Русская линия
Московский журнал А. Москалев01.08.2001 

Обелиск Императору Павлу в Спасо-Вифанском монастыре
Пустынь Вифания была приписана к Троице-Сергиевой лавре и находилась в трех верстах от нее. Скорее всего, обелиск Павлу был сооружен здесь в 1804—1805 годах старанием Московского митрополита Платона (Левшина). Ныне утрачен.

В одном из ранних описаний подмосковного Спасо-Вифанского монастыря об этом обелиске сказано: «Извне покоев (митрополита Московского Платона (Левшина). — А.М.), на монастыре, под окном кабинета оных, поставлен монумент, под кровлею белым железом покрытою, с приличными надписьми, в память посещения и трапезования в сей обители покойного Государя Павла I со всею Высочайшею Фамилиею и Всемилостивейшего ее преобразования во второклассный монастырь"1.
В год посещения императором Павлом I (1797) Вифания представляла собой скромную пустынь, приписанную к Троице-Сергиевой лавре и находящуюся в трех верстах к юго-востоку от нее, в живописной местности, на крутом левом берегу речки Кончуры. Почти к самым ее стенам примыкал обширный пруд, устроенный лаврским келарем Вениамином Ершовым, который перегородил Кончуру еще в 1730-х годах. Пруд так и именовался — Ершовским (впоследствии Вифанским). В 1800 году здесь была сооружена большая каменная плотина.
Иеромонах Платон стал законоучителем Павла Петровича после посещения императрицей Екатериной II Троице-Сергиевой лавры (1763), где будущий митрополит был в то время ректором семинарии2. Впоследствии Павел I называл себя учеником Платоновым, во многом доверялся ему и состоял с ним в переписке. Долгие годы Платон оставался и духовником Павла.
Будучи митрополитом Московским и священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, Платон в 1783 году сумел добиться согласия Екатерины II на проживание преимущественно в лавре, а не в столицах. Вот тогда он и начал строить Вифанскую обитель. Выбор места не был случайным — летом Платон любил отдыхать в «загородном доме» лавры в урочище Корбуха на речке Корбушке3. В Корбуху, которая «избыточествует приятным положением"4, заезжала и Екатерина II. Платон, «всегдашний уединения любитель», привязался душой к этому краю. Сюда намеревался он удаляться от лаврского «народного множества», полагая именно тут «кончить свои дни в безмятежной тишине"5.
Строительство обители (на собственные средства Платона) завершилось в 1788 году. Название она получила по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.
Сохранилось немало фотографий начала ХХ века с видами Спасо-Вифанского монастыря. Со времен императора Павла I его вид значительно изменился. Первоначальный облик собора исказили пристройки XIX века. Переделки коснулись и интерьера. Появились новые колокольня и башни, более высокие стены. В 1860 году за перестроенными архиерейскими покоями началось возведение обширного пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором. Изначальный облик пустыни, по-видимому, наиболее достоверно передает картина, служившая «фоном» обелиска. На старинной открытке она просматривается довольно четко: колокольня, невысокая ограда, угловая башня, покои Платона за ней. Монастырь (и, соответственно, обелиск) был утрачен в советское время. В наши дни его территория входит в черту «большого» Сергиева Посада.
Вернемся к обстоятельствам посещения Павлом I скромной Вифанской пустыни. Спустя несколько дней после коронации он отправился на поклонение святым мощам преподобного Сергия в Троице-Сергиеву лавру. День «богомоленного похода» 23 апреля 1797 года (по старому стилю) выдался теплым и солнечным. В пути Павла Петровича не покидала мысль, что митрополит Платон, может статься, не так уж и предан ему. Недоброжелатели давно нашептывали императору, что Платон, роскошествуя в Вифании, оклеивает стены своих покоев его письмами. Августейший ученик решил лично проверить достоверность этих сообщений и, «по надлежащем стретении и по входе в покои архимандричьи», тотчас объявил, «что завтра будет обедать в Вифании». Платон смутился и начал отговаривать высокого гостя, «ибо все приуготовление сделано в Лавре», а в Вифании помещение мало «и приуготовления никакого для стола не сделано». Однако Государь настоял на своем: «Хотя в уголку, но там будет обедать"6.
На следующий день Павел I отправился в Вифанию, «где его паки митрополит сретил». По свидетельству Платона, насколько теплым и солнечным был день приезда императора в лавру, настолько холодным и ненастным оказался день посещения им Вифании. По этой причине красота местности «не могла себя открыть». К тому же «и пруд еще был под льдом, и в лесу снег, а дорога очень грязна». Тем не менее Павел Петрович осматривал пустынь с большим вниманием. Все здесь говорило об оригинальности ума и вкуса митрополита. Преображенская церковь имела в плане овальную форму. Конусовидный «верх», смещенный к алтарной части, заканчивался миниатюрной луковичной главкой7. Еще более оригинален был интерьер. На месте иконостаса возвышалось уникальное архитектурно-ландшафтное сооружение (скульптура Конона Пескова), изображающее гору Фавор. Иконостас же в виде круглой резной золоченой часовни с престолом во имя Преображения Господня ее венчал. На Фавор слева и справа вели две лестницы (одна из них — с перилами из простых деревенских жердей). Внизу, в вертепе, устроенном в горе, находился придел во имя воскрешения Лазаря. Государь «изволил хвалить» увиденное.
В покоях Платона императора заинтересовала домовая церковь. «В оных покоях находится домовая церковь с наименованием Храма Духа Святого, древней фигуры. В ней вместо иконостаса поставлены Царские двери, и по сторонам оных два на стекле писанные образа. Олтарь от церкви разделяется небольшим балюстрадом и большою, во всю церковь, завесою, на которой по сторонам дверей, нашиты два искусно золотом шитые образа"8. Павел Петрович в восторге говорил, что хотел бы иметь такую же у себя во дворце. Удивился: «Вот как тесны у тебя покои; на что более?» — и рассказал Платону о «некоторых клеветнических наговорах, которые ему внушали о Вифании». «Теперь сам вижу, что это неправда».
«Потом пошли к столу Государь Император с Императрицею и со всею Императорскою Фамилиею. Государь был весел и весь стол проговорил с митрополитом, а между тем семинаристы разные читали разговоры из Географии, из Истории, из Философии и прочего, что Государю весьма было угодно, и семинаристов целовал. За столом Государь дозволил в семинарии [лаврской] обучать Французскому языку, который был воспрещен. После стола скоро изволил отправиться в Лавру». Там, приложившись еще раз к мощам преподобного Сергия, Павел Петрович сел в карету и отправился в Москву, пригласив Платона приехать туда же «в Преполовениев день».
Визит Павла I имел весьма важные для Вифании последствия. По приезде Платона в Москву ему объявили, что «Государю Императору угодно учредить в Вифании второклассный монастырь и устроить при нем семинарию». Указ был подписан 1 мая 1797 года. «Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено Преосвященным Митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании, и отдавая справедливость трудам его, в славу Богу и на пользу церкви подъемлемым, Всемилостивейше повелеваем: первое: учредить в Вифании второклассный монастырь…; второе: сему новоучрежденному монастырю считаться в соединении с Свято-Троицкою Сергиевою Лаврою… и потому Наместники той Лавры да будут на всегда Архимандритами монастыря Вифании; третье: монастырю и Архимандриту его зависеть производством и всем управлением от Митрополита Московского, яко хозяина Вифании…; четвертое: для вящшаго распространения преподаваемого в семинарии Троицкия Лавры учения, которого полезные успехи Мы сами видели, учредить в Вифании таковую же семинарию в числе ста человек учеников, на содержание коих… производить ежегодно по четыре тысячи рублей; пятое: на построение училища и покоев для житья учеников и учителей отпустить тридцать тысяч рублей в три года, по равным частям, начиная с нынешнего; шестое: ко вновь устрояемому монастырю в Вифании назначить потребное число десятин сенокосной и лесной земли… из дачь казенного ведомства"9. Платону Государь подарил «часы золотые с каменьями» и «бриллиантовый орден Андреевский», а Государыня «пожаловала крест золотой из хрисопрасов и с бриллиантами».
Строительство Вифанской семинарии шло очень быстро. В 1799 году она была вчерне закончена, а в 1800 году Платон «совсем оную к открытию приготовил; каковое открытие торжественно и совершилось 1800 года августа 6 дня в день праздника Спасо-Вифанского монастыря, самим митрополитом и духовенством».
Когда весть о внезапной кончине императора достигла Вифании, где в последние годы митрополит Московский и архимандрит Троице-Сергиевой лавры пребывал почти безотлучно, «поразило сие Платона печалию до внутренности. Ибо он любовно привязан был к Государю Павлу, пользуясь столько лет, от самого его младенчества, дружбою его и милостию».
Когда же был сооружен обелиск Павлу I в Спасо-Вифанском монастыре? И.М.Снегирев, автор двухтомного жизнеописания митрополита Платона, каких-либо сведений на сей счет не сообщает. В обстоятельной работе С.К.Смирнова «Спасо-Вифанский монастырь» говорится только об обелиске, но не о дате его установки.
Думается, мысль о сооружении памятного обелиска родилась у Платона сразу после посещения Павлом I обители и издания упомянутого указа. В своей автобиографии Платон по этому поводу также ничего не говорит, хотя последние ее страницы писались в 1805 году. Но митрополит тогда уже весьма оскудел здоровьем и «зело мучился» различными хворями. Поэтому, скорее всего, памятник появился ранее 1804−1805 годов. С другой стороны, вряд ли это могло произойти после сентября 1801 года, когда в Вифании побывал император Александр I. Очевидно, обелиск был установлен еще при жизни Павла Петровича — в год окончания строительства семинарии, «по свежим следам» события, память о котором Платон навсегда сохранил в своем сердце. В любом случае речь идет о первом в России мемориальном сооружении в честь Павла I.
Опыт возведения подобного рода сооружений Платон уже имел. В 1792 году на площади в лавре поставили обелиск «с пространным изложением заслуг монастыря» на мраморных досках постамента. Обелиск Павлу I — белая пирамида на постаменте — был скромнее лаврского по размерам. Шестигранная сень над ним опиралась на четыре столба, выкрашенные светлой краской и орнаментированные виноградными лозами. Ее покрывал фигурный купол, увенчанный двуглавым орлом — вероятно, позолоченным. Карниз сени обрамляли расположенные в три ряда ажурные металлические подзоры. Задняя грань сени включала массивную деревянную раму с изображением Спасо-Вифанского монастыря. По остальным пяти граням шла металлическая ограда. На пирамиде обелиска было высечено: «1797 ГОДА АПРЕЛЯ 24 ДНЯ». Текст на беломраморной доске, вделанной в постамент, гласил: «Почто Вифания сей год и день прославляеши? — Яко державный Великий государь Император Павел I с Государынею Императрицею и со всею Августейшею фамилиею благоволили посетити мя и вкусити зде трапезу. — Почто ты, пустыня, так ликовствуешь? — Яко того же года Мая 1-го дня он, Великий государь, во второклассный монастырь преобрази мя и еще при мне устроил быти училищу просвещения"10. Над изображением Вифанского монастыря имелись две латинские надписи: «M.P. Hic condit illam» и «P.I. Conditam ornavit iste», напоминающие, что митрополит Платон сию обитель основал, а Павел I украсил11.
На плане Сергиева Посада12 на территории Спасо-Вифанского монастыря обозначен «бывший дом митрополита Платона», возле которого стоял обелиск. Это довольно громоздкое двух- этажное здание, где до недавнего времени размещался Дом культуры, а теперь — церковь во имя Сошествия Святого Духа. Здесь, безусловно, допущена ошибка. Во-первых, архиерейский дом был гораздо меньше. Во-вторых, восточный и западный его фасады имели прямоугольные окна, а торцовый — четыре полуциркульных. В здании же нынешней Сошественской церкви все окна полуциркульные.
Сопоставление современных фотоснимков с видами Спасо-Вифанского монастыря на старинных открытках окончательно убеждает: «дома митрополита Платона» уже нет. Здание, обозначенное как таковое на плане, представляет собой уцелевшую часть Тихвинского собора, что доказывается наличием характерного пояса арочек между нижней Тихвинской церковью и верхней церковью Сошествия Святого Духа (они хорошо видны на открытках). Три арки в стенах бывшего Дома культуры полностью соответствуют оконным проемам центральной (более широкой) части собора.
Сейчас Спасо-Вифанский монастырь начинает возрождаться. Возможно, когда-нибудь будут восстановлены и дом Платона, и первый в России мемориал в честь императора Павла I, более ста лет составлявшие единый ансамбль.


1. Описание Вифании // Краткое историческое описание Свято-Троицкие Сергиевы лавры и Спасо-Вифанского училищного монастыря, с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. М., 1818. С.97−98.
2Смирнов С.К. Церковно-исторический Месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1854. С. 86.
3Захаров М.П. Путеводитель по окрестностям Москвы и указатель их достопримечательностей. М., 1867. С.114−115; Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и Путеводитель по Лавре // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. М., 1909. Кн.III. С. 325, 336.
4Миллер Г. Ф. Москва. Путешествия по Московской провинции 1778−1779 // Академик Г. Ф.Миллер — первый исследователь Москвы и Московской провинции. М., 1996. С. 93.
5Архимандрит Леонид. Вифанские келлии митрополита Платона и их устройство // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. М., 1879. Октябрь-декабрь. Кн.IV. С. 1.
6Автобиография Платона, Митрополита Московского. С предисловием и примечаниями прот. Смирнова С.К. М., 1887. С. 56. В дальнейшем цитаты из этого издания в сносках не оговариваются.
7План и фасад храма составлены Архитектории прапорщиком Николаем Матвеевичем Одоевским, а за исполнением плана наблюдал архитектор Василий Яковлев // Смирнов С. Спасо-Вифанский монастырь. М., 1869. С. 5.
8Описание Вифании // Указ.соч. С. 97.
9Смирнов С.К. // Указ.соч. С.65−66.
10Там же. С. 34.
11Там же.
12Сергиев Посад. Справочная карта. М., 1995. Согласно выходным данным, карта составлена и подготовлена к печати в 1994 г.; отпечатана в Екатеринбурге в 1998 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика