке в очерке «Современная Москва» П.Д.Боборыкин. Ему вторит путеводитель «По Москве», изданный братьями Сабашниковыми в 1917 году: «Вся Китайгородская стена облеплена лавками, где торгуют русским платьем, обувью, кожей и т. п.»

Третьяковский проезд

Этот проезд с Никольской улицы в Белый город появился в 1871 году. Его умело вписал в древнюю стену архитектор Александр Каминский, много и успешно строивший в те годы в Москве.
Третьяковским проезд назван потому, что средства на его сооружение дал Сергей Михайлович Третьяков-младший, брат основателя знаменитой картинной галереи, Павла Михайловича Третьякова, тоже страстный собиратель произведений живописи и активный общественный деятель.

Театральная площадь

Открытка выпущена до 1908 года: именно в этом году справа от Большого театра появилось здание универмага «Мюр и Мерилиз», отсутствующее на снимке. Фотограф А. Вернер (редчайший случай, когда на почтовой карточке указана фамилия мастера!) запечатлел парад на Театральной площади. В конце XIX — начале XX века парады проводились здесь регулярно и собирали обычно множество зрителей.
«Еще в 1824 году, — указывает старый путеводитель, — был устроен здесь плац-парад, который только в 1911 году был заменен сквером». Путеводитель также сообщает, что в такие дни площадь обносилась забором или канатом, и пешим, а тем более конным появляться на площади категорически запрещалось. Вечерами вдоль ограждения зажигали масляные фонари.

Дом наследников Хлудовых

Когда-то в этом здании с богато декорированным фасадом располагалась контора Хлудовых — крупнейших текстильных фабрикантов России. Но славился дом другим — Хлудовскими банями, соперничавшими по популярности с соседними Сандуновскими.
После революции Хлудовские бани стали Центральными. Более двух тысяч человек приходили сюда ежедневно, так что не диво было увидеть в этом районе в центре Москвы человека с веничком… В настоящее время бани закрыты, дальнейшая судьба их пока неизвестна.

Гостиница «Метрополь»
Она строилась в 1899—1905 годах. По разнообразию скульптур и керамических украшений (панно М.А.Врубеля, панно по эскизам А.Я.Головина и С.В.Чехонина, скульптурный фриз «Времена года» работы Н.А.Андреева) с «Метрополем» не может, пожалуй, сравниться ни одно из московских зданий.
В 1918 году здесь разместился 2-й Дом Советов, а также правительственные учреждения и квартиры руководителей партии и государства. В конце 1920-х годов здание вновь стало гостиницей. В 1990-х была проведена его масштабная реставрация, а точнее сказать — реконструкция.

Охотный ряд
Это название недавно вновь появилось на карте Москвы. Но оно мало понятно современному москвичу. Дело в том, что когда-то здесь находилось множество лавок, торговавших преимущественно охотничьей добычей — живой и битой птицей. Церковь, изображенная на снимке, была сооружена в честь Параскевы Пятницы, покровительницы торгового люда.
Церковь, как и сам Охотный ряд, снесли в середине 1930-х годов. «Вечерняя Москва» торжествующе писала по этому поводу: «Кончилась навсегда целая эра охотнорядской купеческой истории». А Демьян Бедный разразился такими строками:
Москва — ей пользу докажи,
Перекроит Арбат, всю Пресню,
Охотный ряд снесет в момент…

Дворянское собрание
Этот дворец, глядя на открытку, сразу вряд ли узнают даже старожилы. Таким здание Дворянского собрания было до 1903 года, когда его надстроили третьим этажом и частично изменили фасад.
В знаменитом колонном зале Дворянского собрания на балах, собиравших до пяти тысяч человек, бывали А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой; здесь звучала в авторском исполнении музыка П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова, давал концерты Ференц Лист. После революции здание стало Домом Союзов — название, звучащее сегодня не менее громко, чем дореволюционное.

Моховая улица
Название улицы произошло от находившейся рядом в XVIII веке Моховой площади, где продавался мох для конопатки бревенчатых стен. Из домов, изображенных на открытке и доживших до наших дней, можно узнать лишь левый флигель здания старого университета, построенного М.Ф.Казаковым в 1793 году.
Во время пожара 1812 года университет, как и большинство домов на Моховой улице, сгорел. Здание восстановил и заново архитектурно оформил в стиле ампир известный зодчий Доменико Жилярди.

Моховая улица. Архив Министерства иностранных дел.
А этого здания, выходящего на Воздвиженку и Моховую улицы, вы сегодня уже не увидите. Архив располагался в древних палатах боярина Василия Стрешнева, в 1675 году подаренных царем Алексеем Михайловичем своему тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину.
Палаты переходили из рук в руки, неоднократно перестраивались, во второй половине XIX века были тщательно отреставрированы, однако в середине 1930-х годов, когда началось возведение новых корпусов Государственной библиотеки имени В.И.Ленина, сей «памятник московской старины» снесли.


Волхонка

Название улицы связано с фамилией князей Волконских — но достаточно замысловатым образом: «Волхонкой» сначала именовали кабак, находившийся в одном из княжеских домов.
Впрочем, другому владению Волконских здесь выпала боле благородная миссия: в 1786 году в нем открылось Главное народное училище, ставшее в начале ХХ века 1-й мужской губернской гимназией.

Цветковская галерея
Стоит и поныне на Кропоткинской набережной удивительный каменный терем с кокошниками над окнами и затейливым балконом. Такой дом придумал знаменитый живописец В.М.Васнецов для Ивана Евментьевича Цветкова, в 1900 году превезшему сюда свои богатства, что собирал всю жизнь, — полотна, картины, гравюры русских художников XVIII—XIX вв.еков. Так появился в Москве еще один замечательный музей — Цветковская галерея, которую Иван Евментьевич в 1909 году подарил городу.
Галерею закрыли в 1929 году. Большинство ее фондов передали Третьяковке. Во время Великой Отечественной войны в здании находилась французская военная миссия. На его стене — мемориальная доска в память о погибших в боях французских летчиках эскадрильи «Нормандия-Неман».

Улица Знаменка. Александровское военное училище.

Улица названа по церкви Знамения Пресвятой Богородицы, известной с 1600 года (снесена в 1931 году). Церковь на открытой не видна: фотограф запечатлел другую достопримечательность Знаменки: бывший дворец графа Апраксина, известный всей дворянской Москве. Крепостные актеры давали в нем блистательные спектакли! В 1814—1818 годах на его сцене выступала труппа императорского театра, впоследствии ставшего прославленной труппой Большого.
В 1831 году здание отдали Сиротскому институту, преобразованному затем в кадетский корпус, а в 1863 году — в Александровское военное училище. В первые годы советской власти здесь находился Реввоенсовет республики, имя одного из председателей которого — М.В. Фрунзе — Знаменка носила с 1925 по 1990 год.

Камергерский переулок
В надписи на открытке — «Камергерский-Газетный переулок» — ошибка: этот переулок никогда не назывался Газетным, в конце XVIII столетия был он Старогазетным, а вообще за долгую свою историю сменил не одно название: Квасной, Спасский — по церкви Спаса Преображения, Одоевский — по домовладению князя Петра Одоевского; Камергерским же стал по придворному чину кого-то из здешних сановных обитателей — согласно одним источникам, князя Голицына, согласно другим — потомка не менее древнего рода Стрешневых.
К началу ХХ века, когда увидела свет эта открытка (1903), Камергерский переулок был застроен доходными домами с фешенебельными магазинами на первых этажах и дорогими квартирами над ними.

Художественный театр

В 1923—1992 годах Камергерский переулок назывался проездом Художественного театра — в честь знаменитого МХАТа, открывшегося 25 октября 1902 года пьесой Максима Горького «Мещане» в доме, который принадлежал когда-то Сергею Римскому-Корсакову и слыл у москвичей «Домом Фамусова» (говорили, что жена С. Римского-Корсакова, двоюродная сестра А.С.Грибоедова, послужила прототипом Софьи в «Горе от ума»).
В 1872 году дом был продан за долги с аукциона. Приобрел его и приспособил под театр, сдавая различным антрепренерам, богатый московский купец Лианозов. Перестраивал здание для Художественного театра Ф.О.Шехтель. Открытка выпущена сразу же после окончания работ — над входом нет еще знаменитого барельефа А.С.Голубкиной «Пловец».

Купеческий клуб
Этот дом, расположенный на Большой Дмитровке (в 1937—1992 годах — Пушкинская улица), — бывшая усадьба графа Петра Салтыкова, генерала-губернатора Москвы, — неузнаваемо перестроен. В 1839 году его под свой клуб арендовало московское купечество. «Барский тон сменился купеческим, как и изысканный французский стол перешел на старинные кушанья», — писал по сему В.А.Гиляровский. В 1909 году клуб переехал на Малую Дмитровку, а здание купила семья купцов и меценатов Бахрушиных. В одном из флигелей владелец сада «Аквариум» мулат Томас открыл кабаре «Максим».
После революции огромный зал салтыковского особняка становится сценической площадкой для различных музыкальных коллективов. Сейчас в нем размещается Музыкальный академический театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Угол Софийки и Лубянской площади

На фотографии — начало улицы Софийки, называвшейся так по церкви Софии Премудрости Божией. Впоследствии улицу переименовали в Пушечную — на том основании, что еще в конце XV века здесь находился Пушечный двор, на котором, кстати, мастером Андреем Чоховым была отлита знаменитая царь-пушка.
Некоторые старожилы, наверное, помнят деревянную торцовую мостовую на пушечной — единственную в Москве. Опыт оказался неудачным: вскоре вместо дерева положили гранит, а еще позже — асфальт…

Большая Лубянка
Название этой улицы, по всей вероятности, дали поселившиеся здесь после присоединения Великого Новгорода к Московскому государству новгородцы — в их городе имелась улица Лубяница или Лубянка. На заре XX века была Лубянка нешумной, с дорогими квартирами и множеством страховых обществ и компаний — справочник «Вся Москва» за 1916 год называет их 15!
Нетрудно догадаться о времени постройки магазина одежды «Монополь», изображенного на открытке: женская головка на фасаде и башенки в виде воздетых к небу рук — характернейшие признаки стиля «модерн», столь модного в Москве в начале 1900-х годов.

Тексты к открыткам на цветной вкладке

Иверские ворота
Похожая открытка уже воспроизводилась нами на вкладке N 1 за 2003 год с рассказом об Иверских воротах. Здесь ракурс несколько иной: в кадр вошло здание московской городской думы, которому и посвящается комментарий к этой открытке.
«Красный дом» был построен в 1892 году и своей изысканной прихотливой величавостью подчеркивал важную роль думы в жизни города: она ведала благоустройством, образованием, медициной, торговлей, благотворительностью; думцы определяли налоговую политику. После революции в здании расположился Здравотдел Моссовета, а в 1936 году открылся Центральный музей В.И.Ленина. С 1991 года оно передано историческому музею.

Тверская: «Совершенно европейская улица»
Тверская улица считается главной в Москве начиная с XVIII века. Чем только она не славилась! И магазинами, и кофейнями, и горячими сайками, и модной одеждой. Лучшие архитекторы и крупнейшие подрядчики считали за честь получить заказ на строительство здесь. Путеводитель 1884 года называл Тверскую «средоточием городской торговли». И хотя «здесь миллионных операций не делают, зато все прилизано и приглажено, короче, здесь вся элегантная торговля Москвы с французами, немцами и другими благодетелями наших карманов».
А вот свидетельство другого путеводителя — уже начала XX века: «Нарядная, совершенно европейская улица с красивыми фасадами домов, щеголеватой отделкой магазинов и пассажем; освещается она электричеством».

Тверская: Национальная гостиница и часовня Александра Невского

Перед нами — гостиница «Националь». Она была построена в 1903 году и тогда же ее назвали «Национальной» (как и написано на открытке).
По поводу находившейся слева часовни в одном из путеводителей по Москве начала XX века сказано: «Тверская улица проходит почти у самого своего начала через Моисеевскую площадь, на которой стоит часовня в честь св. Александра Невского, поставленная в память освобождения славян». Часовню снесли в 1930-х годах.

Тверская: исчезнувший уголок
Какое место тверской запечатлел снимок? Ответить непросто, ведь домов, что мы здесь видим, давно уже нет. Только по многочисленным вывескам можно установить: мы находимся на отрезке главной московской улицы, начинавшемся от Камергерского переулка: магазин кустарных игрушек, магазин Христиана Эггольма («Русская упряжь, всевозможные седла, английские шоры, беговые вещи»), расположенный в доме Фальц-Фейна…
В конце 1930-х годов бывшую Тверскую, к тому времени ставшую частью улицы Горького, начали ломать и перестраивать. Большинство зданий было снесено, некоторые передвинуты. Среди последних — дом Саввинского подворья (справа на фотографии), построенный в 1907 году, а в 1938-м перемещенный на 50 метров вглубь двора и заслоненный многоэтажкой, возведенной в предвоенные годы известным советским архитектором А.Г.Мордвиновым.

Вид на храм Христа Спасителя
Эта открытка удачно дополняется другой — «Внутренность храма Христа Спасителя: на цветной вкладке они помещены рядом.
Храм был заложен 10 сентября 1839 года в память об Отечественной войне 1812 года и освящен 26 мая 1883 года. «Его золотой громадный купол, ярко блестевший на солнце, можно было разглядеть как золотую звезду над лесом, когда до Москвы еще оставалось верст шестьдесят», — писал современник. Лучшие художники и скульпторы России участвовали в украшении храма, который одновременно вмещал более семи тысяч молящихся. В 1931 году храм был взорван, в 1995—2000 годах — воссоздан.

Памятник Александру III
Памятник предпоследнему русскому императору Александру III (автор — А.М.Опекушин) был установлен на восточной стороне храма Христа Спасителя. Вскоре после революции памятник взорвали, а на его месте 1 мая 1920 года заложили мемориал «Освобожденный труд». Тогда же в Музее изящных искусств на Волхонке устроили выставку скульптурных проектов монумента, которую не замедлили посетить Ленин и Луначарский.
Как известно, ни один из проектов так и не был одобрен и от идеи увековечить в бронзе и граните «Освобожденный труд» пришлось отказаться…

Музей Александра III
Ныне это — главная достопримечательность Волхонки: всемирно известный Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Он открылся в 1912 году в здании. Построенном победившим в конкурсе архитектором Р.И.Клейном и первоначально назывался Музеем изящных искусств императора Александра III при Московском университете, так как его экспозиция создавалась на основе университетского Кабинета изящных искусств. Имя Пушкина и статус государственного музей получил в 1937 году.

Александровский сад и Троицкие ворота
Практически все справочные издания подчеркивают, что Александровский сад — один из первых общественных садов России. Он создавался в 1819—1822 годах у западной стены Кремля по проекту Главного архитектора «фасаднической части Комиссии для строения Москвы» О.И.Бове. Александровским назван в честь императора Александра I.
Ныне Александровский сад, считающийся выдающимся образцом садово-паркового искусства эпохи классицизма, остается излюбленным местом гуляния москвичей.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика