Русская линия
Московский журнал01.02.2000 

Почта
(даны два письма): Н.А.Князева из г. Выкса Новгородской области пишет о своем земляке крупном архитекторе А.М.Горностаеве; москвичка О.Н.Русина вносит дополнения в публикацию «Московского журнала» (1999, ї 12, С. 51) о Сергиевской женской обител

ТАЛАНТЫ И МЕЦЕНАТЫ ИЗ ВЫКСЫ

С городом Выкса Нижегородской области связана жизнь и деятельность многих представителей русской культуры.
Об Алексее Максимовиче Горностаеве — крупном архитекторе середины XIX века, строившем на острове Валаам и в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, авторе усыпальницы князя Пожарского в Суздале и Успенского собора в Хельсинки, начали вспоминать недавно.
Даровитый род Горностаевых в XIX веке дал России пятерых зодчих, четверо из которых стали академиками. Отец семейства — Максим Перфильевич — самородок, сумевший талантами и трудолюбием дослужиться от крепостного мастерового до главного управляющего Выксунских металлургических заводов И.Р.Баташева. За «неусыпные труды» он получил от Баташева вольную для всей своей семьи — жены, троих сыновей, дочерей, но рано умер (1809), оставив домочадцев на попечении старшего сына. Младшему — Алексею — было всего несколько месяцев.
В 1823 году в гости к новому хозяину Выксунских заводов Д.Д.Шепелеву приезжает известный общественный деятель и издатель журнала «Отечественные записки» П.П.Свиньин. Познакомившись с Горностаевыми, он был удивлен их талантливостью — все хорошо чертили и рисовали, много читали. Рисунками 14-летнего Алеши Горностаева Павел Петрович был просто очарован и внушил семье и самому Алеше мысль о необходимости получить художественное образование, чтобы «послужить славе России».
В 1826 году Горностаевы переехали в Петербург, где на первых порах испытывали большие материальные трудности. И тогда П.П.Свиньин принял участие в судьбе Алексея — три года подряд брал его в свои путешествия по России рисовальщиком. Это была великолепная школа — жизненная, и художественная.
На деньги, заработанные у П.П.Свиньина, Алексей Максимович едет в Москву и берет частные уроки у Жилярди, который заронил ему в душу мечту побывать в Италии и поучиться архитектуре у итальянских мастеров. В Москве Алексей общался с Шепелевыми, а также близко сошелся с братьями И. и М. Скотти, служившими в крепостном театре у Шепелевых.
Поработав недолго с братом Василием в Царском Селе у В.В.Стасова, Алексей и Василий Горностаевы в 1831 году едут в Петербург, чтобы участвовать в строительстве Михайловского театра (сейчас Малый оперный) под руководством А.П.Брюллова. Александр Павлович остался ими доволен. Особенно отмечал он художественный талант Алексея. Брюллов добивается для юного Горностаева заказа на иллюстрирование альбома Башуцкого «Виды Петербурга». Получив за выполненный заказ немалые деньги, в 1834 году А.М.Горностаев уезжает на четыре года в Италию с рекомендательным письмом к Карлу Брюллову от братьев живописца Александра и Федора. О теплых встречах прославленного художника и будущего архитектора свидетельствует известный портрет А.М.Горностаева, написанный К.П.Брюлловым в Болонье вдохновенно и с особой проникновенностью…


+ + +

С Выксой связано и имя представителя обрусевшей итальянской семьи Скотти — Михаила Скотти. В 1786 году в Россию приехал художник-декоратор Карл Скотти с двумя сыновьями: Джованни — (Иваном) двадцати лет и Доменико (Дементием) — шести лет. Все вместе они расписывали пейзажные панно во дворцах Петербурга. Постепенно сыновья в мастерстве превзошли отца. Дементий Карлович, например, слыл отличным рисовальщиком, писал картины, выполнял эскизы к росписям. Умер он в 45 лет.
В России у Ивана Карловича родились еще два сына — Михаил и Иван. В 1830 году он умирает, оставив сыновей в возрасте 16 и 12 лет. Старший — Михаил Иванович Скотти — стал известным художником. В 1835 году он окончил Академию художеств (класс А.Е.Егорова), совершенствовался в Италии (1839 — 1844), преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, получив звание профессора. Михаил Иванович — автор многих картин на мифологические и религиозные темы, портретов. В Художественном музее Нижнего Новгорода находится его большое полотно «Минин и Пожарский».
М.И.Скотти связан с Выксой опять же через хозяев Выксунских металлургических заводов Шепелевых. И.Д.Шепелев принимал деятельное участие в судьбе братьев Михаила и Ивана Скотти. Вот что писал 9 марта 1843 года М.И.Скотти И.Д.Шепелеву в Выксу из Рима.
«Письмо Ваше от первого января, почтеннейший и добрейший Иван Дмитриевич, принесло мне радость великую и настроило меня даже повеселиться в карнавале (увы, может быть, в последний раз).
Из письма Вашего я вижу, что Вы не переменились, не сердитесь на меня и верите данному моему слову возвратиться на Выксу. По приезде буду Вам работать, что прикажете и сколько позволят мои способности. Старался я что было моих сил усовершенствовать себя в разных родах и, не имея средств заняться искусством серьезно, бросился туда, сюда, разумеется, писал разные разности. Порой кажется, выйду из Рима, не написав большой картины… Ну да время-то впереди еще есть и потом у Вас ведь холстину-то натянуть недолго и смелости в России больше будет. Здесь как-то страшно — такое множество артистов своего дела, так строго оценивается искусство… и хороших картин видно редко.
Что касается того, что меня обругал какой-то журналист, так это поделом. Я это предвидел, ожидал, ибо эта картина написана из первых вещей, сделанных в Риме, и считалась мною потерянной… и вдруг выставлена вместе с последней моей картиной, разумеется, она и показалась сухой. Так и вышло: одну разругали, другую похвалили. Мне написали, что сам Карл Павлович ее хвалил — хорошо написаны руки и плечи неаполитанки. Вероятно, по его ходатайству я получил премию от Академии. Что ж? Я доволен, ежели кусочек картины хорошо написан, это залог успехов будущих, главное — трудиться.
Свои картины частью здесь на выставке сбываю — итальянцы покупают. Чем я и жил в продолжение пяти лет. Могу сказать, что всю Италию искрестил, увидел, кроме Сицилии. Нынешним летом намерен пожить в (нрзбр. — Прим. авт.), где места очаровательные и живут многие обрусевшие итальянцы, сделавшие фортуну в Москве и вспоминающие с благодарностью русский хлеб-соль».
Художник перемежает текст рисунками, рассказывает о карнавале, об оперных спектаклях, на которых побывал. «Балеты надо смотреть в Петербурге, а не в Риме». М. Скотти благодарит Ивана Дмитриевича за поддержку брата Ивана, который «оправдывает Ваше к нему расположение успехами в пении», капельмейстера Выксунского театра Н.Я.Афанасьева и князей Е.Д. и Л.Г.Голицыных «за ласки"…
Н.А.Князева

ВЫКСА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Уважаемая редакция!

Предыстория Сергиевской женской обители («Московский журнал». 1999. № 12. С.51) связана с именем Е.С.Кротковой (1830−1906) и с селом Подсосенье, расположенном на землях Троицкого монастыря в девяти верстах от него.
Е.С.Кроткова с 1859 года в течение сорока семи лет жертвовала деньги на приют и опекала его. В память императора Александра II и его супруги Марии Александровны приют назвали Александро-Мариинским, а Е.С.Кроткова в своем имении Царь-Дар заложила каменную церковь во имя Марии Магдалины, которая была освящена 14 ноября 1902 года преосвященным Трифоном (Туркестановым). Имение свое она завещала приюту. Профессор Московского университета граф Л.А.Комаровский писал: «14 января 1906 г. умерла Елизавета Семеновна Кроткова. Ее успела посетить в.к. Елизавета Федоровна. Она передала созданные ею (Кротковой. — Прим. авт.) приюты Гончаровой. Она была редкой женщиной — по уму, цельности характера и энергии. Она была патриотка и христианка. Погребена 16 января 1906 г. в склепе под церковью Александро-Мариинского дома призрения».
Е.С.Кроткова приобрела землю для своего небольшого имения близ села Подсосенье, на месте которого в середине XVI века находился небольшой женский монастырь «Пресвятая Богородица под сосною». Это место почиталось и в последующие века. Елизавета Алексеевна Арсеньева (бабушка М.Ю.Лермонтова) построила в селе каменную трехпрестольную церковь Успения. Для освящения приделов Никольского и Святых праведников Захария и Елизаветы антиминсы были получены 29 августа 1830 года. Можно предположить, что на освящении присутствовала не только храмоздательница, но и ее внук: во второй половине августа того года поэт посещал Лавру и написал стихотворение «У врат обители святой/ Стоял просящий подаянья…» Для освящения главного Успенского престола антиминс был получен 13 августа 1831 года.
Когда митрополит Филарет в 1844 году в память столетия статута Лавры решил основать Гефсиманский скит, то для него из села Подсосенье была перенесена древняя деревянная церковь Успения.
В 1892 году император Александр III пожертвовал приюту 320 десятин леса на земле села Подсосенье.

О.Н.Русина
Москва


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика