Московский журнал | Б. Эренгросс | 01.02.2000 |
Центральный Дом работников искусств в 2000 году отмечает свое семидесятилетие. История ЦДРИ стала частью истории советского, а позднее российского искусства. Этот уникальный клуб был создан по инициативе деятелей культуры, поддержанной наркомом просвещения А.В.Луначарским и ЦК профсоюза работников искусств.
Сначала он замышлялся как чисто театральный. 25 февраля 1930 года к 11 часам вечера весь Старопименовский переулок был запружен извощичьими санями, в которых на учредительное собрание после спектаклей съехались из театров артисты. Здесь были крупнейшие мастера сцены: В.И.Качалов, И.М.Москвин, Л.П.Леонидов, О.Л.Книппер-Чехова — из МХАТа; И.Н.Берсенев, С.В.Гиацинтова, С.Г.Бирман, А.М.Азарин — из МХАТа-2-го; А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, Л.В.Собинов, В.В.Барсова, Е.В.Гельцер — из Большого; А.А.Яблочкина, В.Н.Рыжова, П.М.Садовский, М.М.Климов, С.Л.Кузнецов — из Малого; Н.М.Радин, М.М.Блюменталь-Тамарина, Е.М.Шатрова, О.В.Топорков, Б.Я.Петкер — из Театра имени Корша; Б.В.Щукин, Ц.Л.Мансурова, Р.Н.Симонов, А.И.Горюнов — из Театра имени Е. Вахтангова; а также творческая молодежь — студийцы и начинающие артисты: С.В.Образцов, Р.В.Зеленая, Б.М.Тенин. Единодушно было решено создать творческий клуб.
Вечер вели популярные конферансье А.А.Менделевич и А.Г.Алексеев. За отдельным столиком вместе с М.М.Яншиным и В.В.Полонской сидел Владимир Маяковский. Уступая настойчивым просьбам присутствующих, Маяковский прочитал вступление к поэме «Во весь голос», впервые прозвучавшее именно в этот вечер. «Трудно передать реакцию слушателей, когда Маяковский окончил чтение, — вспоминает директор клуба Б.М.Филиппов. — Несколько секунд продолжалась мертвая тишина, нарушенная потом бурной, стихийной овацией. Все вскочили с мест, приветствуя своего поэта».
Председателем избрали руководителя Главискусства при Наркомпросе Ф.Я.Кона, заместителями — ведущего артиста МХАТ И.М.Москвина и солистку Большого театра В.В.Барсову. В клубе сразу же началась активная творческая жизнь: показ новых работ, программ, спектаклей, вечера отдыха с розыгрышами, пародиями, шутками. Трафарету и скуке места не было. В это подвальное помещение жилого дома, не сохранившегося до наших дней, с удовольствием заскакивали на часок среди дня, приходили на весь вечер, приезжали после спектакля — клуб был открыт до трех часов ночи.
Одновременно с творческой осуществлялась и широкая общественная деятельность. Было организовано десять агитбригад по культурному обслуживанию фабрик и заводов. Первыми откликнулись как старейшие актеры М.М.Блюменталь-Тамарина, В.И.Качалов, Ю.М.Юрьев, так и творческая молодежь. Отчет о работе агитбригад вылился в театрализованный митинг, режиссером-постановщиком которого стал В.Э.Мейерхольд. Зрелище проходило в его театре. В лучах прожекторов через зрительный зал на сцену проходили бригады театров и «синей блузы», группы физкультурников, с балкона звучал симфонический оркестр под управлением композитора и дирижера М.М.Ипполитова-Иванова. Мейерхольд стоял на мостике, подвешенном под самыми колосниками, и руководил действием, как капитан на корабле. После этого он стал принимать активное участие в жизни клуба.
В мае 1931 года А.М.Горький, живший в то время в Италии, посетил Советский Союз. В Старопименовском состоялась его встреча с молодыми литераторами — членами литобъединения «Комсомольской правды». Один из них, начинающий журналист В. Болховитинов, впоследствии долгие годы возглавлявший журнал «Наука и жизнь», вспоминает: «Горький говорил, не глядя ни в какие конспекты, медленно размышляя. А на задаваемые вопросы отвечал сразу же. Перед ним сидели люди, только начинающие жизнь. И он говорил именно о жизни… Горький медленно лепил слова, а в наших головах шла работа…»
Вскоре Клуб театральных деятелей объединил под своей крышей художников, затем мастеров эстрады и цирка, дикторов и артистов радио (позже — телевидения), композиторов, музыкантов — и стал Клубом мастеров искусств.
Через пять лет юбилейный отчет о работе Клуба был представлен К.С.Станиславскому, к тому времени уже больному, никуда не выходившему и работавшему с актерами только на дому. К нему направили большую делегацию, показавшую специально подготовленную программу. Единственный зритель заразительно смеялся, слушая детские рассказы Рины Зеленой и юморески Владимира Хенкина, восторгался куклами Сергея Образцова: «У меня такое впечатление, что ваши куклы лучше усвоили мою систему, чем некоторые актеры». Детально ознакомившись с работой Клуба, Станиславский сказал: «Клуб без карт, с серьезными художественными задачами. Сорок пять лет назад я затевал его и провалился. Понадобилось прожить полвека, чтобы это стало возможным. Хвала вам!»
На праздник пятилетия Клуба собрались мастера всех видов искусства. Было прислано много поздравлений. Вот одно из них — поэта и переводчицы Татьяны Щепкиной-Куперник:
В Центральном клубе мастеров
Готов артистам теплый кров!
Там выступленья, шутки, речи,
Всегда волнительные встречи.
В нем труд — хозяин,
гость в нем — смех,
Радушье — ласковый
придверник,
А верный друг его — успех!
В 1938 году в Клубе торжественно отмечалось 75-летие К.С.Станиславского. Юбиляр присутствовать не мог и в его квартиру была налажена трансляция вечера — не простое по тем временам техническое мероприятие. «…Ваше внимание ко мне и моей деятельности омолодило, ободрило меня и доставило мне большую радость, о которой я буду помнить всегда», — написал он устроителям вечера. Это было в январе, а в августе Станиславского не стало…
В том же 1938 году Клубу мастеров искусств, получившему теперь новое название — Центральный Дом работников искусств (ЦДРИ), передали особняк на Пушечной улице. В середине прошлого века в этом особняке был аристократический салон, позднее — немецкий охотничий клуб. Здесь в 1887 году Станиславский играл Ихарева в любительском спектакле по пьесе Н.В.Гоголя «Игроки», а Общество любителей литературы и искусства (будущий МХАТ) показывало поставленные молодым режиссером спектакли; здесь же в 1991 году состоялась премьера комедии Л.Н.Толстого «Плоды просвещения».
Реставрацию здания осуществляли на взносы деятелей искусств и при их непосредственном участии. Артисты выступали с концертами, сборы от которых шли на ремонт дома. Художники К. Ротов, К. Елисеев, М. Черемных выполнили роспись фойе, Кукрыниксы, Н. Мусатов и Б. Родионов оформляли зрительный зал. Народная артистка РСФСР Рина Зеленая рассказывала: «Все кабинеты жужжали, как ульи. Там репетировали, там ремонтировали; кричали художники; бурно кипели собрания, совещания… Вечерами еще лучше: два, три, четыре мероприятия одновременно — меньше Филиппов не признавал. Там — диспут, тут — чтецы, выше — университет, ниже — встреча с приехавшим из-за границы писателем… Мы проводили в клубе дни и ночи напролет, выдумывая и сочиняя, экспериментируя и обобщая взахлеб. И потом, аудитория воспитывала. Когда, знаете ли, в зале сидят Маяковский, Москвин, Качалов, тут уже играть без полной самоотдачи нельзя…»
Эта атмосфера напряженной творческой жизни и радости общения была характерна для ЦДРИ. Обо всем рассказать просто невозможно. Вспомним лишь некоторые эпизоды. Своеобразной визитной карточкой Дома были и остаются творческие вечера мастеров искусств — А.А.Яблочкиной, И.М.Москвина, М.М.Тарханова, С.М.Михоэлса, И.С.Козловского, Л.О.Утесова… Традиция сохраняется и сегодня. В январе 1999 года народная артистка России В.И.Талызина на сцене ЦДРИ показала работу «Поэтесса серебряного века» с участием дочери Ксении, чье выступление стало открытием нового таланта. Заслуженный артист России виолончелист А. Селезнев представил своих учеников — ансамбль виолончелистов «Новые имена». В мае состоялась встреча с народным артистом Владленом Давыдовым, которого все хорошо помнят по фильму «Встреча на Эльбе». На вечер народного артиста БССР, лауреата Государственной премии СССР Виктора Турова, создателя фильмов «Я родом из детства», «Дыхание грозы», «Шляхтич Завальня», приехали его друзья и коллеги из всех республик бывшего СССР.
ЦДРИ всегда давал старт новым талантам. В начале 60-х годов на вечере «Молодые режиссеры московских театров» свои работы показали Г. Волчек, М. Захаров (ныне главные режиссеры театров «Современник» и «Ленком»), Л. Хейфец, Б.Щедрин. В ЦДРИ нашли поддержку ныне маститые Марта Цифринович, Олег Янковский, Владимир Качан, Александр Филиппенко, клоун и мим Леон Енгибаров. Здесь прошли первые выставки Ильи Глазунова, Алексея Шмаринова, рано ушедшего из жизни Николая Дмитриева.
Дом широко и радушно принимал деятелей искусства и культуры из всех уголков СССР. Много было и зарубежных гостей — из Польши, Венгрии, Румынии, Кубы, Чехословакии, США, Японии, Австрии, Франции, Колумбии. Луи Арагон и Эльза Триоле, Ив Монтан и Симона Сеньоре, Бертольд Брехт и Елена Вейгель, дирижер Леопольд Стоковский, певец Дин Рид, греческий поэт Яннис Рицос, датский художник Херлуф Бидструп, английский писатель Джеймс Олдридж выступали в ЦДРИ. Приезжая в Москву, Анна Герман и Бисер Киров обязательно приходили на Пушечную, 9. Эта деятельность Дома в год его 50-летия была отмечена высокой правительственной наградой — орденом Дружбы народов.
В разное время в ЦДРИ выступали Президент Академии наук СССР В. Комаров, выдающийся ученый в области органической химии А. Несмеянов, основатель советской школы биохимии академик А. Бах, крупнейший физик ХХ века академик П. Капица, исследователь Арктики академик О.Шмидт. Первые Герои Советского Союза летчики М. Водопьянов, Н. Каманин, А. Ляпидевский, А. Серов, В. Коккинаки, В. Гризодубова, П. Осипенко, М. Раскова были гостями Дома. Особенно часто приходил сюда В. Чкалов, подружившийся с И. Москвиным и М.Климовым. Вспоминается вечер, посвященный папанинцам. Дом превратили в «Северный полюс», «сосульки» свисали даже с рояля. Папанинцев приветствовали дрессированные тюлени В. Дурова, а «белый медведь» — кукла С. Образцова — пел грустный романс о покинувших дрейфующую станцию полярниках. Бригада артистов ЦДРИ — Борис Брунов, Рина Зеленая, композитор Леонид Черный, арфистка Вера Дулова — выезжали с концертами на станции «Северный полюс 4» и «Северный полюс 6».
Идеи, родившиеся в ЦДРИ, широко подхватывались по всей стране. У нас зародился Клуб любителей книги, созданный членом-корреспондентом Академии художеств В.М.Лобановым, устный журнал «Хочу все знать», цикл «Учителя — ученики», молодежные вечера, «На пороге вуза», вечера циклов «Свет далекой звезды», «По волнам памяти», «Песня русская, родная"…
Особая страница истории ЦДРИ — годы Великой Отечественной войны. Это был единственный Дом творческой интеллигенции, ни на день не прекративший свою работу. Первая концертная бригада (Л.Русланова, В. Хенкин, М. Гаркави, Б. Филиппов) выехала на фронт 8 августа 1941 года. В 1942 году при ЦДРИ был организован госпитально-концертный отдел. Артисты давали для раненых по 80−100 концертов в месяц. Об одной из поездок на фронт вспоминает народная артистка СССР, балерина Большого театра, ныне председатель правления ЦДРИ О.В.Лепешинская, сама неоднократно выезжавшая на передовую и встретившая Победу в Варшаве:
«…1941 год, октябрь. Едем около трех часов в район Можайска, в мотострелковую дивизию, чтобы дать концерт по случаю присвоения дивизии звания гвардейской. Нашу немногочисленную бригаду возглавляет В.В.Барсова. В полуразрушенном здании начинается концерт. Под его сводами звенит серебряным колокольчиком неповторимый голос певицы; могучий бас Максима Дормидонтовича Михайлова, кажется, сотрясает стены. Поет Елена Кругликова, читает стихи Дмитрий Журавлев. На месте, разрушенном бомбой, где еще два часа назад зияла воронка, на отлично сколоченном полу мы танцуем с Асафом Мессерером. Нет сцены, нет занавеса, не светят на нас прожекторы и софиты, звук пианино не может заменить оркестра, но перед нами сидят воины, может быть, только что вернувшиеся с поля боя. И мы все волнуемся, выступаем с трепетом, желанием отдать этим людям весь пыл наших сердец, полных благодарности и любви. Забыть это нельзя…»
Всего за время войны на фронтах, в госпиталях, на оборонных предприятиях и призывных пунктах состоялось 17 500 концертных выступлений. На средства писателей и художников В. Гусева, С. Маршака, С. Михалкова, Н. Тихонова и Кукрыниксов был построен танк, на средства чтеца С. Балашова — самолет. Другой самолет — на средства чтеца Владимира Яхонтова. «Ключи» от этой военной техники передавались боевым экипажам в ЦДРИ.
Общение со зрителями проходило не только в Доме. Творческие бригады артистов и художников побывали в самых отдаленных уголках — Черноземье, Крайний Север, Камчатка, Дальний Восток, выступали на «стройках века» и отдаленных полевых станах, в шахтах и на кораблях.
Листая страницы истории ЦДРИ, нельзя пройти мимо одного знаменательного события. Накануне Нового, 1960 года Леонид Утесов предложил составить послание к деятелям искусства XXI века. Так появилось «Обращение к потомкам»:
«Здравствуйте, дорогие товарищи и друзья! Здравствуйте, граждане чудесного двухтысячного года!
Из далекого, но славного прошлого, в первый час наступившего 1960 года, мы, работники искусства, шлем вам, детям и внукам нашим, всю теплоту сердец… Мы убеждены, что искусство, приносящее людям радость познания прекрасного, будет жить столько же, сколько будет жить человечество. Правда, многое станет иным. Вероятно, вы будете встречать двухтысячный год в другом, сияющем здании, не похожем на наш Центральный Дом работников искусств. Очевидно, будет звучать и у вас на вечере музыка радости и веселья, на экранах больших телевизоров вы увидите космическую хронику, передаваемую с других планет. Многое изменится в вашей жизни. Вы не будете знать, что такое война. Пусть только не меняются ваши чувства. Пусть душа художника… дышит свежестью и жаждой творчества! Отдавайте же ее богатства народу, как отдавали их люди нашего поколения!
…Поднимите же бокалы вина в ваш двухтысячный год за отцов и дедов ваших! За славное прошлое с вершин прекрасного настоящего!..
Живите, друзья и потомки наши, дерзайте, творите, создавайте!»
Сорок лет прошло с тех пор. К сожалению, мы по-прежнему знаем, что такое война. Нет у нас и «нового сияющего здания», только мечтаем о ремонте и реставрации особняка на Пушечной, а пока ютимся в пристройке, где всего два небольших зрительных зала и один выставочный. Но по-прежнему каждый вечер в Доме зажигаются огни. Артисты, музыканты, художники выходят к своим зрителям. Здесь тепло встречают старых друзей, рады новым, ценят корифеев и мастеров, помогают молодежи.