Русская линия
Московский журнал М. Дьяков01.10.2000 

Автор Николы Можайского — серб?
Деревянная скульптура Святого, да еще с мечом в руках, — не укладывается в православные каноны. Автор статьи выдвигает версию, которая заслуживает нашего внимания и многое объясняет.

Никола «с мечом и градом"… Каждый, кто интересуется русской историей и культурой, знает или хотя бы слышал об этой деревянной скульптуре святого, которого жители Можайска на протяжении веков считают покровителем своего города. Во множестве резных и живописных воспроизведений расходился по Руси образ святителя, держащего в правой руке меч, а в левой — условное изображение Можайска.
В книге Г. Я.Мокеева «Можайск — священный город русских», изданной в 1992 году, читаем: «В Можайске появился в XV веке его резной образ, прославившийся чудодействиями… Образ святого Николая был целью многовекового паломничества и священным объектом поклонения тысяч, миллионов православных русских людей, начиная от убогих нищих и кончая великими князьями, царями. Поэтому он заслуживает величайшего почтения, пристального внимания и всестороннего рассмотрения».
Скульптурные изображения святых не поощрялись православными канонами. К тому же Никола, добрейший покровитель крестьян и бедствующих странников, вдруг предстает с мечом в руке. Куда только не устремлялись взоры исследователей, пытавшихся объяснить происхождение святыни: и к южнорусским княжествам, и к самому Можайску, и к Европе. Г. К.Вагнер предположил, что в Можайске в конце XIV — начале XV века работали сербские или болгарские зодчие и скульпторы. «Во всяком случае, — замечал он, — фасадная резьба старого Никольского собора была выполнена в сербских мотивах». Тем не менее Мокеев считает, что «…исследователи до сих пор не прояснили действительно трудного вопроса о происхождении можайского образа». Тайна остается неразгаданной.
Долгое время считалось, что древнерусские мастера строили храмы и писали иконы «на глазок», доверяясь лишь своей фантазии и художественному вкусу. Только в 40-е годы ХХ столетия эта легенда была опровергнута. Оказывается, существовала стройная система мер. Она включала в себя несколько видов саженей — мерную, великую, косую, прямую и другие. Безукоризненные пропорции, которыми отличаются древние произведения искусства, — результат неукоснительного следования этой системе. Что особенно важно: некоторые пропорции были характерны именно для русского искусства: у многих древнерусских храмов отношение ширины к длине составляет 0,944, часто встречается простое соотношение — 1,5. Пропорции форматов многих русских книг одинаковы — 1,236 (об этом пишет академик Б.А.Рыбаков).
Главный вывод для нас: в пропорциях каждого предмета древнего искусства может быть «зашифровано» его происхождение. Обратимся к загадочной скульптуре Николы (она находится ныне в Третьяковской галерее, ее высота — больше метра). Разделим высоту на ширину. Результат — 1,82. Он сохраняется, если брать фигуру без нимба, меча и «града». Полученная пропорция значительно отличается от широко распространенных в русском искусстве. Она явно «не своя», привнесенная. Если это так, то откуда? Когда я взялся вычислять пропорции (отношение высоты к ширине) сербских изделий прикладного искусства XIII — XIV веков, пользуясь фотоснимками, число 1,82 стало встречаться, как говорится, на каждом шагу. Вот один из примеров. В русско-сербском журнале «Светигора» (1994, № 1) помещены фотоснимки пяти древних сербских литых крестов. Измеряя каждый из них, обнаруживаю упомянутое соотношение — 1,82. Бывают, конечно, совпадения и случайности. Но если в пяти «попытках» имеется пять «попаданий» — не закономерность ли это? Еще раз повторим, древние мастера редко работали «на глазок». Они предпочитали, по известному пушкинскому выражению, поверять алгеброй гармонию. Таким образом, сербская версия происхождения можайского образа, на мой взгляд, вполне правдоподобна.
Сербское царство в 1389 году было захвачено турками. Решающая битва произошла на Косовом поле, которое в конце XX века вновь обагрилось кровью. События тех давних лет потрясли весь православный мир. На Руси в последующие годы строится множество храмов во имя Илии Пророка: согласно преданию, он явился перед неравным боем сербскому князю Лазарю с войском, предложив им выбор между царством земным и Царством Божиим.
Спасаясь от турецкого ига, многие сербы нашли пристанище в русских землях. Кто-то из резчиков, иконописцев мог оказаться в Можайске, где тогда княжил один из сыновей Димитрия Донского — Андрей Димитриевич. Статуя Николы вырезана из можайского дуба, а разметка ее выдает руку мастера-серба. По мнению многих исследователей, образ, скорее всего, был создан в 1409 году после разорения Можайска золотоордынскими отрядами Едигея. Язык символов был понятен всем. И кто еще, как не представитель народа, выбравшего Царство Божие, мог на этом языке воззвать к можайскому люду: не забудьте про меч, иначе можете потерять и свой пограничный град, и само государство, как мы потеряли свое…
Приведу еще один довольно любопытный факт. Лет 15 назад мне довелось записать рассказы старожилов о другой можайской святыне — Колоцкой чудотворной иконе Богоматери. На месте ее явления в 1413 году был основан Колоцкий монастырь, существующий и ныне. Икона представляла собой складень, на одной створке был образ святого Николая, а на другой — пророка Илии. Старожилы хорошо помнили, что чудотворная всегда стояла в храме монастыря справа от царских врат. Тогда я не придал этому значения, хотя такая постановка иконы — справа, а не слева от царских врат — труднообъяснимое отступление от всеобщего правила. Учитывая устойчивость приходских традиций, можно утверждать, что святыня была поставлена так с самого начала, еще в первом деревянном храме.
Позже в одной из дореволюционных книг о чудотворных иконах прочитал следующее: «…в XIII веке прибыл в Палестину святой Савва Сербский. Возвращаясь в Сербию, он передал ее (икону Божией Матери, которую вез из Палестины. — Прим. авт.) в собственность своего Хилендарского монастыря на Афоне. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, сия святая икона была поставлена святым Саввою местною в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона Спасителя. Образ же Господа Спасителя помещен был им по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери».
Речь здесь идет о самом почитаемом сербском святом. Почему он так поставил иконы — неизвестно, но сербы, оказавшиеся вдали от родины, могли это помнить и поступать так же. Возможно, это еще одно свидетельство давних братских связей двух православных народов.
11:12 21.10.00


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика