Московский журнал | Д. Малявин | 01.02.2000 |
Первые печатные календари в России начали выпускаться при Петре I Яковом Брюсом. Позже царским указом монопольное право на издание календарей было отдано Российской Академии наук, которая пользовалась им до конца XIX века. Академия все делала основательно. Календари содержали самую разнообразную информацию — астрономическую, социальную, бытовую. Понятно, и объем они имели соответствующий. Карманными их никак нельзя было назвать. Да и стоили они дорого.
В 1885 году выпускать календари разрешили земствам. Начинается массовое производство дешевых календарей, в том числе и малоформатных карманных. В Европе они использовались уже с начала XIX века, являясь одним из самых эффективных носителей рекламы: ведь календарь не выбрасывается сразу же по прочтении рекламного сообщения, а хранится как минимум двенадцать месяцев.
Нельзя сказать, что и в России до 1885 года карманных календарей совсем не было. Во-первых, сюда постоянно завозились рекламные календари европейских фирм. Во-вторых, они изготовлялись внутри страны в обход указов и законов. В коллекции москвички М.И.Цуцковой имеется календарь на 1884 год, тисненный золотом на кожаном бумажнике. Существующие же ограничения касались только печатной продукции.
Первый (точнее, первый известный) российский карманный календарь был выпущен в качестве приложения к «Живописному обиходному календарю» типо-литографией И.Н.Кушнарева и Ко в Москве. С этого времени карманные календари в России получают широкое хождение. Их можно разделить на две основные группы.
Первая группа — торгово-рекламные календари, красочно оформленные, часто с золотым тиснением, украшенные цветами, ангелочками, романтичными картинками — во вкусе мещанского сословия, для которого эти изделия главным образом и предназначались. Иногда календари издавались на французском языке — в знак «французского» происхождения рекламируемого товара. Печатались они на бумаге и картоне, на жести, шелке, коже. Качество полиграфии отдельных образцов не превзойдено до сих пор. В ряде случаев можно предполагать участие в оформлении известных художников. Таковы, например, календари товарищества «Р.Келлеръ и Ко въ Москве», выполненные в стиле русский модерн.
Вторая группа — календари деловые, в основном страховых компаний. Здесь доминирует строгая информационность. «Художества» отсутствуют.
Особняком стоят календари, выпущенные издательством Сытина. Как и все, что делал Сытин, они служили целям народного просвещения и содержали лубочный рисунок, посвященный главному юбилею года, и информацию, потребную простому люду.
Интересно проследить, как календари отражают общественные настроения своего времени. Например, календарь на 1915 год, выпущенный в конце 1914 года по заказу товарищества «Мануфактура Эмиль Циндель въ Москве», изображает сытых и веселых солдат трех союзных армий Антанты. А на календаре на 1917 год, выпущенном Петроградским товариществом «Треугольник», мы видим уже уставшего, хмурого солдата на фоне горящих хат. Оформители, хотели они того или нет, точно подмечали и передавали тенденцию.
Вот перед нами два календаря петроградского издательства «Отто Кирхнеръ»: один на 1917 год, другой — на 1918-й. Самые обычные, без рисунков и рекламы, совершенно одинаковые. Но между ними — эпоха. Праздников поубавилось, совпадают лишь церковные. Исчезли праздники, связанные с царской семьей. Потом к власти пришли большевики — и потребовались другие календари.
Большие табель-календари первых лет советской власти имеются в некоторых коллекциях. Однако карманных нет: или не сохранились, или не выпускались. Лишь с 1923 года они появляются вновь.
Практически не известны карманные календари времен нэпа. Объяснения этому я не нахожу. Могу лишь предположить, что нэпманы, понимая шаткость своего положения, стремились лишь к сиюминутной выгоде и не заботились о рекламе, которая всегда предполагает достаточно длительную перспективу.
Но уже с 1924 года начинается оживление. Властно заявляет о себе политическая пропаганда. Примером может служить серия календарей, изданная тиражом 600 000 экземпляров по заказу Деткомиссии ВЦИК — с портретами членов тогдашнего Политбюро. До нашего времени дошли только календари с портретами Ленина и Калинина; в моей коллекции находится чудом сохранившийся экземпляр с портретом Каменева. Странно, что пока не удается обнаружить календари, посвященные Сталину и Дзержинскому.
В том же 1924 году появляются советские календари торговой рекламы. И прежде всего рекламы Табачного треста. Из нее мы сегодня можем судить, насколько богат и разнообразен был тогда ассортимент отечественных табачных изделий. Календари ЭТЦР (Электрический трест центрального района) на 1925 год и его преемника ГЭТ (Государственный электротехнический трест) на 1926 год, исполненные в характерном для 20-х годов плакатном стиле, отражают энтузиазм начального этапа электрификации. Интересны карманные календари Моссельпрома, в создании которых участвовал В.В.Маяковский. Календарь на 1927 год, отпечатанный типографией Академии художеств в Ленинграде, выдержан в духе конструктивизма. В 1936 году в Ленинграде же по заказу СОЮЗПРЕДСПРОСа был выпущен календарь на 1937 год — первый отечественный календарь на пластмассе. Лозунг на нем призывал к рациональному использованию организациями промышленных излишков. Печатаются первые карманные календари внешнеторговых организаций: целая серия «Кавминэкспорта» на 1928 год и календарь «Международной книги» на 1929 год.
В августе 1929 года в СССР вводится трехсменный график работы и пятидневная рабочая неделя. Дни так и назывались: первый день пятидневки, второй, третий… Этому соответствуют и календари на 1930 год: на одной стороне — сетка пятидневок, на другой — традиционная. Однако пятидневки продержались недолго — нововведение не прижилось.
В Великую Отечественную войну производство календарей резко сократилось, что вполне понятно. Но вот в конце 1945 года издательством «Искусство» печатается календарь на 1946 год: салют, флаги, гимн Советского Союза — Победа! Это один из наиболее распространенных календарей 1940-х годов. После Победы эту продукцию начинают выпускать в советской оккупационной зоне Германии — например, календари НКУП (Наркомат угольной промышленности) на 1946 год, отпечатанные в Берлине на разноцветном целлулоиде.
С конца 40-х и до середины 60-х годов издатели не баловали страну разнообразием. Госстрах, Аэрофлот, ежегодные выпуски издательства «Искусство» — вот почти и все. В 60-е годы резко выделяются высокой техникой исполнения и вкусом карманные календари с видами Ленинграда, печатавшиеся на 3-й ленинградской фабрике офсетной печати (ЛФОП-3). В их оформлении использовались рисунки весьма известных художников. До сих пор календари этой серии (так называемая «Ленинградская графика») являются мечтой и гордостью любого коллекционера.
Со второй половины 60-х годов бурно развиваются международные торговые связи СССР. Возросший спрос на календари внешнеторговой рекламы выявил известную отсталость нашей полиграфии в данной области. Заказы размещаются за границей — ГДР, Венгрия, Финляндия, Австрия, Швейцария, Италия, Япония. Оттуда поступают календари, выполненные на совершенно новом качественном уровне: стереоскопические с объемным изображением и вариоскопические (с изображением, меняющимся в зависимости от угла зрения), а позже — в технике «дюфекс» (лазерные рисунки на фольге). Тогда же разворачивается массовое производство видовых карманных календарей — в первую очередь издательством ЦК КПСС «Плакат», — в большинстве своем весьма слабых в художественном отношении. Из года в год — одни и те же слайды, одни и те же виды и памятники. Особенно этим отличался Минский полиграфический комбинат имени Я.Коласа. Тем не менее расширяется география выпуска календарей, растет число коллекционеров: к 1990 году почти в каждом районном центре уже существовали объединения, клубы. Календари издают специально для собирателей, тематика разнообразится с учетом их вкусов. В 80-е годы наконец появляются отечественные календари, исполненные на самом высоком полиграфическом уровне (московский полиграфический комбинат «Восход», тульский комбинат «Коммунар», позже переименованный в ИПО «Лев Толстой», и ряд других).
В 1990 году с отменой цензуры в стране начинается печатный бум. Календари изготавливают все кому не лень. Тематика — какая угодно. Продукцию именно этих лет учесть и закаталогизировать очень трудно. В 1991 году не стало СССР, однако календари на 1992 год заказывались в советское время, когда еще сохранялись общесоюзные связи. Поэтому, к примеру, большая часть литовских календарей отпечатана в Туле, а чуть ли не половина эстонских предназначалась для реализации на территории России. Только с 1993 года бывшие республики СССР «национализировали» свои, так сказать, календарные дела.
Карманные предвыборные календари — явление до недавнего времени у нас небывалое. Впервые небольшое их количество отпечатали на 1989 год перед выборами в Верховный Совет СССР. Лишь немногим тогда пришло в голову воспользоваться таким экстравагантным средством агитации. Теперь редко кто из баллотирующихся куда бы то ни было обходится без него. Календари с политической рекламой быстро приобрели у коллекционеров популярность, составив новые обширные разделы их коллекций.
Сегодня количество ежегодно производимых карманных календарей огромно и продолжает стремительно расти. Достаточно сказать, что только в Москве и только на нынешний 2000 год уже выпущено около 8000 видов, тогда как за все время существования СССР — не более 100 000. Конечно, значительная часть этой массы — малоинформативные однодневки. Но практически любой календарь со временем становится, что называется, «документом эпохи». Календари политической рекламы первой половины 90-х уже сейчас представляют исторический интерес. Вот перед нами агитка избирательного блока «Народ» (первые думские выборы), распавшегося, едва успев заказать свой предвыборный календарь, который даже не был отпечатан (к коллекционерам попало лишь несколько пробных типографских образцов). И без этих скромных свидетелей кто сегодня вспомнит блок, когда-то столь громко объявивший о своих притязаниях?