Русская линия
Московский журнал01.03.2002 

Почта

Читательская корреспонденция поступает к нам разными путями, в том числе и довольно необычными. Например, читатели? Московского журнала? иногда пересылают в редакцию письма, полученные ими от? третьих лиц?, полагая, что содержание этих писем будет интересно не только адресатам. Сегодня полосы рубрики? Почта? мы отдаем преимущественно такого рода материалам. Семья прихожан московского храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках летом 2001 года отдыхала в Геленджике. Там супруги познакомились с молодой девушкой со Ставрополья Ольгой Николаевной Исаевой, которой рассказывали о своем храме, подарили иконки особо чтимых в их приходе святых. И вот из села Верхнестепного они получили письмо, которое свидетельствует еще об одном чуде по молитвам к святому праведному Алексию, старцу Московскому, и священномученику Сергию (Мечевым). С разрешения адресатов мы публикуем это послание. Здравствуйте <>Пишет вам ваша случайная знакомая со Ставрополья, из дагестанских степей. Если бы не один случай, я вряд ли написала бы это письмо — неудобно беспокоить… Но я просто не имею права не сообщить вам о том, как мне помогли почитаемые в вашем храме святые Алексий и Сергий (Мечевы) и Феодоровская Божия Матерь. Как вы знаете, я работаю акушеркой. Через четыре дня после моего возвращения из отпуска пришел срок одной моей беременной рожать. Как я ее ни умоляла поехать в роддом заранее, она не согласилась. Ну и досиделась дома… Меня вызвали к ней лишь через девять часов после начала схваток, а из нашего села до их хутора — тридцать километров. Тридцать — туда, тридцать — обратно, дальше до районного центра — еще двадцать километров… Машина сломалась в пути, еле-еле тащимся, а у женщины — это шестые роды, процесс протекает быстро… Кое-как добрались до райцентра, минут двадцать ждали дежурного врача, которая сказала как отрезала: ?Не приму я ее, вези дальше?. Я возражаю: в таком состоянии мне ее не довезти… Вызвали районного гинеколога. Та даже смотреть не стала — пишет направление в Буденновск. Позвонили туда, а они отвечают: ?Не примем — везите в Ставрополь?. До Ставрополя — четыреста километров. Тут и шофер наотрез отказался куда-либо ехать. К тому же роженица без паспорта, без полиса — нас просто вообще нигде не примут…Разгорелся скандал. В конце концов спустя два с половиной часа нас пересаживают в районную? Скорую помощь? и отправляют-таки в Буденновск, до которого сто двадцать километров. Женщина уже на последнем пределе, ?Скорая? больше ста километров в час не выжимает. 4 часа утра: что случись — ни одной машины на дороге, помощи ждать не от кого… И вот тут я начала молиться всем святым, иконки которых у меня дома есть. Но больше всех — Алексию и Сергию Мечевым и Феодоровской Божией Матери — их образки вы мне подарили. Потом без остановки читала? Отче наш?… Вы не поверите: женщина моя потихоньку успокоилась. В общем, довезла я ее до Буденновска в 6.30 утра, причем ее сразу же приняли и подняли в родильный зал — без всяких проволочек….Страшно подумать, что было бы, если б она родила в дороге! Ведь у нее патология серьезная — гипертоническая болезнь, ожирение, отеки… Ребенок наверняка бы умер или остался бы калекой. Только вернувшись домой, я осознала: случилось чудо. Какое счастье, что у нас есть такие помощники небесные. Так что порадуйтесь за меня и знайте, что святые на ваших иконках еще кому-то принесли помощь и утешение. Спасибо вам и слава Богу за нашу встречу в Геленджике…О.Н.ИсаеваСтавропольский крайУважаемая главный редактор! Сравнительно недавно я стал читателем Вашего столь необходимого и полезного для нас, православных россиян, журнала. Я тот, кто любит и уважает Россию; хранит и передает детям память о своих православных предках. Немного о себе: мне 52 года, образование высшее — историко-филологический факультет Казанского государственного университета (1972), Саратовская партшкола (1981). В советское время работал в партийных органах, последнее время — проректор Казанского социально-юридического института и старший научный сотрудник Института среднего профессионального образования Российской академии образования. Я историк по призванию и вполне естественен мой интерес к своей родословной и к людям, с которыми моим предкам приходилось встречаться. В последние годы я занимаюсь сбором и поиском материалов для воссоздания своей родословной: опрашиваю родных, работаю в республиканском архиве. В моем роду десять художников, в том числе уроженец села Лекарево Елабужского уезда Вятской губернии (ныне Елабужский район РТ), заслуженный художник РСФСР Иван Иванович Тютиков (1893- 1973), трое иконописцев, три паломника по святым местам. Монахиня Аглаида, возглавлявшая живописную мастерскую в Елабужском Казанско-Богородицком женском общежительном монастыре, происходила из нашего родового села Лекарево. Монастырь был возведен в середине XIX века на средства купца I гильдии, почетного гражданина Елабуги Ивана Ивановича Стахеева. Игуменьей обители с 9 сентября 1868 года была матушка Анфия, а с 24 апреля 1890 года — матушка Елизавета. Эти и другие сведения о возрожденном в 1995 году монастыре я почерпнул в Национальном Архиве Республики Татарстан (фонд 992: ?Елабужское Духовное Правление Вятской губернии?; фонд 1292: ?Елабужский Казанско-Богородицкий женский общежительный монастырь?).Мой двоюродный дед (брат бабушки по материнской линии) Гришин Георгий Анисимович, уроженец села Большое Афанасово Мензелинского уезда Уфимской губернии (ныне Нижнекамский район РТ) в 1889—1892 годах учился в живописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Расписывал соборы и церкви в Самарской, Казанской, Уфимской, Вятской губерниях, в частности, Никольский собор Чистополя, Сарапульский Вознесенский собор, кафедральный собор Царевококшайска, Крестовоздвиженскую церковь села Лекарево, Пророко-Ильинскую церковь села Соболеково. Летом 1901 года в Санкт-Петербурге он познакомился со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Имел его фотографию с дарственной надписью, к сожалению, в дальнейшем утерянную. Мой прадед Гришин Анисим Иванович при поддержке Ивана Ивановича Стахеева совершил паломничество на Святую Гору Афон, чему в нашем семейном архиве имеется свидетельство — благодарственное письмо настоятеля Русского Свято-Андреевского скита архимандрита Феодория. Лично Поклоннику Анисиму Ивановичу Гришину. Христос Воскресе! Боголюбивейший Посетитель Святой Горы Афонской и нашей смиренной ОбителиМилостивейший Благодетель! Анисим Иванович! Мир Вам и спасение! Божие благословение Царицы небесной, ея земного вертограда Святой Горы Афонской и нашей Богоспасаемой Обители да пребудет с Вами! Имеем честь выдать Вам сие письмо во удостоверение в получении от Вас лично в Обители нашей пятидесяти рублей, от Имени известной Вам Боголюбивой Благодетельницы, солдатской вдовы города Мензелинска, Параскевы Андреевны Никишкиной, на вечное поминовение успокоение Воина Андрея, которые записаны нами в надлежащий Обительский синодик и поминаются по чину Обители, в чем Благодетельнице послана от Обители Особая расписка, по которой свидетельствуем Вам искреннюю благодарность за Ваше внимание и Благорасположение к Обители нашей при желании Вам всех благ и душеспасения. С истинным почтением и благопризнательностью остаемся Вашими смиренными Богомольцами. Святая Гора Афон, 24 апреля 1882 года. Это я вспомнил в связи с прочитанной в Вашем журнале статьей Павла Троицкого об Андреевском ските на Афоне (№ 12 за 2001 год). К сожалению, этот скит некоторое время назад сгорел. С 1891 года и фактически до конца жизни — а прожил он без малого 93 года (1873−1966) — Георгий Анисимович активно занимался фотографированием. У меня сохранилось более 100 дореволюционных его фоторабот и стеклянных диапозитивов. Среди них есть и фото, как я предполагаю, Ольги Ивановны (дочери Ивана Григорьевича Стахеева). Снято на веранде ажурного деревянного дома на Святом Ключе примерно в 1910 году. Георгий Анисимович фотографировал многих из рода Стахеевых, писал по их заказам маслом пейзажи. Проходят годы, сменяются поколения, но нельзя дать прорасти траве забвения. Люди, которые помнят и чтят прошлое, не теряются в потоке времени, подают достойный пример уважения к былому во имя грядущего. С истинным почтением и благопризнательностьюА.М.ЕлдашевКазаньВера Александровна Потанина и Вера Ивановна Мишина — ветераны Великой Отечественной войны, которых в 1942 году судьба свела под Новгородом, где в окружении сражалась 2-я ударная армия. Немногим удалось тогда вырваться из вражеского кольца. ?Горловина? котла была в районе деревни Мясной Бор…Сегодня Вера Александровна живет в Москве, Вера Ивановна — в Новгороде. В.И.Мишина — руководитель Народного музея, экспонаты для которого находят на местах боев добровольные поисковые отряды. Такими же энтузиастами производятся раскопки воинских захоронений, идентификация и погребение останков на братских кладбищах, где служатся панихиды и возводятся часовни. Года два назад в Новгороде побывала и Вера Александровна. С тех пор они с Верой Ивановной переписываются. Вот одно из писем В.И.Мишиной к В.А.Потаниной, переданное ею в редакцию вместе с фотографиями (приводится с небольшими сокращениями и минимальной редакторской правкой).Милая Вера Александровна! Шлем Вам фотографии в память о нашей встрече. Завтра поедем в Мясной Бор сажать цветы на могилах воинов, скашивать там траву, приводить в порядок кладбища. Музей ежедневно принимает гостей — экскурсия за экскурсией, во время которых я привожу примеры, как Господь помогает людям. Недавно одна женщина написала мне следующее. В мае 1941 года она с четырьмя детьми (один грудной) приехала к свекрови на лето в Мясной Бор. И вдруг — война! Мужчины ушли на фронт. Немцы 15 августа заняли Мясной Бор, и женщины с детьми убежали в лес. Через две недели один сын у нее умер, другой уже был при смерти. Умирали дети и у других матерей. Тогда они привязали к палке белый платок и пошли навстречу немцам. Она с младенцем на руках, за руку держит второго, а в лесу остались умирать сын и свекровь… До сих пор она мучается, горюет — больше всего от неизвестности. Получив письмо, я погоревала тоже, но чем же тут утешишь. В это время в Новгород приезжает один немец. Оказывается, он фотокорреспондент, воевал в России, в том числе под Мясным Бором. Он ведет здесь раскопки немецких захоронений. И у него в альбоме есть фотография умирающих свекрови и сына этой женщины! Фотографию я пересняла, послала ей, и она узнала своих родных! И вот я говорю: Господь подсказал ей обратиться со своим горем к совершенно незнакомому человеку — и Господь привел сюда этого немца! Вскоре после той экскурсии приходит ко мне мужчина (лет за сорок): ?Прослушал Ваш рассказ — и надел на себя крестик?. Я была потрясена! Значит, я еще нужна людям! И таких случаев много…

В.И.Мишина
Великий Новгород


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика