Московский журнал | Е. Тарасова | 01.11.2001 |
Он родился 5 июля 1836 года в семье эстонского рыбака. В 14-летнем возрасте Петра Юргенсона отправляют в Петербург, где сообразительный подросток в известной нотопечатне М. Бернарда осваивает искусство гравирования нот. Несколько лет он служил приказчиком в нотном издательстве Стелловского, затем переехал в Москву и вскоре открыл собственное дело. Через год Юргенсон издает первое в Европе Полное собрание фортепьянных сочинений Мендельсона-Бартольди — начало весьма многообещающее.
По свидетельству композитора, основателя Русского музыкального общества Н.Г.Рубинштейна, Петр Юргенсон обладал неуемной энергией, коммерческой жилкой, а главное — страстно любил музыку и трепетно относился к ее создателям. Он мечтал стать пропагандистом русской музыкальной культуры. В то время в России почти не было нотных граверов. Петр Иванович, выписав опытных мастеров из Германии, организовал обучение мальчиков. Его дело быстро разрасталось. Он становится одним из директоров московского отделения Русского музыкального общества (не имея даже начального музыкального образования!), располагавшегося в Хохловском переулке в здании старинных палат дьяка Украинцева. Это здание Юргенсон сначала арендовал, а в 1867 году выкупил у Общества, разместив в нем нотную типографию, оснащенную самым современным оборудованием, и поселившись здесь с семьей. Новый владелец шутливо назвал значительно перестроенные им старинные палаты «Колпашников-Castl» (Колпашниковым тогда назывался переулок, в который выходило парадное дома).
Главной своей целью П.И.Юргенсон ставил издание сочинений русских композиторов и пропаганду русской музыки. Он печатал как уже известных авторов — А. Даргомыжского, А. Варламова, А. Алябьева, Д. Бортнянского, так и тех, кто тогда только начинал: И. Стравинского, С. Танеева, Н. Метнера, С.Рахманинова. В его издательстве увидело свет первое полное собрание сочинений М.И.Глинки. Отсудив соответствующие права у Придворной певческой капеллы, Юргенсон в течение нескольких лет опубликовал около семи тысяч произведений русской духовной музыки.
Фирма П.И.Юргенсона продолжала расти и расширяться. Открывались нотные магазины и представительства не только в России, но и в Европе, США, некоторых странах Востока. Большими тиражами выходили сочинения и зарубежных композиторов: Моцарта, Бетховена, Вагнера, Шопена, Шумана. Практичный Юргенсон не чурался «модных пошлостей» того времени: оперетт Оффенбаха, Штрауса, романсов. «В хозяйстве и навоз идет на дело. Если бы не было этого моего хлама — не было бы размеров моей печатни. Откуда бы мне взять шесть миллионов страниц музыкальных перлов?» — отвечал он на упреки друзей, в том числе и самого близкого — Петра Ильича Чайковского, для популяризации творчества которого сделал очень много. Юргенсон печатал все, что сочинял Чайковский, — часто себе в убыток, при этом выплачивая высокие гонорары. Позже Петр Ильич заявлял: «Нередко германские издатели обращаются ко мне с просьбой войти с ними в сношения и предлагают хорошую плату. Из принципа, из благодарности и дружбы я остаюсь верен Юргенсону».
Чайковский любил бывать в гостях у своего издателя и друга, находя здесь то, чего ему недоставало в жизни: домашний очаг, семейный уют. Веселый, обаятельный, он быстро сдружился с домочадцами. Вскоре в доме Юргенсона появилась небольшая пристройка из двух комнат — для Петра Ильича. Растроганный Чайковский писал: «Я рад смертельно, что в милой Москве моей есть и будет на всю жизнь свой уголочек».
Супруга П.И.Юргенсона — Софья Ивановна — занималась воспитанием четверых детей и вела хозяйство. Много лет спустя ее внук Петр Борисович Юргенсон вспоминал: «Бабушка Софья Ивановна была очень просвещенная, умная и добрая женщина… До замужества она служила домашней учительницей, одно время в семье Л.Н.Толстого… До глубокой старости она живо интересовалась общественной и политической жизнью…»
Все чувства и помыслы Петра Ивановича Юргенсона принадлежали Музыке. Он оставил для потомков бесценный нотный фонд — собрание оригиналов своих изданий с автографами и правками композиторов, впоследствии переданное им московской консерватории.
К началу ХХ века нотное издательство Юргенсона выпустило в свет произведения более 500 русских композиторов. В его каталоге насчитывалось 35 тысяч названий. Фирма П.И.Юргенсона удостоилась множества наград на всероссийских и всемирных выставках. За «полезную деятельность на поприще отечественной промышленности» П.И.Юргенсон получил орден св. Анны III степени и почетное право ставить российский Государственный герб на свою печатную продукцию.
После смерти Петра Ивановича его дело — «Торговый дом П. Юргенсон» — возглавил старший сын Борис Петрович.
В декабре 1918 года нотоиздательская фирма П.И.Юргенсона была национализирована и преобразована в Госмузиздат. Борис Петрович некоторое время работал здесь сначала заведующим печатней, а потом простым корректором. До 1930 года он с семьей проживал в родительском доме, позже переданном московской типографии № 8 (сегодня — акционерное общество «Оригинал»). На здании имеется табличка, сообщающая некоторые исторические факты из жизни дома: «Памятник истории и культуры. Палаты Е.И.Украинцева XVII в. Московский архив коллегии иностранных дел. В 1836 г. дом посещал поэт А.С.Пушкин». Но нет ни слова о том, что более полувека здесь жил и работал основатель нотоиздательского дела в России П.И.Юргенсон.
В этом году исполнилось 140 лет со дня основания Петром Ивановичем своей фирмы. Вот уже три года действует благотворительный фонд его имени, возглавляемый правнуком издателя Борисом Петровичем Юргенсоном. За это время выпущен в свет и распространен по музучилищам России репринт «Школы игры октавами» Т. Куллака, изданной П.И.Юргенсоном сто лет назад, начата реализация программы «Юные музыканты — детям-инвалидам», проведен первый Международный конкурс молодых композиторов имени П.И.Юргенсона (произведения победителей будут опубликованы в нотном сборнике «Музыка третьего тысячелетия»), создается «электронная нотница» — банк данных на СD, призванный решить проблему дефицита музыкальной литературы, к которой получили бы доступ все учебные заведения страны. В перспективе — долгосрочный проект создания Российского центра музыки с фонотекой, музеем П.И.Юргенсона, концертной гостиной.