Русская линия
Московский журнал Н. Унанянц01.09.2001 

Русская тема Анри Труайя
Старейшему писателю современной Франции Анри Труайя1 ноября 2001 года исполняется 90 лет. Выпуская книгу за книгой, он свою творческую силу черпает из России, ибо родился в Москве в семье армянского купца Тарасова. Покинул Россию десятилетний Лев Тарасов

Старейшему писателю современной Франции Анри Труайя 1 ноября 2001 года исполняется девяносто лет. Французские критики не устают изумляться, из какого источника он черпает творческую силу, выпуская книгу за книгой, в которых до сих пор нет и следа оскудения или увядания его таланта. Ответ однозначен: из России…
Анри Труайя родился в Москве 1 ноября 1911 года в семье армянского купца Тарасова, покинувшей Россию в 1921 году. В то время Льву Тарасову, приобретшему впоследствии мировую известность как французский писатель Анри Труайя, не исполнилось и десяти лет.
Ныне Анри Труайя — лауреат многих литературных премий, член Французской академии, один из самых популярных во Франции авторов. В творчестве этого прозаика, пишущего по-французски и в высшей степени наделенного тем, что принято называть «французским духом», тема России тем не менее едва ли не ключевая: ей посвящена почти половина его книг. Среди них биографии великих классиков русской литературы — от Жуковского до Горького, русских царей — от Иоанна Грозного до Николая II, многотомные исторические циклы и отдельные романы на сюжеты из русской истории — от эпохи Петра I до Октябрьской революции.
Созданные Анри Труайя биографии — а лучше сказать, любовно выписанные литературные портреты Гоголя, Достоевского, Чехова и других — высоко оценены как зарубежной, так и отечественной критикой (см., например: Золотусский И. Игра и реальность («Гоголь» А. Труайя) // Москва. 1975. № 10−11). Книга о Толстом, вышедшая в 1965 году, стала за пределами России чуть ли не самым популярным исследованием жизни и творчества этого писателя. Нобелевский лауреат по литературе австриец Элиас Канетти, автор статьи «Толстой, последний родоначальник» (1971), признавался, что многими своими идеями обязан книге Труайя. Высоко отзывался о ней Франсуа Мориак.
Анри Труайя благоговейно пишет о Пушкине, с горечью и болью — о трагическом финале жизни Гоголя, не скрывает преклонения перед гением Достоевского. Но особенно ему близок Чехов, покоряющий скромностью, прямотой, отвращением к внешнему блеску, стоицизмом. Ни с кем из писателей, над жизнеописанием которых работал Труайя — а это и Флобер, и Мопассан, и Золя, и Бальзак, и Верлен, — он, по его признанию, не ощущал столь тесной духовной близости, столь глубокого согласия во всем, что касается искусства и жизни. «Когда я читаю Чехова, мне кажется, что очень дорогой моему сердцу друг что-то рассказывает мне вполголоса».
«Русские биографии» Труайя (из биографий писателей полностью переведена на русский язык одна: Труайя А. Странная судьба Лермонтова. М., 2000. Готовится к печати перевод книги о Достоевском) не раз удостаивались различных премий. В 1977 году престижную премию Амбассадер получил его труд «Екатерина Великая» (издан в России: М.: Республика, 1977). В жизнеописаниях русских царей Труайя не создает исторических концепций и не развивает политических теорий. Он размышляет об удивительных поворотах истории и человеческих судеб, сосредоточивая внимание на личности персонажа. Отличительная черта написанных им биографий -документальность: в ткань повествования органически включены выдержки из официальных документов, дневников, мемуаров, записных книжек, писем. При этом Труайя всегда остается романистом. Русские самодержцы у него предстают действующими лицами грандиозного исторического романа. Иван Грозный — шекспировский герой. Петр Великий изображен столь завораживающе живо, будто автор работал под его диктовку. Труайя пытается постичь тайну характера Александра I — одной из самых загадочных исторических фигур (русское издание: М.: Молодая гвардия, 1997). В жизнеописании Александра II исследуется драма царя-реформатора, колебавшегося между соблазнами либеральной политики и боязнью анархии. Взрыв бомбы, оборвавший дни государя, — некое мистическое предвестие грядущих катастроф. Сострадание, печаль, горечь вызывает у Труайя трагическая судьба последнего из Романовых. Заключает повествование краткий рассказ о разрушении в 1977 году при Б.Н.Ельцине дома Ипатьева в Екатеринбурге.
«Николай II» (1991) и «Распутин» (1996, русское издание: М.: Зевс. 1997) -последние тома созданной французским писателем «библиотеки русских биографий» — впечатляющий сплав глубокой эрудиции (А.Труайя хорошо владеет русским языком, цитаты из источников и фрагменты произведений дает в своем переводе), психологического анализа и повествовательного таланта.
Из цикла романов Анри Труайя на темы русской истории наиболее значительна пенталогия «Свет праведных» о декабристах. «Описывая русскую революцию в трилогии „Пока стоит земля“, я глубоко осознал, что этот катаклизм был завершающим в ряду подорвавших общественные устои России ударов, наиболее значительный из которых, бесспорно, был нанесен восстанием 14 декабря 1825 года».
Выпущенная в 1959—1963 годы издательством Фламмарион, пенталогия имела небывалый читательский успех. По заказу французского телевидения по ней был поставлен сериал, занявший 14 часов экранного времени.
Роман «Грэмбоск» повествует о жизни французского архитектора в Петербурге в разгар строительства этого города. Здесь впервые А. Труайя выводит на сцену в качестве персонажа великую историческую личность — Петра I. «Я чувствовал себя в некотором роде вынужденным предоставить слово Петру Великому. Я выразился точно: вынужден! Первоначально Петр Великий оставался на заднем плане повествования, на некоем подобии Олимпа. Но это лишь значило, что я плохо знал истинную натуру Петра Великого… Летописи того времени свидетельствуют: этот удивительный властелин всегда искал прямого человеческого контакта со своими подчиненными, и я совершил бы историческую ошибку, противясь частым встречам царя с моим героем. Так, благодаря силе своего характера Петр Великий водворился в моем рассказе… Архитектор возводил собор, император строил империю, и оба были охвачены безумием творчества. Я не мог противостоять неистовой натуре этого царя и, как и Грэмбоск, был околдован и порабощен пламенем его взгляда и стремительностью решений».
По всей вероятности, Анри Труайя сопоставляет свою судьбу с судьбой Тургенева (книгу о котором выпустил в 1985 году), надолго оставившего родину и завоевавшего во Франции всеобщее признание. Писатель и историк, исследователь и просветитель, уникальная фигура в современной литературе Франции, он более чем кто-либо другой на Западе сделал для ознакомления зарубежного читателя с культурой и историей нашей страны.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика