Русская линия
Московский журнал Е. Кончин01.11.2000 

Портреты из Белой Колпи
Фамильная усадьба князей Шаховских Белая Колпь находилась на западной окраине Московской губернии близ уездного города Волоколамска. Владельцы Белой Колпи собрали великолепную портретную галерею:

Фамильная усадьба князей Шаховских Белая Колпь находилась на западной окраине Московской губернии близ уездного города Волоколамска. Ее история просматривается с 1650-х годов. Наименование свое усадьба получила в честь белой чубатой цапли-колпицы, некогда водившейся в здешних местах. Существовала даже поговорка: «Белая как колпица».
Шаховские были тесно связаны родственными узами со многими дворянскими родами. Прежде всего — с родом Муравьевых, давшим России ряд видных государственных и общественных деятелей, военачальников, писателей. И Шаховские и Муравьевы были людьми просвещенными, знавшими толк в искусствах. Владельцы Белой Колпи собрали великолепную портретную галерею, богатейшую библиотеку и архив, приведшие в восхищение Гаврилу Геракова, автора любопытных «Путевых записок», выпущенных в 1828 году.
Более обстоятельное описание художественной атмосферы усадьбы оставил литератор и знаток изящного граф Сергей Дмитриевич Шереметев, побывавший здесь в августе 1902 года и даже издавший о Белой Колпи небольшую книжку. Он был «удивлен видом хором древних, какие редко можно встретить, с мебелью, люстрами, рядом старых портретов на стенах… в золоченых рамах и самых разнообразных размеров, подчас сплошь покрывающих стены». Особо «бросились в глаза» портреты трех российских императоров, фельдмаршала В.П.Мусина-Пушкина и князя А.Б.Урусова, исполненные, по утверждению С.Д.Шереметева, на очень высоком художественном уровне. Однако авторов картин он не называет.
В 1905 году Белую Колпь посетил С.П.Дягилев, отобравший с десяток полотен, которые экспонировались на устроенной им знаменитой Таврической выставке русских портретов в Петербурге (в том же 1905 году).
Наконец, уже в 1924 году в Белую Колпь командируется сотрудник Музейного отдела Народного Комиссариата просвещения архитектор С.А.Торопов. Усадьба к тому времени была национализирована, имущество частично разграблено местными крестьянами. Но картины они, похоже, не тронули. Торопов в своем отчете пишет: «Портретов было здесь так много, что сначала думаешь, что попал не в жилой дом, а скорее в какую-нибудь солидную и настоящую галерею».
Но вернемся к впечатлениям С.Д.Шереметева. Из всех полотен, увиденных в Белой Колпи, более всего ему запомнился портрет генерала Николая Николаевича Муравьева: «Какое выразительное, твердое и умное лицо!» Н.Н.Муравьев (1768 — 1840) — боевой генерал, отличившийся в ряде войн. Известен также и тем, что основал Математическое общество при Московском университете, был одним из учредителей Московского общества сельского хозяйства и земледельческой школы, а также организатором и руководителем Московского училища колонновожатых.
Портрет написан известным русским художником Н.И.Аргуновым в 1817 году. К нему в полной мере относится суждение искусствоведа М.В.Алпатова о лучших произведениях Аргунова: «…невольно приходят на ум замечательные явления XIX века. Вспоминаются пушкинские „Повести Белкина“ с их безыскусной простотой слова и зернами истинной поэзии. Вспоминаются русские романсы, в которых много душевного благородства и напевности. Вспоминаются особнячки в арбатских переулках, русский „крепостной“ ампир с его чертами народности и чистоты классических форм».
Портрет Н.Н.Муравьева украшал один из парадных залов усадебного дома. С.Д.Шереметев отмечает, что его окружали изображения воспитанников Н.Н.Муравьева — выпускников Московского училища колонновожатых: барона Ливена, А.И.Шереметева, З.Г.Чернышева… Ныне портрет находится в Государственном Историческом музее.
Туда же попал — быть может, непосредственно из Белой Колпи — «Портрет Н.Н.Муравьева», созданный в 1836 году В.А.Тропининым. Здесь мы видим уже сугубо штатского человека в светском мундире, украшенном лишь одной орденской звездой, — несколько располневшего, потерявшего былую генеральскую выправку.
В Белой Колпи имелись и работы О.А.Кипренского. Это — парные портреты видного государственного деятеля, сенатора, князя Павла Петровича Щербатова и его жены Анастасии Васильевны, выполненные в 1808 году, то есть в ранний период творчества художника. Ныне они — в Государственной Третьяковской галерее, где, правда, атрибутируются пока как холсты Кипренского со знаком вопроса. Н.Н.Врангель в книге «Орест Кипренский в частных собраниях» (1911) в числе бывших в Белой Колпи называет также парные портреты графа Павла Сергеевича Головина и его жены Анастасии Ивановны (1814). Нынешнее местонахождение полотен неизвестно.
Бережно хранили в усадьбе живописный портрет Андрея Николаевича Муравьева, младшего сына Н.Н.Муравьева, исполненный М.Ю.Лермонтовым. На обороте холста — надпись на французском языке: «Портрет Андрея Муравьева, написанный Лермонтовым и подаренный на память Александру Шаховскому 30 августа 1885 года баронессой Софьей Сталь-Гольштейн». В 1916 году владелец Белой Колпи Валентин Александрович Шаховской преподнес реликвию Пушкинскому Дому в Петербурге.
Но больше всего — пятнадцать — портретов Шаховских и Муравьевых в собрании Белой Колпи принадлежало кисти самобытного художника Федора Андреевича Тулова (в настоящее время они находятся в Государственном Историческом музее). До настоящего времени Ф.А.Тулов был совершенно неизвестен. «Открыли» его лишь в 1970-х годах. Тогда же обнаружились и портреты Муравьевых. Прежде всего, старшего сына Н.Н.Муравьева — Александра Николаевича (1792 — 1863), человека яркой и трагической судьбы. «Прямой по натуре, — как отмечал его биограф П.М.Головачев, — последовательный и убежденный, стойкий, непреклонный, даже увлекающийся, несмотря на свой незаурядный ум», он, полковник Генерального штаба, участник Отечественной войны 1812 года, которому прочили блестящую карьеру, стал одним из организаторов первых декабристских обществ. Правда, в 1819 году Н.Н.Муравьев порывает с декабристским движением и в событиях на Сенатской площади не участвует, но все же привлекается к суду. Приговор оказался неожиданно суровым: ссылка в Сибирь, хотя и без лишения дворянства, чинов и наград — «по уважению совершенно искреннего раскаяния». Затем десять лет усердной государственной службы: городничий в Иркутске, тобольский гражданский губернатор, председатель Уголовной палаты в Ялте и Симферополе, губернатор Архангельска, Нижнего Новгорода. В чине генерала участвовал в Крымской войне. Дослужился до сенатора.
Первый портрет — молодого полковника А.Н.Муравьева — был исполнен Ф.А.Туловым в Белой Колпи в 1818 году по случаю женитьбы Александра Николаевича на княжне Прасковье Михайловне Шаховской, одной из восьми дочерей князя М.А.Шаховского; последний, созданный 22 года спустя (1840) там же, в Белой Колпи, и ставший лучшим произведением художника, изображает А.Н.Муравьева с Библией в руке. Ему около пятидесяти. На спокойном, умном, волевом лице следы жизненных потрясений — арест, ссылка, смерть горячо любимой жены, а затем и дочери, — которые, однако, не сломили его, оставшегося верным своему девизу: «Любовь к правде — вот все мои титлы и права».
Ф.А.Тулов написал несколько портретов Прасковьи Михайловны, жены А.Н.Муравьева, в том числе загадочный «сибирский» — с дочерью Софьей. В Белой же Колпи создаются портреты М.А. и Е.С.Шаховских, их дочери и второй жены Александра Николаевича, сестры Прасковьи Михайловны — Марфы Михайловны, всех ее сестер и брата — Валентина Михайловича Шаховского (1801 — 1850). Он окончил Пажеский корпус, затем училище колонновожатых, служил в гвардии, долгое время состоял адъютантом князя М.С.Воронцова. После выхода в отставку избирается волоколамским уездным предводителем дворянства. Был директором Странноприимного дома Д.Н.Шереметева в Москве.
Портретная галерея Муравьевых, созданная Ф.А.Туловым, дополняется живописным изображением Н.Н.Муравьева-Карского (1794 — 1866), еще одного сына Н.Н.Муравьева. Полотно датируется 1810-ми годами и в настоящее время находится в Государственном Историческом музее. Н.Н.Муравьев-Карский — генерал от инфантерии, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813 — 1814 годов. С 1817 года служил на Кавказе в штабе А.П.Ермолова. Участвовал в русско-иранской и русско-турецкой войнах. Во время Крымской войны — наместник на Кавказе и главнокомандующий Кавказской армией. За взятие Карса в 1855 году получил орден св. Георгия 2-й степени и почетную прибавку к фамилии — «Карский».
Наконец, к исходу 1820-х годов Ф.А.Тулов написал большой парадный портрет (сегодня — также в собрании ГИМ) фельдмаршала князя Ф.В.Остен-Сакена (1753 — 1837), выдающегося русского военачальника, участника многих войн, сподвижника А.В.Суворова, в 1814 году — губернатора Парижа. Как заметил биограф Ф.В.Остен-Сакена Н.Н.Бантыш-Каменский, «трудно было избрать на это место генерала, который бы лучше его умел внушить уважение к имени русских и приобрести любовь жителей, ибо он соединял с глубоким знанием света твердый характер и привлекательное обращение». Это подтверждается тем, что князь получил от благодарных парижан в подарок усыпанную бриллиантами золотую шпагу с надписью «Город Париж — генералу Сакену».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика