Московский журнал | И. Турицына, Л. Яковлева | 01.04.2002 |
В 1774 году в селе Зенкине Раненбургского уезда Рязанской губернии в многодетной семье зажиточных крестьян Мефодия и Феодосии Фокиных родился мальчик, нареченный Иларионом. С малых лет отличался он удивительной кротостью духа, какой-то нездешней отрешенностью от мира и постоянной обращенностью к Богу. В семье дивились его странностям, сверстники смеялись над ним и обижали его, на что отрок отвечал кроткими молитвами за обидчиков.
Видя все это, Илариона взял к себе дед, Павел Игнатьевич Кабасонов, истовый постник и молитвенник. Жил Павел Игнатьевич в избе-келье. Здесь-то и нашел Иларион то, чего жаждала его душа. Смирял себя молитвой и постом — в неделю съедал всего два калача. Не раз отправлялся с дедом на поклонение ко святым местам.
Илариону исполнилось 13 лет, когда дед умер. Пришлось возвращаться домой.
Отец потребовал, чтобы Иларион женился. Будучи послушным сыном, юноша согласился. Однако мысль всецело посвятить себя Богу уже прочно утвердилась в нем. Некоторое время он притворялся больным, чтобы жить так, как жил до брака. В конце концов притворство опротивело Илариону, да и влекло его совсем другое.
Двадцати лет ушел он из дома. Странствовал, затем определился в монастырь, где усердие нового насельника скоро возбудило зависть в других монахах. Илариона оклеветали перед настоятелем. Дело дошло до того, что его отлучили от общей трапезы. Нашелся монах, сжалившийся над юношей и ежедневно приносивший ему просфору, — так Иларион и жил целый год. Наконец его разыскала оставленная жена. По ее требованию Илариона из монастыря выгнали.
Однако домой он не вернулся, а, поселившись неподалеку от села Головинщины в Воловом овраге, начал уединенную жизнь подвижника — лишь изредка ходил к литургии в головинщинскую церковь.
Кельей ему служили несколько соединенных между собой собственноручно ископанных пещер, большой плоский камень заменял стол. Питался Иларион одной редькой, которую сам и выращивал, не употреблял даже хлеба. Ни реки, ни ручья вблизи не было — приходилось пить дождевую воду, надолго лишаясь ее в засуху.
В то же время, смиряя себя молитвенными трудами, он в любой зной на открытой поляне полагал по три тысячи поклонов в день. Однажды Великим постом, будучи в церкви, Иларион потерял сознание, потому что более двух недель совсем ничего не ел. Люди, приводившие его в чувство, увидели на подвижнике тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки, от которой все его тело было в ранах.
Спал он на жестких сучьях, обуви не носил, зимой и летом ходил в холщовой рубахе и легком белом халате.
Сначала угодник Божий жил один, однако скоро весть о его подвижничестве и о ниспосланном ему даре прозорливости далеко распространилась по округе. К Илариону стали стекаться люди, ищущие спасения души, утешения и облегчения в скорбях житейских; некоторые желали подвизаться под его духовным руководством. Но все страдали от недостатка воды. Тогда Иларион пошел в лес и там обратился с молитвой к Господу. На этой молитве он заснул, а проснувшись, увидел рядом цветущий куст. Он стал копать здесь, и вскоре из земли забил чистый ключ. Так по молитвам подвижника открылся целебный источник, существующий по сей день.
Уединение Илариона теперь нередко нарушалось притекающими к нему за советом и помощью. Он стал уходить в лес. Как-то раз зимой, возвращаясь, сбился с пути, ослабел и упал без памяти в снег. Проезжавший мимо крестьянин подобрал его и привез в дом священника отца Трофима. Едва придя в себя, Иларион попросил отслужить молебен Божией Матери? Целительнице?. Сразу же после молебна встал, поцеловал поднесенный ему крест, поклонился и вышел из дома — в ночь и вьюгу, а на другой день утром уже стоял на Божественной литургии в головинщинской церкви, — как всегда, босой, в своем неизменном халатике и совсем здоровый.
У Илариона было много доброжелателей, но и врагов хватало. С особой ненавистью относились к нему те, кого он обличал в нечестии, среди них управляющий имением, в черте которого находились пещеры подвижника. Звали управляющего Степан Филатов. Он жестоко мучил подвластных ему крестьян, те обращались за утешением и молитвой к Илариону. Управляющий же решил, что старец возмущает крестьян против него, и отрядил четырех верховых с плетями и лопатами, приказав им высечь и прогнать затворника, а пещеры закопать. Но Господь помрачил их разум: весь день до поздней ночи они блуждали по лесу, не узнавая родных мест. Добрые люди вразумили управляющего, сказав, что все это не случайно, а произошло чудесным образом. Утром Степан Филатов поехал к Илариону просить прощения и истолкования виденного накануне сна: будто перед его окнами стоят три виселицы — железная, медная и деревянная. Старец, поклонившись, ответил: ?Если я впал пред тобою в такую немилость, значит, я виноват, а не ты. Прости меня, Бога ради?. А по поводу сна, прозревая Суд Божий, возвестил: ?Железная виселица — твоя, медная — сына твоего, а деревянная — жены?. Скоро сон сбылся: управляющего убила лошадь, сына его сослали на каторгу, а жену барин отправил на скотный двор ходить за скотиной.
Это далеко не единственное сбывшееся пророчество Илариона. В 1812 году, узнав о занятии Москвы французами, окрестные помещики начали покидать свои усадьбы. Старец убеждал их оставаться на месте и молиться. ?Пусть они взяли Москву, — говорил он, — на деревне остановятся?. Вскоре Наполеону были нанесены сокрушительные поражения.
К 1817 году относится знакомство Илариона с юродивым Иоанном, впоследствии — затворником Сезеновским. Иоанна привезла на жительство к помещику села Сезеново князю Несвицкому одна благочестивая женщина.
Однажды Иларион послал к Иоанну келейника с предупреждением: ?Скоро будет тебе искушение. Во время молитвы в келии твоей пронесется вихрь, лампады перед святыми иконами погаснут, затем зажгутся сами собой. Но ты их так не оставляй — сразу погаси, а потом достань огня из печки и с молитвою опять зажги. И стой твердо, веруя, что Господь не попустит тебе испытания выше твоих сил…? Все так и случилось. Иларион уберег затворника и от страха, и от обольщения.
Неприятности приходилось терпеть и от полицейских властей, обвинявших Илариона в безнравственности. Он был подвергнут шестимесячной епитимьи в монастыре, а когда вернулся, нашел свои пещеры разрушенными. Подвизавшиеся с ним разошлись. Восстановить пещеры старец уже не смог и вновь отправился странствовать.
В Коренной пустыни Курской губернии он сильно заболел и не мог идти дальше. Настоятель пустыни архимандрит Филарет, видя, что болезнь может кончиться смертью, предложил Илариону постричься. Батюшка с радостью согласился и принял тайный постриг с именем Илариона Великого, вспоминаемого 21 октября.
Выздоровев, старец Иларион продолжал скитаться. Многим искавшим помощи в сложных житейских обстоятельствах помог он прозорливым советом, в том числе и будущему великому Оптинскому старцу преподобному Амвросию (в миру Александр Гренков).
Еще работая в духовном училище преподавателем и колеблясь в окончательном решении о принятии монашества, Александр Гренков пришел в Троекурово, где батюшка жил у помещика Раевского, ревностно помогавшего людям духовной жизни. Именно от отца Илариона услышал Александр пророческие слова: ?Иди в Оптину! Ты в Оптине нужен?! Впоследствии преподобный Амвросий в своей келье среди портретов наиболее близких ему людей неизменно хранил портрет Троекуровского затворника.
В Троекурове (ныне Лебедянский район Липецкой области) отец Иларион поселился, когда ему было 50 лет, и провел здесь последние 39 лет своей жизни, уже никуда не выходя из кельи, кроме как в церковь. Однажды в Светлое Христово Воскресение во время причастия с ним произошло то, о чем позже поведал один из келейников батюшки Спиридон: от старца вдруг начали исходить, подобно молниям, лучи света. Когда вернулись в келью, отец Иларион спросил: ?Спиридон, ты видел что-нибудь необычное в церкви? И после утвердительного ответа рассказал, что перед ним предстала Госпожа несказанной красоты в белом как снег платке и в драгоценном венце, опоясанная голубой лентой.
Сохранилось много рассказов об исцелениях, совершаемых по молитвам старца Илариона.
У сына диаконицы села Лобаново так сильно болели глаза, что около двух лет он не мог смотреть на свет. Мать приехала с ним к отцу Илариону. Тот помолился, помазал мальчику глаза маслом из лампадки от иконы Владимирской Божией Матери, и к ребенку вернулось зрение.
Ольга Васильевна Дмитриевская привезла к старцу брата, у которого уже очень давно болела нога, — без костылей он уже и не ходил. Старец дал им масла из лампады от иконы Владимирской Божией Матери и велел этим маслом мазать ногу, а на просьбу помолиться отвечал, что за всех молится, пообещав больному скорое выздоровление. Брат Дмитриевской, действительно, скоро поправился.
Бывали и такие случаи, когда за неверие в святость угодника Божия Илариона и в силу его молитв или за пренебрежительное к нему отношение люди наказывались различными болезнями. Вразумленные постигшим их несчастьем, они смирялись и по молитвам старца получали от Господа исцеление.
Приходивших к нему за молитвенной помощью старец наставлял: ?Каждый человек от самого рождения своего имеет у себя трех врагов: плоть, мир и диавола, с которым он должен непрестанно бороться всю свою жизнь, чтобы не лишиться Царствия Небесного. А потому, если вы веруете в жизнь будущую, муку вечную и Царствие Небесное, то всеми силами должны восставать на похоть очес и гордость житейскую. Блюдитесь уныния. Оно есть смертный грех и не облегчит скорбь, а только лишь приложит скорбь к скорби, ибо прогневается Господь и отвратит лице Свое от вас. Кто же тогда утешит вас? Молитесь Господу, и Он отымет печаль вашу и даст вам по сердцу вашему. Подвергнувшись скорбям, нет другого утешения и нет другого прибежища, как Премилосердная Царица Небесная. Она есть всех скорбящих радость, обиженных заступница, алчущих питательница, странным утешение, обуреваемым пристанище, больным посещение, немощным покров и заступница?.
Рассказывали, что наружность батюшки поражала своим благообразием: вид у него был как у ангела. В свои семьдесят с лишним лет он выглядел юношей — с тонким, прозрачным, необыкновенной белизны лицом. У него были темно-голубые глаза, длинные серебристые волосы, прямой нос с небольшой горбинкой; на губах часто играла улыбка.
Со временем по благословению старца Илариона около его кельи в крытых соломой хижинах начали селиться благочестивые девицы и вдовы. Сюда за молитвами и наставлениями батюшки пришли ставшие затем известными подвижницы: Прасковья Васильевна и Анна Николаевна Судейкины, будущие схимонахини Пантелеимона (Гранина) и Поликсена (Пелагея Андреевна Уварова). Последняя была помещицей Ефремовского уезда. Овдовев в молодости, она очень тяжело заболела. Написала батюшке письмо с просьбой помолиться за нее. Тот велел привезти Пелагею к нему. Из экипажа ее вынесли на руках, так как она уже не ходила. По молитвам старца Господь исцелил ее, и она прожила еще 50 лет. Когда батюшка покупал землю под монастырь, Пелагея Андреевна продала лес в своем имении и вырученные деньги отдала отцу Илариону.
Однажды он спросил: ?Пелагея Андреевна, знаешь, где будет мой гроб стоять? — ?Не знаю?. — ?Так я тебе скажу: по правую сторону алтаря?. Это предсказание исполнилось в 1892 году, когда при содействии помещиков Шишковых устроили пещерную церковь: гробница батюшки, действительно, пришлась по правую сторону от Царских врат.
Предчувствуя скорую кончину, отец Иларион торопился завершить дела по устроению общины. По его поручению Александра Голдобина оформила купчую на землю. Батюшка написал духовное завещание, согласно которому земля отходила Троекуровской женской общине в вечное владение. Александру Голдобину он назначил душеприказчицей, поручив ей все дальнейшие хлопоты.
В последние дни своей жизни батюшка успокаивал скорбящих сестер, говоря, что поручает их заступлению Царицы Небесной (образ Божией Матери Владимирской был его келейной иконой), утешая их пророческими обещаниями, что будет здесь обитель как лавра цветущая.
Еще говорил: ?Ведь только телом разлучаюсь с вами, а молитвенный дух мой пребудет вечно в этом благословенном месте. Не плачьте и не скорбите, ведь кто любит меня, и вас будет любить… Во время скорбей, болезней или каких недоумений отслужите молебен перед Владимирской иконой Царицы Небесной с акафистом. Потом и меня, грешного, помяните, отправивши панихиду?.
Более десяти тысяч человек пришли отдать последний долг отцу Илариону. По многочисленным свидетельствам, все пять дней прощания его келья и храм были наполнены неземным благоуханием, исходившим от гроба старца. Троекуровский помещик Владимир Артемьевич Раевский над его могилой поставил деревянную церковь. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери Владимирской, другой — во имя преподобного Илариона Великого.
Впоследствии здесь построили каменный собор, сохранившийся до наших дней даже после разрушения монастыря. Вместо придельного престола в соборе находится пещера, собственноручно приготовленная старцем для упокоения своих останков. Спустившись по ступеням вниз, можно было увидеть резную гробницу, покрытую серебрянновызолоченной доской с чеканным изображением отца Илариона. Гробницу устроили опять же при содействии помещицы А.А.Шишковой (когда монастырь разрушили, доска исчезла).
Любитель благолепия церковного, батюшка и сам много жертвовал на возведение и украшение храмов. В Троекурове его попечением были сооружены два иконостаса в боковых приделах Димитриевской церкви и положены серебряные ризы на иконы Благовещения, великомученика Георгия Победоносца, пророка Илии, образа Нерукотворного Спаса, Смоленской Божией Матери и святителя Николая; в соседнем селе Губине построена каменная церковь и приобретен новый колокол для нее. И другим монастырям и храмам посылал батюшка пожертвования.
Не забывал и ближних своих. Никто не уходил от него без утешения. Ни одного дня не проходило, чтобы он не облегчил чьей-нибудь скорби, не помог кому-то наставлением, советом. Получаемое от своих усердных почитателей щедро раздавал нуждающимся. Богадельня при Димитриевской церкви практически полностью содержалась на его средства.
И по блаженной кончине своей старец Иларион не оставлял без молитвенной помощи приходящих к нему с верою.
Жена елецкого купца Евдокия Полухина жестоко страдала печенью. Ее родная тетка увидела во сне отца Илариона, сказавшего, что больной нужно отнести щепочку, которую ее матери дали в Троекуровском монастыре (эта щепочка была от полена, служившего батюшке вместо подушки). Евдокия опустила щепочку в стакан с водой, потом выпила воду и легла спать. Проснулась совершенно здоровой.
Трехлетняя крестьянская девочка Мария ослепла в результате хронической глазной болезни. В 1897 году родные принесли Марию в Троекурово, дали приложиться к гробнице батюшки, помазали незрячие глаза маслом из лампады перед иконой Владимирской Божией Матери и пошли к обедне. Во время Херувимской девочка воскликнула: ?Дедушка, я тебя вижу?!
Эти и многие другие случаи чудесных исцелений были записаны в церковных книгах Троекуровского монастыря, а также передавались устно из поколения в поколение.
Потрясения начала ХХ века не обошли стороной и Свято-Владимиро-Димитриевский Троекуровский женский монастырь. Его закрыли в 1927 году, разместив здесь винзавод. Стенные росписи заштукатурили, храмовые иконы большей частью уничтожили. Однако жители села Троекурово сохранили чудотворные иконы Владимирской Божией Матери и до того, как вновь был открыт храм архангела Михаила, выносили их только во время крестного хода к целебному источнику.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и хотя бы кратко рассказать об этих иконах и об этом источнике.
В восстанавливающемся Троекуровском монастыре есть две чудотворные иконы Владимирской Божией Матери. Одна из них написана более 200 лет назад. Другая именуется еще Явленной. Предание донесло до нас следующее.
В начале XIX столетия там, где стоит Троекуровский монастырь, рос густой лес. Однажды в урочище, называемом Лепяги, лесник увидел на дереве икону Богородицы, но не решился унести ее с собой. Вскоре, явившись ему во сне, Богородица повелела взять в лесу ее образ и поставить сначала в своем доме, а потом в церкви. Лесник повиновался и в сопровождении нескольких человек отправился в Лепяги. Икона находилась на прежнем месте. Под деревом, на котором она была обретена, оказался родник. Родник освятили, сделали колодец, откуда богомольцы черпали воду, и построили здесь часовню.
В день празднования иконы Божией Матери Владимирской 21 мая (3 июня по н.ст.) от монастыря к источнику ежегодно устраивались крестные ходы, собиравшие большое количество паломников. В ХХ веке источник тоже, как и монастырь, пытались? закрыть? — засыпали землей, замуровывали бетоном. Но он каждый раз пробивался к свету и сейчас вновь благоустраивается.
Вернулись в монастырь и чудотворные иконы Владимирской Божией Матери. Обе были в очень плохом состоянии. Собрали необходимые средства на их украшение. Настоятель Казанского собора города Лебедянь, благочинный округа протоиерей Игнатий Кондратюк заказал ризы схимонахине Серафиме и монахине Ангелине из Елецкого Вознесенского собора. (Едва схимонахиня Серафима успела выполнить свою работу, как через день преставилась ко Господу. Вечная ей память и вечный покой!) Теперь иконы находятся в храме архангела Михаила.
13 июля 1999 года в присутствии протоиерея Игнатия Кондратюка, настоятеля храма архангела Михаила отца Олега и большого радетеля в деле восстановления монастыря, директора местного совхоза Николая Дмитриевича Еремеева были торжественно обретены честные останки старца Илариона Троекуровского — с фрагментами гроба, обуви, монашеского пояса, четок и другими частицами.
Облаченные в монашескую одежду, святые мощи покоятся в храме архангела Михаила в раке слева от алтаря. Приложиться к ним приезжают как миряне, так и духовенство из разных уголков страны. Молитвенный дух угодника Божия ощущают все притекающие к нему с верой в его чудодейственную силу.
В настоящее время готовится общецерковное прославление местночтимого святого Илариона Троекуровского.
Святой старец Иларион, моли Бога о нас!
Учитывая бедственное финансовое положение вновь открытого Свято-Владимиро-Димитриевского Троекуровского монастыря, возобновление которого явилось важным событием духовной жизни России, просим оказать посильную помощь обители. Имена всех благотворителей будут внесены в монастырский синодик. Для тех, кто готов откликнуться, сообщаем реквизиты:
Михайло-Архангельский храм, село Троекурово
ИНН 4 811 004 998
р/с 40 703 810 135 150 002 176
Лебедянская ОСБ 3850
Лебедянь, Липецкий банк
СБ РФ г. Липецк
БИК 44 206 604
к/с 30 101 810 800 000 000 000