Русская линия
Московский журнал Н. Копылова01.04.2001 

В память о новомучениках и исповедниках Соловецких
О воздвижении и освящении Поклонного Креста на Соловецком подворье в Москве.

«Поставлен сей Честный и Животворящий Крест Господень во имя Святыя Живоначальныя Троицы, на поклонение православным христианам, в память о новомучениках и исповедниках Соловецких, в годину лютого гонения за веру и благочестие пострадавших, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Священноархимандрита Спасо-Преображенския Соловецкия обители, при Наместнике архимандрите Иосифе с братией, в лето 2001-е месяца февраля 4-го дня, изготовленный в обители преподобных отец Зосимы, Савватия и Германа в месте, идеже подвизася Святый священномученик и исповедник Российский Филипп, игумен Соловецкий, Митрополит Московский, всея Руси чудотворец, идеже пострада и прославися святый новомученик и исповедник Соловецкий Петр (Зверев), Архиепископ Воронежский, и с нимже сонм архиереев, иереев и монахов, братий и сестер и множество верных чад Русской Православной Церкви, ихже молитвами Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй и спаси нас. Аминь».

Девятиметровый крест с этой надписью, сделанный на Соловках резчиками монастыря на пожертвования москвичей — прихожан Соловецкого подворья, — сначала был доставлен морем в город Кемь (Карелия), а затем большегрузным автотранспортом — в Москву и здесь установлен на подворье возле храма во имя великомученика Георгия Победоносца в Ендове.
— Воздвижение крестов на Соловецких островах — традиция давняя, — рассказывает иеромонах Лонгин. — Еще в древние времена монахи-отшельники воздвигали кресты возле своих келий, ибо это спасительное знамение победы Сына Божия над смертию было для них малой церковью, присным напоминанием о цели иноческого подвига. Поэтому и первым деянием преподобных Савватия и Германа, прибывших на пустынный Соловецкий остров, стало водружение Поклонного Креста. Это событие изображается на многих иконах, в том числе и на чудесно обретенной около десяти лет назад при возрождении обители. В августе 1992 года, в самый канун перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа из Санкт-Петербурга на Соловецкие острова, в обители шли последние приготовления к встрече долгожданной святыни. Одна из паломниц расчищала старую краску над дверью на галерее в монастырской стене у самого входа в храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (ныне здесь и почивают святые мощи сих угодников Божиих). И вот обнаружилось, что «дверью» оказалась икона: в местах, где удалена была краска, проступили изображения ликов святых. Так преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие не только возвращением своих мощей, но и иконой со столь знаменательным сюжетом благословили возрождение созданной ими обители.
Перед закрытием монастыря в 1920 году на Соловецких островах насчитывалось около 3000 крестов: обетных, поклонных, придорожных, отмечающих памятные события (в Старой Сосновке крестом обозначено место явления иконы Пресвятой Богородицы, получившей позднее наименование «Сосновской»). В духе этой многовековой традиции и решено было воздвигнуть на московском подворье крест в честь новомучеников и исповедников Соловецких.
Монастырские резчики выбрали для древа креста сосну — ровесницу минувшего века. По северному варианту, как и на обретенной иконе преподобным, крест устанавливался в срубе, заполненном камнями, тоже привезенными с островов. Был отслужен молебен святым Соловецким новомученикам и исповедникам, а на следующий день, в воскресенье 4 февраля священноархимандрит Соловецкой обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по окончании Божественной литургии освятил крест и отслужил литию в молитвенное поминовение всех, за веру и благочестие на островах Соловецких пострадавших.
С момента возрождения монастыря братия начала составлять первые синодики с именами новомучеников. Ныне более тридцати из них прославлены в лике святых. Празднование Собора Соловецких новомучеников и исповедников установлено 23 августа, им завершается «соловецкая неделя», а начинается она 19-го, в день Преображения Господня — главного престольного праздника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, продолжается 21-го (день перенесения мощей первоначальников Соловецких — преподобных Савватия, Зосимы и Германа) и 22 августа (Собор Соловецких святых, прославивших обитель своими богоугодными подвигами).
Сейчас монастыри публикуют творения и жизнеописания своих подвижников. Увы, многие святые, жившие в неведомых людям пещерах удаленного пустынного острова, так и остались не явленными миру. Кроме того, в суровое лагерное время было утрачено немало рукописей и дневниковых записей — свидетельств о соловецких старцах рубежа XIX—XX вв.еков. В одной из книг митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) рассказывается о трудах владыки Мануила (Лемешевского), бывшего узником Соловецкого лагеря особого назначения. Со смирением и непоколебимой верой, находясь в вынужденном затворе, он занимался кропотливой научной работой, в том числе и по истории Соловецкой святости. Недавно в нескольких номерах альманаха «Духовный собеседник», издаваемого в Самаре, опубликовано одно из творений владыки Мануила — «Соловецкий цветник» — краткие жизнеописания подвижников, в основном начала XX столетия. Вот, к примеру, рассказ о монахе Тихоне, жившем в монастыре в это время. Осеняя людей архиерейским благословением, он говорил: «Я Тихон, Патриарх Московский и всея Руси». Когда, бывало, его закрывали в келье, чтобы не смущал людей, он не роптал, но смиренно из окна продолжал благословлять проходящих мимо архиерейским благословением. А ведь это было задолго до восстановления патриаршества в нашей стране и избрания первым Патриархом Тихона, ныне прославленного в лике святых. Прозорливый простец провидел не только имя будущего Патриарха, но и те кротость и смирение, с какими Святейший, будучи под арестом, благословлял людей из окна своего затвора.
Превращенный в лагерь особого назначения (первая партия заключенных прибыла на острова уже в 1920 году), Соловецкий монастырь явил миру сонм мучеников за веру. Синодик обители постоянно пополняется новыми именами. В Соловецком лагере находилось и много священнослужителей (по разным источникам, от 200 до 400), среди них восемь митрополитов, двадцать архиепископов, сорок семь епископов (для сравнения: еще совсем недавно такое число архиереев составляло весь епископат Русской Православной Церкви). Большинство иерархов погибли. «Собор Соловецких епископов» обладал высоким авторитетом, его послания становились известны по всей России. Этот епископат имел своего главу, носившего неофициальный почетный титул архиепископа Соловецкого. В разные времена так называли ныне прославленных в лике святых архиепископа Воронежского и Задонского Петра (Зверева) и архиепископа Верейского Илариона (Троицкого). Архиепископ Петр, в своей епархии мужественно выступавший против обновленцев, яркими проповедями собиравший тысячи прихожан, пройдя тюремные застенки, в конце 1920 года был сослан на Соловки. Он преставился 7 февраля 1929 года, на праздник Божией Матери «Утоли моя печали», на острове Анзер — на горе, которую нарекла «второй Голгофой» Пресвятая Богородица, явившаяся преподобному Иову Анзерскому в 1712 году. Недавно были обретены честные останки священномученика. Иконкой с изображением владыки Петра Святейший Патриарх Алексий II благословлял собравшихся на освящение Поклонного Креста в Москве.
Отныне здесь, в начале Садовнической улицы, на подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря к частице далекой земли прикоснутся и помянут своих сродников те, кто по разным причинам не сможет добраться до островов. У водруженного креста будут совершаться молебны новопрославленным святым, панихиды и литии о всех «на Соловецких островах пострадавших, иже имена их Ты, Господи, Сам веси», то есть и о тех, кто остался не известен людям, но ведом Богу.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика