Московский журнал | А. Мурадов | 01.11.2002 |
Его появление было велением времени. В 1920-е годы начался период бурного развития отечественного самолетостроения. Созданный в 1927 году ОСОАВИАХИМ развернул массовую? авиационную? пропаганду — тогдашняя молодежь буквально рвалась в небо. Единственный в Москве Центральный аэродром на Ходынском поле уже не выдерживал быстро возрастающих объемов летно-испытательских работ и пассажирских перевозок…
Для нового аэродрома выбрали обширный участок в низовьях Москвы-реки. Строительство велось с 1933 по 1935 год. Местность там была заболоченная, с пойменными лугами. Чтобы избежать весенних затоплений, отгородились от реки земляным валом. Для осушения территории уложили в землю десятки километров дренажных труб. Основной инструмент — кирка, лопата и тачка, основной движитель — молодежный энтузиазм.
Одновременно возводилось здание Центрального аэроклуба. Уже в марте 1935 года состоялась первая организационная конференция его членов.
За годы своего существования аэроклуб подготовил десятки тысяч летчиков, планеристов и парашютистов, а также воспитал ряд выдающихся авиаконструкторов. Его спортивная комиссия регистрировала все отечественные авиационные рекорды, включая мировые достижения В.П.Чкалова, М.И.Громова, В.К.Коккинаки и других. Под патронажем Центрального аэроклуба на Тушинском аэродроме 6 мая 1937 года состоялся смотр советской спортивной авиации, а 25 июля того же года — старт рекордного перелета 19 легкомоторных самолетов по маршруту Москва-Севастополь-Москва.
Вначале клуб носил имя Александра Косарева — секретаря ЦК ВЛКСМ (1927−1938), потому что именно комсомол осуществлял тогда шефство над авиацией. Так и говорили: ?Аэроклуб Косарева?. Потом Косарева репрессировали, а клубу присвоили имя погибшего в 1938 году Валерия Чкалова. Сегодняшнее официальное название — ?Национальный аэроклуб России?.
Знаменитые авиационные праздники в Тушине… Точкой отсчета, наверное, следует считать август 1934 года, когда на летном поле аэродрома приземлилось звено легких самолетов АИР-6 конструкции А.С.Яковлева, завершивших перелет по маршруту Москва-Иркутск-Москва. А уже 12 июля 1935 года в небе над Тушино состоялись первые полномасштабные показательные соревнования летательных аппаратов различных конструкций. Присутствовали высшие руководители страны — Сталин, Ворошилов, Андреев, Шверник… С тех пор это стало традицией, которая прерывалась лишь однажды — во время войны, когда Тушинский аэродром сделали базой санитарной авиации.
Здесь испытывали? изделия? многих известных авиаконструкторов. Так, создатель знаменитых МиГов Артем Иванович Микоян первое свое детище — авиетку? Октябренок? — запустил в небо именно в Тушине.
А воздушные парады на Тушинском аэродроме! Они были для москвичей настоящим событием — желанным и ожидаемым, наряду с ноябрьскими парадами на Красной площади. Но на Красную площадь пускали лишь избранных, а праздники авиации в Тушине устраивали для всех. В них участвовали многие легендарные летчики — герои минувшей войны, всеобщие кумиры послевоенных лет.
Хотя присутствовать на воздушных парадах не возбранялось никому, попасть туда было непросто: билетов не достать, добраться до аэродрома — проблема. Район Тушино до 1960 года находился за пределами Москвы и считался ближним Подмосковьем. Туда можно было доехать либо по железной дороге (станция Покровское-Стрешнево), либо по Волоколамскому шоссе — узкому, вдрызг разбитому, либо трамваем, ходившим по теперешнему шестому маршруту. Основная масса москвичей предпочитала трамвай и попутки. Трамвайные вагоны буквально облеплялись людьми: висели на подножках, на сцепках, на? колбасе?… А грузовые машины брали с боем: стоило шоферу притормозить, ?попутчики? нахально лезли в кузов, невзирая ни на какие протесты.
Зрители собирались на аэродроме задолго до начала действа. Все летное поле толстыми белыми канатами делилось на секторы, по номерам которых продавались билеты. Сидели прямо на траве; наиболее предусмотрительные расстилали захваченные с собой пледы или одеяла. С особым интересом поглядывали на элегантное белое здание Центрального аэроклуба имени Чкалова. Сейчас на фоне многоэтажной жилой застройки его, обшарпанное, скрытое наполовину деревьями, толком и не углядишь, а тогда оно гордо царило над пустынной местностью и смотрелось просто дворцом, хотя? росту? имело — всего два этажа. Так вот, по фасаду здания на уровне второго этажа располагалась трибуна, где в такие дни выстраивались члены Политбюро и Правительства, военачальники — все в белом! Искали глазами Сталина. Конечно, с такого расстояния различить вождя среди одинаковых белых фигурок было невозможно, и все же некоторые уверяли, что им это удалось.
И вот начинался парад. Над головами собравшихся проносились самолеты различных типов — звеньями, эскадрильями. Диктор торжественно объявлял о приближении очередной группы крылатых машин. Все задирали головы и провожали ее долгим взглядом, едва не сворачивая себе шеи.
С особым нетерпением ждали появления реактивных самолетов, о которых много говорили, но которые мало кто видел. Первый смотр реактивной авиации состоялся в августе 1946 года. Небо над Тушино со страшным ревом вспарывали ЯК-15 и МиГ-9 — машины диковинной конструкции: со вздутым фюзеляжем и без винтов. Через год там же, в Тушине, летчик Иван Полунин показал на ЯК-15 весь набор фигур высшего пилотажа, а еще через год на очередном воздушном параде пятерка этих машин под командованием Героя Советского Союза Е.Я.Савицкого впервые продемонстрировала групповой пилотаж на реактивных самолетах.
Парад 1955 года запомнился первым показом отечественных двухвинтовых вертолетов ЯК-24. При виде этих? летающих вагонов? публика изумленно-восторженно ахнула.
9 июля 1961 года настало время сверхзвуковых реактивных самолетов различного назначения: истребителей, тяжелых ракетоносцев, ?летающих лодок? и так далее.
Но чему бы ни дивились год из года ошеломленные зрители, они не переставали ждать главного — показательных воздушных боев. Финал же авиационных парадов был всегда одинаков: из пролетавших друг за другом над аэродромом транспортных самолетов выбрасывался воздушный десант и все небо усеивалось разноцветным? горохом? парашютных куполов.
И еще один авиационный праздник в Тушине нельзя не вспомнить: 7 августа 1966 года здесь (впервые в Советском Союзе) проходил чемпионат мира по высшему пилотажу, завершившийся победой наших спортсменов и в командном, и в личных зачетах. Абсолютными чемпионами мира стали Галина Корчуганова и Владимир Мартемьянов, выступавшие на отечественных машинах…
Что ждет тушинский аэродром в будущем? Есть решение Правительства Москвы о строительстве в Тушине международного аэропорта бизнес-класса с двумя? жесткими? всепогодными взлетно-посадочными полосами, отелем, яхт-клубом, супермаркетом, таможней. Что ж, ?век другой — другие песни?… Но уверен: не у одного коренного москвича при взгляде на все это великолепие вырвется вздох сожаления — слишком много светлого и радостного связано у каждого со? старым? Тушино…