Русская линия
Московский журнал О. Русина01.11.1999 

Окрестности Осташева
История этого владения восходит к XVI веку, а Великий князь Константин Константинович построил здесь семейную часовню-усыпальницу

В XVI веке это владение, расположенное по обоим берегам реки Рузы, именовалось Благовещенское, Долгие ляды (ляда — заросшая мелколесьем пустошь); в XVIII веке — Успенское, Петровское, Чередово (Чередеево); в XIX веке — Александровское, Осташево, Старое Долголядье. К XX столетию за ним наконец окончательно закрепилось название Осташево.
Долгие ляды были главным селом государевой вотчины. В Смутное время здесь сгорела деревянная Благовещенская церковь. В 1636 году вотчину купил думный дьяк Ф.Ф.Лихачев, который возобновил церковь с приделом Успения Божией Матери и построил деревянные хоромы. Затем имение перешло к его зятю — князю Ивану Семеновичу Прозоровскому (161? — 1670).
Сын князя — Петр Иванович Прозоровский (1644 — 1720) — жил в Петровскую эпоху. Он строго соблюдал обычаи предков, однако поддерживал царские реформы. Петр I, ценя и уважая князя, разрешил ему носить русское платье, не брить бороды. В романе А.Н.Толстого «Петр I» есть эпизод: после поражения под Нарвой Ф.Ю.Ромодановский приводит царя в кладовую, где со времен Алексея Михайловича хранились ценности, и предлагает распорядиться ими для перевооружения армии. На самом деле это был П.И.Прозоровский, управлявший приказом Большой казны и ведавший царской сокровищницей. Позже, когда на деньги князя построили 52-пушечный корабль, Петр повелел украсить его изображением мяча с надписью «Коль вяще биен бываю, толь вяще подымаюсь!», напоминавшей об уроках, извлеченных царем из поражения под Нарвой.
Получив вотчину, Петр Прозоровский не стал жить в старинных хоромах, а поселился в трех верстах от них — на правом берегу Рузы, близ деревни Чередово (Чередеево). Сельцо назвал Петровским. Отсюда открывался живописный вид на пойму реки, в излучине которой были две пустоши — Тепневская и Брашникова. В 1713 году князь просит разрешить «вместо ветхой деревянной построить каменную Благовещенскую церковь», но не в старом селе, а на пустоши Брашниковой.
Благовещенская церковь отличалась предельной простотой декора.
При жизни Прозоровского в 1718 году освятили только два придела: во имя Петра и Павла и во имя великомученика Георгия. Вся же церковь была освящена в 1726 году, когда вотчиной владел князь Иван Алексеевич Голицын — муж дочери Прозоровского Анастасии. В приход церкви входили село Благовещенское, сельцо Середниково, деревни Иваньково, Жуковка, Кукишева, Игнатовка, а по левому берегу Рузы — Комарово, Чаусово, Солодово3.
Потомки И.А.Голицына разделили владение. В середине XIX века Удельному ведомству была продана часть земли с селом Благовещенским. Церковь постепенно ветшала. В 1859 году Н.П.Шипов, купивший Александровское Осташево, Старое Долголядье, дал деньги на постройку новой колокольни, а в 1863 — 1869 годы — и на ремонт храма. В 1874 году он устроил в трапезной придел во имя мученицы Софии (в память свояченицы Софии Окуловой). В 1890-е годы трапезная стала отапливаться печами; арку, соединявшую ее с холодной главной церковью, заложили; стену оштукатурили и расписали. Остатки этой росписи видны и сегодня.
В 1905 году Великий князь К.К.Романов, владевший в то время селом, писал в своем дневнике: «Благовещенская церковь — белые стены и колокольня с зеленой главкой. Она окружена деревьями. Звон ее слышен в Осташеве. Приход ее — самый бедный в округе"4.
В 1930-е годы церковь закрыли, верхние ярусы колокольни разобрали. После войны здесь пекли хлеб и варили пиво, валяли валенки и изготавливали проволочную сетку. В 1960-е годы производства свернули, и церковь начала разрушаться. В конце 1980-х годов Институт геодезии, аэросъемки и картографии (ЦНИИГАиК), получив здание в аренду, начал ремонт, но «перестройка» остановила работы. Сейчас памятник архитектуры и истории находится в плачевном состоянии. Другая часть имения (по родству и через продажи) в 1773 году досталась графу Алексею Владимировичу Салтыкову5. Надо сказать, что деревянная Благовещенская церковь в Долгих лядах в начале XVIII века сгорела опять и была вновь выстроена уже с одним престолом — во имя Успения Божией Матери. Став вотчинником, А.В.Салтыков пожелал построить каменную Успенскую церковь с приделом святителя Алексия, митрополита Московского, но не в селе Долгие ляды, а в сельце Петровском. Разрешение на это он получил в январе 1776-го. К концу следующего года одноглавая кирпичная церковь в стиле барокко уже стояла: на четверике со скошенными углами — восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом, с прорезанными по четырем сторонам вертикальными окнами-люкарнами.
Отделка еще не была закончена, когда в 1777 году Салтыков продал имение графу Александру Васильевичу Урусову (1729 — 1813). Новый хозяин завершил работы, но освятили церковь во имя благоверного князя Александра Невского. Она стала домовым храмом Урусова, обещавшего крестьянам построить в старом селе новую деревянную церковь во имя Успения Божией Матери. 30 июля 1781 года была освящена трапезная Александровской церкви (устройство иконостаса продолжалось). Полностью храм освятили только в 1786 году — одновременно с деревянной Успенской церковью.
В 1813 году имение перешло к пасынку А.В.Урусова — генералу Н.Н.Муравьеву (1768 — 1840), который в 1822 году разобрал Успенскую церковь. В память о ней в Александровской церкви, ставшей приходской, был устроен придел во имя Успения Божией Матери. Здесь же хранились святыни прежних Успенских храмов: Евангелие 1645 года (дар Ф.Ф.Лихачева и его сестры Мавры), антиминс, освященный в 1774 году, древние иконы.
В 1822 году крестьян села Долгие ляды переселили в деревню Жулину. Большая их часть занялась отхожими промыслами в разных городах6. Память о Долгих лядах постепенно стерлась. Великий князь К.К.Романов писал в 1904 году: «…на Успенском хуторе часовенка на заброшенном погосте, где полвека назад (точнее, восемьдесят два года назад. — О.Р.) стояла Успенская церковь, теперь находящаяся против Осташевской усадьбы». Все это время здесь был один из скотных дворов имения, а в советские годы — центральная усадьба Осташевского совхоза. В часовне до самой войны жили люди.
Еще одна Успенская церковь была построена в 1708 году на берегу впадающей в Рузу речки Колотовки, в именьице князей Долгоруковых (родственников Прозоровских). Сельцо Соколово на пустоши Дерменцевой стало называться Успенское, Дерменцево тож7. Эту церковь после капитального ремонта и устройства кирпичного фундамента вновь освятили 10 сентября 1780 года. На сегодняшний день от нее уцелели лишь фрагменты фундамента.
Александровская церковь в первоначальном виде простояла более 80 лет. Затем очередной владелец имения Н.П.Шипов занялся ее «реконструкцией». С обеих сторон трапезной Шипов пристроил два придела. Престол Успения Божией Матери он перенес в южный придел, а в северном устроил престол во имя святителя Филиппа, митрополита Московского (сына Шипова звали Филипп. Кстати, и в усадебных церквах Шипов устраивал приделы во имя святых, имена которых носили члены его семьи, освящал же их не благочинный, а законоучитель его детей). «Сверх того, мне желательно устроить под трапезною склеп для похоронения в случае смерти меня и семейства моего"8, — просил Шипов, каковая просьба была удовлетворена в 1859 году.
При Шипове в храме заново выполнили главный четырехъярусный иконостас. В нижнем ярусе поместили древние почитаемые иконы, остальные были заказаны лучшим московским мастерам. Обновили ризницу. Купол церкви и шатер колокольни покрыли белой жестью, трапезную — железом. Четырехгранный ярус звона стал восьмигранным, и на него подняли пожертвованный Шиповым колокол в 105 пудов. Форму апсиды церкви привели в соответствие с прямоугольными апсидами новых приделов. Церковь и колокольню оштукатурили с добавлением толченого кирпича. Старожилы вспоминают, что «церковь была розовая». Работали быстро: 12 июля 1861 года был освящен последний придел — святителя Филиппа.
Богатый и энергичный Н.П.Шипов, к сожалению, художественным вкусом не обладал. Барочную архитектуру храма значительно испортили широкие плоские наличники окон по моде 1860-х годов, тяжелые, аляповатые надстройки на люкарнах и узких папертях, каменные киоты на стенах приделов. Есть основания полагать, что перестройки Благовещенской и Александровской церквей выполнял архитектор Сергей Иванович Бородин, работавший ранее у Шипова в имении Ботово Волоколамского уезда (у зодчего было небольшое имение в сельце Холстинкове близ Волоколамска)9. Позже он строил церкви в здешней округе, в частности величественный храм в селе Рюховском (взорван в 1960-х годах).
Презрев традиции и чувства прихожан, Шипов пожелал переосвятить Александровскую церковь в Спасскую, на что и получил разрешение 29 августа 1861 года. Но прихожане переосвящения не признали. Великий князь К.К.Романов писал: «…Престольный день (Спас), но у обедни только несколько женщин и детей. Батюшка говорил, что прежде престольный праздник был в день святого благоверного князя Александра Невского, в именины Александра II, но бывший помещик Шипов — старый крепостник — не сочувствовал освобождению крестьян Александром II и перенес праздник на день Спаса Нерукотворного Образа». И далее: «…в престольный праздник святителя Филиппа митрополита в приделе служили обедню, но крестьяне в этот день в церковь не ходили».
В конце 30-х годов церковь разрушили. Из ее кирпичей на Успенском хуторе построили одноэтажную школу (сейчас — жилое здание). По свидетельству старожилов, в 1941 году в школе размещался наблюдательный пункт генерала К.К.Рокоссовского, однако в воспоминаниях маршала «Солдатский долг» этот факт отсутствует. Проселочная дорога из Осташева на хутор постепенно стала Школьной улицей. На месте Спасской церкви долгие годы зияла яма, откуда местные жители брали кирпич и белый камень для своих построек и известковую смесь для огородов. Потом здесь появились дачи.
В 1903 году имение Осташево купил Великий князь К.К.Романов. Его сын Олег (1892 — 1914), умирая от раны, полученной на германском фронте, просил похоронить его под церковью. Для усыпальницы выбрали место рядом с усадебным домом, на холмике. Проект часовни-усыпальницы во имя преподобного Серафима Саровского выполнил архитектор Марьян Марьянович Перетяткович (1872 — 1916), автор известного петербургского храма Спас-на-водах — в память моряков, погибших в русско-японской войне, а также церкви святой Ольги под Псковом, где, по легенде, встретились княгиня Ольга и князь Игорь. М.М.Перетяткович не дожил до завершения строительства, которое вел гражданский инженер Николай Васильевич Смирнов.
В 1919 году вдоль стен часовни поставили ванны для охлаждения бидонов с молоком. В архиве сохранился проект переоборудования. Есть вероятность, что его разработчики пользовались подлинными материалами Перетятковича. Недавно возникло намерение часовню восстановить, и эти чертежи могут быть весьма полезны реставраторам10.

1. РГАДА. Ф.235, оп.1, ед.хр.1185.
2. ЦИАМ. Ф.54, оп.156, ед.хр.120, л.1.
3. РГВИА. ВУА, ед.хр.18 859, № 370.
4. ГАРФ. Ф.660, оп.1, ед.хр.55−65.
5. Скворцов Н.А. Можайский уезд Московской губернии. М., 1911.
6. ЦИАМ. Ф.66, оп.3, ед.хр.1899.
7. РГВИА. ВУА, ед.хр.18 859, № 372.
8. ЦИАМ. Ф.203, оп.439, ед.хр.20.
9. ОПИ ГИМ. Ф.165, оп.1, ед.хр.19.
10. ЦГАМО. Ф.3663, оп.1, ед.хр.218.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика