Русская линия
Московский журнал Г. Гуськов01.01.2000 

«Очарование артистической озаренности:»
О художнике Николае Васильевиче Мещерине.

Усадьба Дугино Подольского уезда расположена в 28 верстах от Москвы в излучине реки Пахры, дугой огибающей древний овраг. Видимо, отсюда и название. «Пахра, утопающая в ивняке, спокойно несет свои воды меж лугов и крутых склонов, обильно поросших лиственными породами деревьев, преимущественно березой», — так писал художник И.Э.Грабарь1.
В конце XIX века имение (по первоначальным документам — роща Дугино) купил Василий Ефремович Мещерин — потомственный почетный гражданин, купец первой гильдии, основатель и владелец знаменитой Даниловской мануфактуры. Он начал строить усадьбу, но 27 мая 1880 года скоропостижно скончался. Хлопоты по управлению делами должен был взять на себя старший сын Николай Васильевич. Как и двое других сыновей — Михаил и Андрей, Николай проходил курс обучения в Московской Практической академии коммерческих наук, однако имел другие душевные склонности и академии не окончил…
С детства Николай Васильевич любил рисовать. Позже это увлечение пришлось на время оставить ради коммерческой деятельности. После смерти отца, приняв дела, в том числе и по устройству усадьбы, Николай Васильевич много времени проводит в Дугине. Здесь в нем снова просыпается тяга к творчеству. Он всерьез начинает заниматься живописью, фотографией; заботы купеческие постепенно отходят на второй план. Он сближается с художниками, приглашает их в усадьбу — погостить, поработать. Из письма к И.С.Остроухову: «Быть может, вздумаете, Илья Семенович, заглянуть в Дугино. Будем очень рады. Вы как-то собирались даже погостить в Дугине. Пожалуйте, если вздумается. У нас сейчас и свободно и спокойно. И хорошо в это время года"2.
Современники отмечали широту и душевную щедрость Николая Васильевича. По воспоминаниям И.Э.Грабаря, в Дугине перебывали все московские художники. Гостю отводилась отдельная мастерская. В имении подолгу жили и работали И.И.Левитан, В.В.Переплетчиков, А.С.Степанов, М.Х.Аладжалов, С.В.Малютин, А.М.Корин, А.М.Васнецов, В.А.Серов, И.С.Остроухов и многие другие. И.И.Левитан именно в Дугине написал один из своих последних этюдов — «В начале марта», первоначально находившийся в собрании Н.В.Мещерина. Художники приезжали в Дугино запросто, часто и без уведомления — и всегда их здесь ждали и радушно встречали.
С И.Э.Грабарем Николай Васильевич познакомился на первой выставке Союза русских художников, проходившей в Москве с 22 декабря 1903 года по 11 января 1904 года. После ее окончания Грабарь был приглашен в Дугино. «Пробыв неделю в Дугине, — вспоминал он позже, — я уже не слишком торопился с отъездом… когда я заводил об этом речь с Переплетчиковым, тот только махал руками и говорил, смеясь: — Бросьте: из Дугина так скоро не выбираются. И я действительно застрял"3. В имении все располагало к творчеству: природа средней русской полосы — леса, живописные долины реки Пахры, солнечные поляны, радушие и обаяние семьи Мещериных. «Вот я и в Дугине опять, — писал И.Э.Грабарь брату Владимиру летом 1905 года, — но увы, — должен послезавтра же опять ехать, как это ни скучно, — в Петербург… В Питер я только на один день. Потом опять сюда…"4
И.Э.Грабарь привязался к Н.В.Мещерину, которого скоро оценил как художника и искренне полюбил как человека. Он прожил в Дугине — с короткими промежутками — тринадцать лет, так что вполне понятна известная схожесть манер этих художников. Под влиянием И.Э.Грабаря Николай Васильевич стал на путь импрессионизма, сохранив при этом оригинальность. Их связывали не только многолетняя дружба и творческое согласие, но и родственные узы. В 1913 году И.Э.Грабарь обвенчался с Валентиной Михайловной Мещериной — племянницей Николая Васильевича.
Первые мещеринские работы — конечно, работы самоучки. Природа щедро одарила его талантом, но художественного образования он не имел. Однако в 90-е годы он начинает брать уроки рисования у А.М.Корина, М.Х.Аладжалова, В.В.Переплетчикова. Основной темой творчества Н.В.Мещерина была родная природа, поэтический мир деревни. Любимый сюжет — восход солнца, который он часто встречал на натуре. В книге «Моя жизнь. Автомонография» И.Э.Грабарь вспоминает беседу с художником Ф.А.Малявиным, убеждавшим его бросить писать пейзажи: «Как же ты не понимаешь, что после Левитана нельзя уже писать пейзажа. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать…» А вот Н.В.Мещерин сумел. И подтверждение этому приводит опять-таки Игорь Грабарь: «Левитан, быть может, не написал бы двух лучших своих картин с молодым месяцем, если бы за год перед тем, как за них приняться, не видел оба мотива уже в Дугине, среди этюдов Мещерина. Он долго изучал их, был ими захвачен…» Ибо сам «не мог найти столь мудрого решения». Пусть не умалит этот эпизод левитановского имени, но «…он поможет пересмотреть вопрос о размерах мещеринского дарования, незаслуженно оставшегося в тени».
Н.В.Мещерин был широко образован, основательно знал историю и теорию искусства, с любовью коллекционировал картины других художников, собирал книги, увлекался музыкой. Впервые он решился выставить свои работы на выставке Московского товарищества художников в 1899 году. Это были «Осинки со снегом» и «Дубок». Кстати, в том же году им была написана известная картина «К весне», присланная на Передвижную выставку. Теперь она находится в Киевском музее русского искусства. В.В.Переплетчиков уже после кончины Николая Васильевича Мещерина в статье, посвященной его памяти, сообщает, что И.И.Левитан, преподававший в ту пору в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, долго рассматривал эту картину, поражаясь ее простотой, правдивостью и искренностью, после чего сказал: «Вот такого ученика я желал бы иметь"5.
В 1900 году внимание ценителей привлекает пейзаж Н.В.Мещерина «Сирень» — одно из лучших его произведений. Здесь он проявился как уже сложившийся мастер. Высокая художественная репутация Мещерина подтверждается его избранием действительным членом Литературно-художественного кружка. Известный московский художник и критик того времени С.С.Голоушев писал в 1902 году попечителю Третьяковской галереи художнику И.С.Остроухову, рекомендуя Николая Васильевича в состав Специального комитета галереи: «Думаю, что будет очень полезен, и работать будет, и близок сердцу художников, и порядочный человек». А вот строки из письма И.Э.Грабаря А.Н.Бенуа: «Мещерин очень талантливый… очень тонкий… поэт"6.
В созданных в эти годы пейзажах Н.В.Мещерин предстает художником-лириком. «В его полотнах, — пишет Н.А.Гагман, исследователь мещеринского творчества, — характерная панорама средней полосы России, и воспроизводит он это в разные времена года, в разные часы дня и при различных состояниях погоды. Он представляет нам ее и в нежной зелени начала лета, и в золоте спелой ржи, ранним утром в ясный погожий день и при золотистом свете заходящего солнца, в летний зной и в сверкающих снегах и морозной дымке короткого зимнего дня. В то же время не будет преувеличением сказать, что во всех этих работах изображение вполне конкретного подмосковного пейзажа приобретает характер обобщенного образа родины"7.
За что бы ни брался Николай Васильевич, он делал это даровито и добросовестно. В различных биографических источниках отмечается, что он, занимаясь живописью, отошел от коммерции. Да, действительно, искусство было для него занятием первостепенным. Но и купеческие дела, коль скоро они на него были возложены покойным родителем, он не запускал. Об этом свидетельствует успешность его работы в Московском купеческом обществе. В январе 1895 года Московская купеческая управа (МКУ) проводила выборы гильдейских старост. Н.В.Мещерин был выдвинут на одну из вакансий и включен в список лиц, предложенных к баллотированию в товарищи старост МКУ.
Из 67 членов собрания, 64 проголосовали за него8. В этой должности он служил с 11 марта 1895 по 6 февраля 1897 года. В начале 1890-х годов Николай Васильевич избирался старостой Иоанна Предтеченской под Бором церкви, что на Пятницкой улице. И на этом поприще он снискал почет и признание. В Центральном историческом архиве Москвы сохранились документы «О сборе сведений о потомственном почетном гражданине Н. Мещерине для представления его к награде за заслуги по духовному ведомству"9. Купеческая управа и Московский обер-полицмейстер поддержали это предложение, и 1 июня 1893 года канцелярия московского генерал-губернатора направила представление в Духовную консисторию о награждении Н.В.Мещерина.
9 октября 1916 года в 7 часов вечера Николай Васильевич Мещерин скончался. Ему было 52 года. 11 и 12 октября газеты сообщали: «Николай Васильевич Мещерин после непродолжительной и тяжкой болезни скончался… в имении Дугино Подольского уезда. Отпевание и погребение 13-го с.м. в Крестовоздвиженском женском монастыре». Союз русских художников также поместил извещение о кончине члена Союза Н.В.Мещерина.
Игорь Грабарь, потрясенный этой преждевременной смертью, пишет в статье «Памяти художника и друга»: «…Немногие знали ему истинную цену, и лишь самые близкие, самые интимные друзья чувствовали очарование его артистической озаренности… Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь, — такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, «под сурдинку», как его голос, — ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться"10.
В декабре 1917 года в рамках XV выставки Союза русских художников в Москве была устроена небольшая экспозиция его работ. Литературный критик А.М.Эфрос, рецензируя выставку, выделил только четырех ее участников: В.Н.Масютина, С.Т.Коненкова, И.С.Остроухова и Н.В.Мещерина. Это при том, что здесь были представлены многие весьма известные живописцы. Всего же при жизни — с 1899 по 1916 год — Н.В.Мещерин участвовал в 27 выставках. В 1910 году он передал свои картины Вятскому художественному музею, чем в значительной степени способствовал созданию местного собрания живописи. Подаренные им полотна заложили основу картинной галереи в Вологде.
Как художник Н.В.Мещерин высоко оценивался критиками. Его работы воспроизводились на страницах журнала «Мир искусства». Шесть картин были приобретены Третьяковской галереей: «Избы» (1901); «На пашне» (1904); «Осенняя лунная ночь» (1906); «Морозный вечер» (1907); «Поля» (1911); «Иван-да-Марья» (1914). На устроенной С.П.Дягилевым в 1906 году в Париже, а затем в Берлине выставке древних икон, скульптуры, портретной живописи среди полотен В.А.Серова, А.Н.Бенуа, М.А.Врубеля, И.Э.Грабаря, К.А.Коровина — пять полотен Николая Васильевича Мещерина: «Ноябрь», «Дикая рябина», «На пашне», «Осень», «Перед рассветом».
Ныне картины Н.В.Мещерина хранятся в Доме-музее И.И.Левитана в Плесе, Музее изобразительных искусств в Казани, Астраханской, Курской, Вологодской, Орловской, Пермской картинных галереях, Иркутском, Краснодарском, Тульском, Вятском, Самарском, Ярославском художественных музеях, Киевском музее русского искусства, а также — может быть, самые лучшие — в частных коллекциях. А ценили и стремились их приобрести такие коллекционеры, как И.А.Морозов, И.С.Остроухов, В.О.Гиршман, И.И.Трояновский…
Сегодня Николай Васильевич Мещерин незаслуженно забыт. Усадьба Дугино (в настоящее время Мещерино), где творили известнейшие живописцы, достойная того, чтобы стать мемориальной, находится в запустении. Недавно, в 1987 году, впервые за много десятилетий по инициативе Всероссийского художественного научно-реставрационного центра была собрана по музеям страны и показана в Выставочном зале Москвы на улице Горького небольшая персональная выставка Н.В.Мещерина. В 1994 году работы живописца из фондов Третьяковской галереи и из частных коллекций экспонировались в выставочном зале Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские». Это пока все…


1. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937.
2. Николай Васильевич Мещерин 1864−1916. Сборник материалов и каталог выставки произведений. М., 1987.
3. Грабарь И.Э. Указ. соч. М.-Л., 1937.
4. Грабарь И.Э. Письма 1891−1917. М., 1974.
5. Николай Васильевич Мещерин 1864−1916. Указ. соч.
6. Грабарь И.Э. Письма 1891−1917. М., 1974.
7. Николай Васильевич Мещерин 1864−1916. Указ. соч.
8. ЦИАМ. Ф.3, оп.4, д. 1704.
9. ЦИАМ. Ф.16, оп.192, д. 275.
10. Русские ведомости. № 234. 11 октября 1916.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика