Русская линия
Московский журнал А. Грубе01.09.2002 

ПОМЯНИ ВСЕХ ПРИТЕКАЮЩИХ К РАКЕ ТВОЕЙ
К годовщине обретения и перенесения честных мощей Московского старца Алексия Мечева

16 июня 2001 года на Введенском кладбище в Москве были обретены честные останки известного старца в миру протоиерея Алексия Мечева. 29 сентября 2001 года святые мощи батюшки торжественным крестным ходом, в котором приняли участие тысячи людей, перенесли из Новоспасского монастыря в храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке, о чем сообщали почти все центральные и столичные СМИ, в том числе и? Московский журнал? (?Помяни всех притекающих к раке твоей?: № 12, 2001). Этот номер очень быстро разошелся, и вскоре к нам начали обращаться читатели с просьбой повторить публикацию.

Мы исполняем просьбу наших читателей в годовщину события, по оценке Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, ?первостепенного значения для всего столичного града?. Статья? Помяни всех притекающих к раке твоей? — меньше всего авторская, она основана исключительно на свидетельствах очевидцев и не содержит никакой? репортажности? — иначе мы бы не решились на этот шаг. Название оставлено прежнее. Текст печатается с минимальными, чисто техническими сокращениями и сопровожден новыми фотографиями, которые публикуются впервые.

Но сперва скажем несколько слов о том, как живет сегодня храм святителя Николая в Кленниках (в добавление к тому, что сообщалось в статье).

Иконописцы Кузьмины завершили роспись той части нижнего храма, где установлена рака с мощами праведного старца. С раннего утра и до позднего вечера сюда идут и едут паломники со всей России. Да и богослужения в храме теперь совершаются ежедневно утром и вечером. У мощей часто служат молебны приезжающие сюда со своей паствой священники из других московских храмов и монастырей.

Нынче притекающих к раке святого праведного Алексия Мечева встречает его образ в полный рост, с частичкой мощей, выполненный Ириной Васильевной Ватагиной, — с этой иконой маросейцы теперь совершают крестные ходы.

Появилась в храме и новая икона Божией Матери? Призри на смирение? — именно в день ее празднования состоялось перенесение мощей старца Московского Алексия (о неслучайности такого совпадения говорит тот факт, что одной из главных черт батюшки было подлинное духовное смирение…) Написала ее И.В.Волочкова. Ее рукой, по словам настоятеля храма протоиерея Александра Куликова, ангелы водили (Ирина Владимировна перенесла тяжелую болезнь, и было мало надежды, что она сможет и далее заниматься иконописью), как и при создании еще двух образов — иконы Пресвятой Богородицы, Покровительницы всея Руси, а также епископа Ковровского Афанасия (Сахарова). Из тридцати трех лет своего служения исповедник Афанасий тридцать лет провел в ссылках, тюрьмах и лагерях, где написал новую службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. Епископ Афанасий был тесно связан с Маросейской общиной. Он рукополагал во священники будущего владыку Стефана (Никитина), материал о котором? Московский журнал? публиковал в № 2 за 1996 год. Нынешним летом на Маросейке в день Всех святых, в земле Российской просиявших, икона новомученика Афанасия стояла рядом со Всехсвятским образом…

В публикации декабря прошлого года мы писали, что на Божественной Литургии, которую совершил в храме святителя Николая в Кленниках Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 30 сентября 2001 года, присутствовал старейший член Маросейской общины, духовное чадо отца Алексия Мечева В.В.Быков. Сейчас Владимир Владимирович заканчивает работу над книгой воспоминаний обо всех священниках и, что не менее ценно, обо всех прихожанах храма святителя Николая в Кленниках, которых помнит со времен служения здесь старца Алексия.

Появляются все новые свидетельства о чудесных исцелениях и подании благодатной помощи по молитвам к святому праведному Алексию Мечеву. Так, вскоре по перенесении мощей одна женщина рассказала, что шла тогда крестным ходом, будучи сильно удрученной нерешенностью своей проблемы с жильем, и молила отца Алексия о помощи. И буквально через несколько дней получила ордер на квартиру — причем на Маросейке, рядом с батюшкой! Другая женщина, заказывая в храме благодарственный молебен, поведала, что накануне крестного хода у нее так болела нога, что она едва могла передвигаться. Но на крестный ход отправилась, решив: ?Сколько пройду — столько пройду, а там что Бог даст?. И прошла весь путь, после чего забыла о своей болезни!

С появлением в храме святых мощей старца поступает все больше свидетельств о чудесах, совершившихся по молитвам к нему и до его канонизации. Например, настоятель Свято-Троицкого храма города Архангельска протоиерей Алексей Денисов и его матушка Ирина Анатольевна сообщили следующее (этот рассказ, помещенный в изданном в 2002 году? Житии святого праведного Алексия, старца Московского?, мы приводим в кратком изложении). В мае 1998 года их дети заболели ветряной оспой. Младшей дочери Варваре тогда исполнилось всего 1 год 4 месяца. У нее держалась высокая температура, и врачи высказывали серьезные опасения насчет возможных осложнений. Скоро Варя начала было поправляться, но тут ножка девочки пришла в расслабленное состояние. 25 мая из Москвы с семинарской сессии вернулся отец Алексей. Перед сном он приложил к больной ножке девочки привезенный с могилы батюшки цветок и помолился. На следующее утро Варю доставили в больницу. Когда развернули одеяло, она вдруг встала и пошла. Врач, осмотрев девочку, не обнаружил никакой патологии…

И последнее. Настоятель и прихожане храма святителя Николая в Кленниках обращаются ко всем, кто сам стал свидетелем чудесной помощи отца Алексия, а также слышал о подобных случаях от других людей: приходите либо пишите на Маросейку, где все эти сведения бережно сохраняются для последующего издания.

+ + +

В августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором в великом сонме новомучеников и исповедников Российских XX века был прославлен настоятель московского храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках в 1893—1923 годах, известный старец в миру протоиерей Алексий Мечев. Этим же соборным постановлением предписывалось: ?Честные останки новопрославленных святых именовать святыми мощами. Когда местонахождение их известно — воздавать им достодолжное почитание…?

Где упокоился отец Алексий, к счастью, все знали. В 1923 году его похоронили на Лазаревском кладбище, которое спустя десять лет было ликвидировано. Батюшку перенесли на Введенское (в XVIII—XIX вв.еках — Немецкое) кладбище в Лефортове. Очевидцы того памятного перезахоронения — епископ Стефан (Никитин), монахиня Иулиания (Соколова) и другие — рассказывали, что когда вскрыли могилу, обнаружили нетленные останки старца (тление тронуло лишь один из суставов на левой ноге)…

В предписании Московской Патриархии от 24 сентября 2001 года, то есть вышедшем уже после обретения честных мощей, говорилось: ?В связи с тем, что… отец Алексий был настоятелем храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках, принято решение о переносе его святых мощей торжественным Крестным ходом из Новоспасского монастыря (Крестьянская площадь, 10) в храм святителя Николая в Кленниках (ул. Маросейка, 5) 29 сентября 2001 года для дальнейшего… молитвенного почитания и поклонения?.

В храме святителя Николая в Кленниках очень надеялись, что рака с мощами отца Алексия займет свое место здесь к 22 июня — первой после прославления годовщине блаженной кончины старца. Однако все как-то не складывалось: без конца возникали вопросы-препятствия, в том числе и со стороны кладбищенского начальства, которые приходилось решать-преодолевать. А время шло. И вдруг все устроилось разом, подобно тому как в природе затянувшееся ненастье в конце концов сменяется солнечными днями: был назван день эксгумации — 16 июня, час — 19.00; специально созданную Патриаршую Комиссию по поднятию мощей возглавил епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), наместник московского Новоспасского мужского монастыря.

16 июня 2001 года в шесть часов вечера настоятель храма святителя Николая в Кленниках протоиерей Александр Куликов в последний раз отслужил литию и молебен на могиле старца Алексия, любовно украшенной букетами цветов. Слабый ветерок колыхал пламя свечей. Мерцающие блики ложились на иконы, среди которых были и новонаписанные образы святого праведного Алексия, старца Московского. Позднее все присутствующие единодушно отмечали пережитое ими во время этой литии чувство несказанной радости и какого-то неземного умиления. И еще вспоминали, что, придя на кладбище, застали на могилке батюшки серого кота, который никак не хотел уходить, крутился рядом до глубокой ночи, пока не? проводил? отъезжающие с кладбища машины (этот факт мы приводим исключительно для полноты картины)…

В 19 часов кладбищенские рабочие приступили к раскрытию могилы. Начали молиться прибывшие вместе с Комиссией монахи. В какой-то момент, когда на время смолкло пение, один из рабочих спросил: ?А почему монахи не поют? У них молитвы кончились, что ли? (этот забавно-трогательный эпизод мы также приводим из соображений фактологической точности).

Вдруг налетел ураган — со шквальным ветром и ливнем. Поразительно, что он разразился именно над участком, где находилась могила старца, обойдя стороной всю остальную территорию Введенского кладбища (так утверждали и служители кладбища, и те, кто пришел сюда после урагана)! Все мгновенно вымокли до нитки. Большого труда стоило растянуть над раскрытой уже могилой заранее заготовленную полиэтиленовую пленку, которую буквально рвало из рук людей, пытавшихся укрепить ее на шестах.

Все это, как позже выяснилось, длилось минут пять — казалось же, что гораздо дольше, и прекратилось так же внезапно, как и началось.

Вот-вот должна была показаться крышка гроба. Рабочих сменили археологи. К тому времени стемнело. Включили прожектора. Присутствующие, кроме членов Комиссии, стояли за заградительной бечевой. И вот тут произошло то, что иначе как чудом не назовешь: в ночном воздухе разлилось не выразимое словами благоухание. Археолог спросил у находившихся наверху: ?Кто-нибудь что-нибудь чувствует? Сразу несколько человек ответили утвердительно. Благоухание не было постоянным, оно накатывало волнами, всякий раз вызывая у присутствующих тихое ликование.

Глубокой ночью честные останки святого праведного Алексия Мечева повезли в Новоспасский мужской монастырь, чтобы должным образом приготовить их к торжественному перенесению в родной храм старца.

И вот настало 29 сентября 2001 года. К Новоспасскому монастырю прибыло практически все свободное на тот момент от послушаний московское духовенство, непрерывно стекался народ. В 14 часов рака с мощами старца была вынесена на площадь перед монастырем, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен. Крестный ход тронулся по улице Большие Каменщики, сразу растянувшись более чем на километр. Впереди шло духовенство — необозримая череда желтых облачений. Московские власти перекрыли для движения транспорта весь маршрут Крестного хода — через Таганскую площадь по улицам Гончарной и Яузской, далее по Астаховскому мосту на Солянку и через Лубянский проезд — к Маросейке. Шествие заняло около трех часов. В нем приняло участие, по официальным данным, десять тысяч человек. Духовенство и прихожане расположенных на пути следования Крестного хода храмов и монастырских подворий встречали его колокольным звоном, пением тропарей, кондаков и величаний святому. Александрийское подворье на Славянской площади встретило Крестный ход по своему обычаю. Афанасий, епископ Киринский, экзарх блаженнейшего Папы и Патриарха Петра Александрийского и всея Африки, с каждением обошел раку. Тропарь святому праведному Алексию пелся на греческом языке. Большой детский хор пел по-славянски. Дети усыпали путь идущих лепестками цветов.

Позже многие участники Крестного хода, даже те, кто не очень-то привык ходить пешком, предпочитая автомобиль, а также больные и немощные говорили, что даже не заметили, как дошли — ?пролетели? весь путь на одном дыхании, словно на крыльях…

Наконец достигли храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Раку внесли и установили в нижнем храме, куда до конца Всенощной шли и шли паломники поклониться святым мощам. Праздничное Всенощное Бдение началось на втором этаже. А на следующий день, 30 сентября, Патриарх Алексий II совершил в Никольском храме Божественную Литургию, на которой через столько непростых десятилетий довелось присутствовать духовному сыну старца Алексия 93-летнему Владимиру Владимировичу Быкову и духовной дочери отца Сергия Ирине Николаевне Чертковой.

+ + +

Маросейская община времен старца Алексия и его сына священномученика Сергия — явление совершенно особое.

В 1893 году отца Алексия Мечева назначили священником маленькой и в то время малопосещаемой Никольской церкви на Маросейке. Восемь лет он ежедневно служил литургию при пустом храме. Постепенно к молитвеннику и прозорливцу Алексию Мечеву потянулись люди со всей России. В 1919 году вместе с ним начал служить рукоположенный во иерея его сын Сергий. Созидалось то, что позже было названо? духом Маросейки?, который прихожане продолжали хранить и после закрытия храма в 1932 году, и после мученической кончины в 1941 году отца Сергия, которому старец завещал свою паству. Когда в 1990 году храм вернули Церкви, новые прихожане еще застали тех, кого ласково называли? маросейскими старушками? — живых носителей традиций. Так сохранялся и сохраняется? дух Маросейки?.

Он ярко проявился и в том, что на протяжении многих лет община непоколебимо верила: будет и прославление, и обретение мощей старца Алексия, а даст Бог, — и отца Сергия. Еще храм полностью не вернули, а прихожане начали, по сути, подготовку к прославлению отца Алексия, продолжавшуюся все это десятилетие. Собирались документы, воспоминания о нем его духовных чад. В начале 1991 года вышел в свет первый в России? Московский приходской сборник? (приложение к? Московскому журналу?), посвященный Маросейской общине. Свидетельства о прозорливости и о благодатной помощи отца Алексия по молитвам к нему продолжали поступать и после того, как на их основе было издано его Жизнеописание к церковному прославлению (2000). Так, ?Московский журнал? в № 8 за 2000 год опубликовал заметку потомка владельцев знаменитой Прохоровской (Трехгорной) мануфактуры В.И.Прохоровой об исцелении старцем известного художника Р.Р.Фалька, который в конце 1930-х годов сам рассказывал эту историю Вере Ивановне.

Все это время не прекращались труды по восстановлению и благоукрашению церкви в Кленниках. Только за последний год был обустроен нижний храм с двумя приделами: во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, который расписала иконописец Ирина Васильевна Ватагина со своими учениками, и во имя святого праведного Алексия, старца Московского, и священномученика Сергия (Мечевых) — его расписали Алексей Алексеевич, Нина Хайдаровна и Елена Алексеевна Кузьмины.

…Сегодня к святому праведному Алексию Мечеву с утра до вечера притекает людская река. День начинается с того, что у раки с его мощами возжигается лампадка, священник открывает крышку и служит молебен. Поздним вечером здесь снова служится молебен, крышка закрывается, гасится лампадка. Так теперь живет Маросейка. У всех прихожан одно чувство: в Дом вернулся Хозяин. С его возвращением приход обрел и новые храмовые праздники — дни памяти старца Алексия и священномученика Сергия (Мечевых). Праздники уже утверждены Патриархом, который, кстати, после Божественной Литургии в храме святителя Николая Чудотворца в Кленниках 30 сентября 2001 года отметил, что трудами и молитвами общины во главе с настоятелем протоиереем Александром Куликовым не только сам храм буквально возродился, но, главное, внутренняя жизнь общины сохраняется близкой к той, какой она была.

Крестный ход 29 сентября 2001 года, по словам Патриарха Алексия II, стал событием первостепенного значения для всего столичного града. Именно оно по своим духовным последствиям, которые мы во всем объеме сегодня не в силах даже представить, воистину подводит итог ушедшего века и начинает новое тысячелетие нашей истории, вновь открывая, казалось бы, почти утраченную? небесную вертикаль?.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика