Русская линия
Московский журнал Галина Баранкова01.07.2004 

«Отец славянской филологии»

Выдающийся русский филолог Александр Христофорович Востоков (Остенек) родился 16 (27) марта 1781 года в Аренсбурге (городок на острове Эзель, Эстония). Он был внебрачным сыном немецкого дворянина Христофора Ивановича Остен-Сакена. Первые шесть лет жизни мальчика прошли в Ревеле — в немецком доме вдовы майорши Трейблут. Здесь его крестили и нарекли Александром-Вольдемаром. Позднее он получил фамилию Остенек, которая с самого начала ему не понравилась, и уже в юности Александр-Вольдемар перевел ее на русский язык, начав подписывать свои произведения «Востоков». Большое влияние на мальчика оказал русский гарнизонный сержант Савелий, который рассказывал ему сказки и басни, водил гулять в корабельную гавань и учил русскому языку. По свидетельству самого Востокова, с восьми лет он стал говорить и писать только по-русски. Не забывая немецкого языка, он, тем не менее, практически не употреблял его на письме. В шесть лет Востоков уже бегло читал Библию, увлекаясь «Товием, Руфью, Иудифью, Маккавеями и проч.»
Весной 1787 года Востокова отправили из Ревеля в Петербург, где с 1788 по 1794 год он обучался в Сухопутном кадетском корпусе, будучи, впрочем, не кадетом, а гимназистом. Гимназистов — детей недворянского происхождения — готовили на должности корпусных учителей. В 1794 году по решению его дяди, барона Карла Ивановича Сакена, Востокова переводят в Академию художеств на архитектурное отделение. Основанием такого перевода было сильное заикание мальчика, препятствовавшее будущей работе учителя.
Из своих педагогов Александр-Вольдемар больше всего привязался к преподавателю русской словесности П. С. Железникову, познакомившему способного ученика с сочинениями русских, французских, итальянских авторов. Железников издал «Сокращенную библиотеку в пользу господам воспитанникам Первого кадетского корпуса» (СПб., 1800−1804), в которой Востоков опубликовал свои первые стихи, начав писать их с тринадцати лет.
В 1800 году Востоков окончил Академию художеств и был оставлен в ней на три года пансионером для стажировки. Однако тяга к словесным наукам оказалась гораздо сильнее, чем желание продолжить занятия архитектурой. В октябре 1801 года Востоков становится деятельным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, в которое входили В. В. Попугаев, И. П. Пнин, И. М. Борн, В. В. Дмитриев, А. И. Ермолаев, Н. А. и В. А. Радищевы, сыновья А. Н. Радищева, Д. И. Языков и другие. «Истинное просвещение, истинная наука, путь здравомыслия» — вот идеалы, к которым стремится Востоков в период начальных реформ Александра I, воспевая их в своих стихах. Тогда же определяется и круг его интересов — поэзия, русская словесность, русские древности и русский язык. В 1805—1810 годах Востоков активно занимается литературным творчеством: сочиняет стихи, делает переводы, с 1808 года с головой погружается в лингвистические исследования — преимущественно грамматического и лексикологического характера. Интересует его и теория стихосложения, что нашло отражение в написанном в 1812 году «Опыте о русском стихосложении». В сферу его внимания попадают и русские пословицы, классификацию которых на основании этических принципов он пытался осуществить. Вот один из разделов этой классификации:
Правда или справедливость.
I. В отношении к божеству или благочестие:
1. Богопочитание, вера (~ суеверие, ханжество).
2. Судьба, промысел и правосудие Божие.
II. Справедливость в отношении к людям:
1. Совесть, верность, долг (~ вероломство, лихва).
2. Правота или правосудие:
а. к другим: достоинство, мзда, благодарность (~ неправосудие, неблагодарность).
б. к себе: самолюбие, естество (~ эгоизм, своекорыстие).
3. Правдивость, искренность (~ лживость, притворство, обман).
Стихи Востокова заслужили высокую оценку таких корифеев, как В. А. Жуковский и П. А. Вяземский. Первый считал автора человеком «с истинным стихотворческим талантом», отмечая, что в его поэзии виден человек, исполненный «духом древних». Вяземский говорил о нем как о поэте «мысли и чувства». В своей поэтической практике Востоков в основном придерживался законов античной метрики, что способствовало развитию в русском стихосложении античных размеров. В. К. Кюхельбекер видел в Востокове с его эстетизацией античности предшественника Н. И. Гнедича. Александр Христофорович считал, что по своему духу русский язык «ближе всех языков европейских к Виргилиеву и Горациеву языку», и желал, «чтобы русская поэзия обогатилась приятными размерами греков и римлян». Однако его поэтическая деятельность оказалась непродолжительной и закончилась в начале 1810-х годов. По меткому определению В. Н. Орлова, «Востоков-ученый заслонил собою Востокова-поэта».
С 1803 года Востоков определен на должность переводчика и помощника библиотекаря Академии художеств. В декабре 1815 года он становится помощником хранителей рукописей императорской Публичной библиотеки и сосредоточивается на изучении древнейших рукописных памятников. В январе 1818 года последовало избрание действительным членом Общества любителей российской словесности, учрежденного при Московском университете, в состав которого в разные годы входили виднейшие представители отечественной науки (Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот, В. И. Даль, А. А. Потебня,. И. И. Срезневский, О. М. Бодянский, И. В. Ягич, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов и другие). Целью Общества являлось исследование памятников церковнославянского языка, истории русского языка, его диалектологией, грамматикой. На ученый суд Общества Востоков представил работу «Рассуждение о славенском языке, служащее введением к грамматике сего языка, составляемой по древнейшим оного письменным памятникам» (1820), вызвавшую восторженные отзывы русских и зарубежных коллег и ставшую выдающимся явлением в истории славянского языкознания. «Рассуждение» заложило основы нового метода сравнительно-исторического изучения языков. В июне 1823 года Востокова избирают действительным членом Общества истории и древностей российских.
В 1820-х годах происходит знакомство Востокова с графом Н. П. Румянцевым — знаменитым коллекционером рукописей, старопечатных книг и этнографических материалов, послуживших после его смерти основой Румянцевского музея (ныне РГБ). Канцлер Румянцев организовал работу ученых, занимавшихся памятниками славянской письменности и входивших в так называемый Румянцевский кружок — митрополит Евгений (Болховитинов), К. Ф. Калайдович, П. И. Кеппен, П. М. Строев и другие, существовавший с 1811 по 1826 год и сыгравший большую роль в культурной жизни России, положив, в частности, начало научному описанию и изданию славянских рукописей. В конце 1823 года Востоков получает предложение заняться описанием румянцевского собрания рукописей. После учреждения в марте 1828 года Румянцевского музея Востоков назначается его старшим библиотекарем и главным хранителем.
Итогом работы Востокова в библиотеке канцлера стал классический в палеографическом и археографическом отношении труд «Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума» (СПб., 1842). В нем он дал характеристику 473 рукописей, при этом объектом его внимания явились не только особенности письма последних, но и их лингвистические черты. Вот как отозвался на это Филарет, епископ Рижский, в письме к автору (1843): «Кому дорога Русь святая, кому дорого все отечественное, тот не может не сказать Вам от души — спаси Бог. Замечания Ваши вводят и в таинство языка, и в быт древний, какое богатство сведений для историка и особенно церковного историка!» Параллельно Востоков занимался исследованием и подготовкой к изданию славянских памятников. Введенные им в научный оборот древнейшие памятники церковнославянского языка (отрывки из «Супрасльской рукописи», «Фрейзингенские отрывки», опубликованные совместно с П. И. Кеппеном), а также «Остромирово Евангелие», над подготовкой научного издания которого он трудился в течение четырех лет, составили его славу как издателя. В предисловии к «Остромирову Евангелию», самой старшей дошедшей до наших дней датированной восточнославянской рукописи, Востоков подчеркивал, что «язык сего Евангелия можно назвать по преимуществу церковнославянским, т. е. тем, который сохранился в церковных книгах славян Грековосточной церкви». Принося ученому благодарность за присылку экземпляра «Остромирова Евангелия», епископ Филарет писал: «Принимаю сей дар не иначе как за дар бескорыстного служения Вашего вере и народности. Господь воздаст Вам за служение Ваше… Во всяком случае Ваше имя будет пред Господом на олтаре Его».
В 1839—1845 годах Востоков являлся членом и главным редактором Археографической комиссии, участвовал в разнообразных изданиях: публикации русского перевода славянской грамматики Й. Добровского, подготовке Энциклопедического словаря и других. С 1841 года Востоков — академик Петербургской АН В 1844 году он уволился с должности хранителя рукописей Публичной библиотеки и старшего библиотекаря Румянцевского музея, претерпев, по свидетельству И. И. Срезневского, неприятности, связанные с его доверчивостью: при нем не досчитались 18 рукописей, 7 старопечатных книг и 8 монет из названных собраний. Впоследствии они были возвращены в музей теми, кто их брал и в силу разных причин своевременно не вернул, однако указанное обстоятельство, судя по переписке Востокова, в известной мере омрачило конец его служебной карьеры, несмотря на то, что сам министр народного просвещения С. С. Уваров отмечал «свыше 40-летнюю беспорочную и усердную службу его и значительную пользу, принесенную им русскому языку и словесности». Ученый был пожалован орденами святого Станислава I степени, святой Анны I степени, святой Анны I степени, святого Владимира I и II степени, а также бриллиантовыми перстнями за поднесенные императору «Описание рукописей Румянцевского музея» и публикацию Остромирова Евангелия.
Последний период своей научной деятельности Востоков посвятил лексикографии и грамматике русского языка. Результатом более чем 40-летнего труда стал составленный им «Словарь церковнославянского языка» в двух томах (СПб., 1858−1861), в который вошли около 22 000 слов. Александр Христофорович участвовал в создании «Словаря церковнославянского и русского языка» (1847), редактировал «Опыт областного великорусского словаря» (1852) и «Дополнение» к нему (1858). По предложению Министерства народного просвещения он начал работу над учебным пособием по русской грамматике и в 1831 году издал сразу два курса: «Сокращенная Русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (СПб., 1831) и «Русская грамматика по начертанию сокращенной грамматики, полнее изложенная» (СПб., 1831). Первую, неоднократно переиздававшуюся, В. Г. Белинский назвал «лучшей из всех русских грамматик», за вторую Востоков получил полную Демидовскую премию.

***

Александр Христофорович Востоков умер 8 (20) февраля 1864 года. В нем гармонично сочетался исключительный дар языковеда-теоретика, грамматиста и лексикографа с поразительным знанием церковнославянской и древнерусской письменности. Современники единодушно отмечали его честность, бескорыстие и скромность. Вот лишь несколько отзывов: «добрый труженик Церкви и отечества» (Филарет), истинный «патриарх славянства» (протоиерей М. Ф. Раевский), «почтеннейший вождь славянской библиографии» (К. И. Невоструев). И. И. Срезневский, посвятивший ряд работ творчеству своего учителя, писал: «От его наблюдательности не ускользало ни указание календарное, ни факт хронологический, ни важное историческое свидетельство, ни голос народного предания, ни черта народного верования или обычая, ни показание сколько-нибудь любопытное в историко-литературном отношении».
Научная деятельность Востокова — поистине всеохватная — заложила основы изучения русского языка и других славянских языков в различных направлениях. Он стоял у истоков сравнительно-исторического анализа славянских языков в России, являясь своего рода «отцом славянской филологии». Им были определены критерии, по которым древнерусский язык отличался от церковнославянского и других древних славянских языков, установлены фонетические и морфологические особенности старославянского языка, открыто существование носовых гласных в этом языке и определена его древнеболгарская народная основа (в противоположность современным ему сербской и паннонской теориям). Востоков охарактеризовал изводы и дал периодизацию старославянского языка, выделил восточнославянские языки в особую группу славянских языков, предположив, что «русский язык составляет средину между восточными и западными диалектами славянскими». В то же время ученый отмечал близость старославянского языка, созданного Кириллом и Мефодием, всем народам тогдашнего славянского мира вследствие того, что их языки в древности еще не столь сильно разошлись между собой, так что восточные и западные славяне тех времен легко могли понимать друг друга. Он был сторонником исторического изучения славянских языков, выделив здесь три периода: древний (IX-XIII века), средний (XIV-XV века) и новый (с XVI века). Внес Востоков свой вклад и в разработку концепции возникновения и развития древнерусского литературного языка, полагая, что язык церковных книг и язык древнерусской светской и деловой письменности («Русской Правды», «Слова о полку Игореве») — это разные, хотя и близкородственные языки.
А. Х. Востокова по праву можно считать основателем славянской палеографии: на основе анализа особенностей начертания и употребления букв, надстрочных знаков, он успешно занимался датировкой рукописей, определяющим в палеографическом описании считая почерк писца и даже составил в таблицу почерков славянского письма разных веков, к сожалению, не сохранившуюся.
Выступил Востоков как основоположник и в области археографии. Методика, примененная им при составлении «Описания русских и словенских рукописей Румянцевского музеума», рукописей библиотеки Академии наук и ряда частных собраний нашла свое дальнейшее развитие в ставшем классическим «Описании славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки», выполненном А. В. Горским и К. И. Невоструевым, а также в трудах других археографов.
Несомненная заслуга Александра Христофоровича — изучение и введение в научный оборот древнейших памятников церковнославянской и восточнославянской письменности, таких как «Остромирово Евангелие», «Реймское Евангелие», «Изборник Святослава 1073 г.», «Житие Кондрата», «Житие Феклы», «Путятина Минея», «Слова Григория Богослова по рукописи XI века», «Мстиславово Евангелие» (до 1117 года), «Добрилово Евангелие» 1164 года, «Лествица Иоанна Лествичника», «Милятино Евангелие», «Лаврентьевская летопись» и многие другие. Он является одним из первых русских ученых, занимавшихся подготовкой научных изданий церковнославянских текстов.
Нельзя не сказать здесь о достижениях Востокова-лексиографа. Материалы его «Словаря церковнославянского языка» были использованы в «Лексиконе» Ф. Миклошича (Вена, 1862−1865) и в «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского (СПб., 1890−1912). Ему принадлежат не только словари, но и теоретические работы по лексикографии. Проявлял Востоков интерес и к этимологии, собирая материалы для этимологического словаря («Этимологического словорасписания»), который, впрочем, так и остался в рукописи.
Огромный вклад внес Александр Христофорович в развитие отечественной грамматической мысли. Являясь продолжателем идей М. В. Ломоносова, он выдвинул ряд новых положений в области русского синтаксиса, выделив, в частности, понятие просодического периода — простейшей синтаксической единицы, объединенной фразовым ударением. В его трудах русское ударение впервые стало объектом научного исследования. Также впервые здесь встречается многоточие, названное «знаком пресекательным». В краткой статье не перечислить всего. Скажем лишь, что грамматические исследования Востокова во многом стимулировали дальнейшие поиски теоретических основ, на которых строится русская грамматика.
Заслуги Востокова были признаны не только на его родине, но и за рубежом. Он являлся доктором философии Тюбингенского университета (1825) и доктором Пражского университета (1848).


Источники и литература

ЦГАЛИ. Ф. 1237.
СПб. отделение Архива РАН. Ф. 108.
Срезневский И. И. Повременный указатель научных напечатанных трудов Востокова // Филологические наблюдения А. Х. Востокова. СПб., 1865.
Срезневский И. И. Обозрение научных трудов А. Х. Востокова, между прочим и неизданных // Филологические наблюдения А. Х. Востокова. СПб., 1865.
Петухов Е. В. Несколько новых данных из научной и литературной деятельности Востокова // ЖМНП. N 3. 1890.
Цейтлин Р. М. А. Х. Востоков — один из первых русских славяноведов (к 175-летию со дня рождения) // Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР. М., 1953. Вып. 25.
Орлов В. Н. Русские просветители 1790−1800-х гг. Изд. 2-е. М., 1953.
Виноградов В. В. Из истории изучения русского синтаксиса. М., 1958.
Милославский И. Г. Великий русский ученый (к столетию со дня смерти А. Х. Востокова) // Русский язык в школе. N 2. 1964.
Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь. Т. 1. Минск, 1976.
Колесов В. В. Поиски метода: Александр Христофорович Востоков // Сборник Русские языковеды. Тамбов, 1975.
Колесов В. В. Александр Христофорович Востоков (1781−1864) // Отечественные лексикографы. XVIII—XX вв.ека. М., 2000.
Смирнов С. В. Отечественные филологи-слависты середины XVIII — начала XX вв. М., 2001.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика