Московский журнал | Владимир Воропаев | 01.10.2002 |
В 2001 году в серии? Библиотека газеты? Труд? вышло новое издание поэмы Н.В.Гоголя ?Мертвые души?, иллюстрированное гравюрами Александра Агина и Евстафия Бернардского. Эти иллюстрации были выполнены еще при жизни писателя и считаются классическими.
В начале 1846 года Бернардский через посредство П.А.Плетнева предложил Гоголю, жившему тогда в Италии, выпустить второе издание? Мертвых душ? со своими гравюрами, сделанными по рисункам Агина. Гоголь отказал, мотивируя это тем, что он? враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен продаваться лицом и нечего его подслащивать этим кондитерством?. Художники решили печатать гравюры отдельно — тетрадками, по четыре листа в каждой. До начала 1847 года вышло в свет 18 таких тетрадок (72 гравюры), после чего издание неожиданно прекратилось.
Появления первых иллюстраций к ставшей уже знаменитой поэме ждали с нетерпением. Журнал? Отечественные Записки? опубликовал соответствующее объявление. 31 октября 1846 года С.П.Шевырев сообщал Гоголю в Рим: ?Бернардский издает 100 рисунков к? Мертвым душам?. Ты, конечно, об этом слышал. Должны выйти на днях?. В первой книжке? Современника? за 1847 год молодой И.С.Тургенев писал, что начинание Агина и Бернардского достойно похвалы? если не за исполнение, то, по крайней мере, за намерение и добросовестный труд… Со стороны внешнего исполнения рисунки… чрезвычайно удовлетворительны, рисованы и резаны на дереве очень хорошо. Однако они ему (Агину. — В.В.) не вполне дались… иные даже приближаются к истине, но только приближаются, только намекают на настоящее понимание?. По мнению Тургенева, художник совершенно незнаком с тем? человеческим материалом?, который ему пришлось изображать: ?Мы не знаем, покидал ли г. Агин когда-нибудь Петербург, но все его лица — чисто петербургские и вовсе не провинциальные?.
Это суждение Тургенева подтверждается приводимым в послесловии высказыванием художника Льва Жемчужникова, современника и близкого знакомого Агина: ?Он никогда не бывал в провинции, и изображаемые им типы представляют собой результат его воображения и серьезного отношения к своей задаче?.
В рецензии на? Сто рисунков к сочинению? Мертвые души? (СПб., 1846) В.Н.Майков утверждал, что график? понял картинность описаний Гоголя, бездну красок, потраченных на эти описания, и все достоинства его поэмы?. Особенно удачным найдено изображение Плюшкина: ?Художник с особенной любовью взялся за это лицо, он глубоко понял, что такое скупость и как сушит, как деревянит она лицо человека?. Что же касается Чичикова, то на ряде гравюр последний представляет собой? фигуру отвратительную, неуклюжую, толстую и решительно карикатурную?. Майков солидарен с Тургеневым, видевшим основной недостаток иллюстраций именно в несовершенстве изображений главного героя поэмы: ?Это толстое, коротконогое созданьице, вечно одетое в черный фрак, с крошечными глазками, пухлым лицом и курносым носом, — Чичиков? Да помилуйте, Гоголь же сам нам говорит, что Чичиков был ни тонок, ни толст, ни безобразен, ни красив. Чичиков весьма благовиден и благонамерен, в нем решительно нет ничего резкого и даже особенного, а между тем он весь с ног до головы — Чичиков. Уловить такой замечательно оригинальный тип, при отсутствии всякой внешней оригинальности, может только весьма большой талант?.
Менее строгим критиком оказался Ф.М.Достоевский. В одной из своих? Петербургских летописей? 1847 года, перечисляя книжные новинки, он извещал читателей: ?Карандаш и резец художников тоже не оставались праздными, прекрасное предприятие господ Бернардского и Агина — иллюстрация? Мертвых душ? — приближается к концу, и нельзя достаточно нахвалиться добросовестностию обоих художников. Некоторые из политипажей окончены превосходно, так что лучшего трудно желать?.
В полном составе альбом гравюр Агина и Бернардского появился спустя почти сорок лет. В 1892 году петербургский издатель Д. Федоров приобрел все доски Бернардского, резанные с агинских рисунков, — 72 доски, оттиски с которых были выпущены в 1846 году, и 28 досок, гравюры с которых ни разу не издавались. Вскоре вышли в свет? Сто рисунков к поэме Н.В.Гоголя ?Мертвые души?. Н.С.Лесков, сравнивая рисунки А. Агина с иллюстрациями к? Мертвым душам? Петра Боклевского, явно? впадающими в шарж и даже карикатурность?, указывал, что Агин? рисовал очень правильно и старался дать типы гоголевских лиц, которые ему были знакомы как современнику? (?Нива?. 1892. № 8).
Третье издание альбома появилось в том же 1892 году — на сей раз под названием? Сто четыре рисунка к поэме Н.В.Гоголя ?Мертвые души?, так как у известного библиографа и библиофила Петра Ефремова нашлись еще три выполненные Агиным иллюстрации к? Повести о капитане Копейкине? и афиша о выходе в свет издания 1846 года.
Гравюры Агина и Бернардского неоднократно переиздавались и потом. В книге XX века в одном из таких начинаний, прерванных первой мировой войной, участвовал И.Е.Репин. В советское время наиболее значимым оказалось факсимильное воспроизведение альбома, осуществленное издательством? Книга? в 1985 году.
Литературное произведение — явление словесное, и не все в нем графически изобразимо. Так, Юрий Тынянов отмечал: ?Самый конкретный — до иллюзий — писатель, Гоголь, менее всего поддается переводу на живопись… Половина русских читателей знает не Гоголя, а Боклевского или в лучшем случае Агина?. Тем не менее? Сто рисунков…? — памятник русского искусства. Ибо? все, что касается такого произведения, как? Мертвые души? Гоголя, без сомнения, достойно полного внимания каждого образованного русского человека? (Н.С.Лесков).