Русская линия
Московский журнал М. Уланова01.11.1999 

Садовая-Спасская, 6
Очерк о московском доме, в котором жили известный промышленник и меценат Мамонтов, художник Врубель:

Между Сухаревской площадью и Красными воротами, в той части Садового кольца, которая носит название Спасской, стоит ничем не приметное внешне здание (Садовая-Спасская, 6). На фасаде белым кирпичом выложено: «Полиграфический институт». Возведено оно было в 1816 году надворной советницей Прасковьей Есауловой.
В 1867 году в здании произвели значительные перестройки и в нем поселился известный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов. Его дом сразу становится одним из центров художественной жизни Москвы. Здесь бывают известные художники, архитекторы, скульпторы, поэты, актеры, музыканты — И.Е. Репин, В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, В.А.Серов, К.А.Коровин, М.А.Врубель, Е.Д.Поленова, В.И.Суриков, Ф.И.Шаляпин, А.А.Киселев, Н.В.Неврев, Н.Н.Ге, В.А.Симов, П.А.Спиро, Н.И.Забела-Врубель, А.В.Секар-Рожанский и другие. Образуется Московский художественный кружок (известный в искусствоведении как Мамонтовский). Савва Иванович Мамонтов был наделен редким даром разглядеть талант. Он одним из первых оценил поиски Михаила Врубеля, приютил его, предоставил условия для творчества. В кабинете Мамонтова Врубель создает своего «Демона».
В доме на Садовой родилась и Частная русская опера. Здесь пели Ф.И.Шаляпин, Е.Я.Цветкова, Т.С.Любатович, Н.И.Забела-Врубель, Н.В.Салина, П.С.Оленин, А.В.Секар-Рожанский, впервые были поставлены оперы Римского-Корсакова «Садко», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный»; «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского; «Русалка» Даргомыжского…
В 1897 году Мамонтов задумал строительство художественного центра с выставочными залами и с театральным залом для Частной русской оперы. Был арендован целый квартал в Москве напротив Малого театра, образовано Акционерное общество. Мечта не сбылась: Савва Иванович потерпел финансовый крах. Владение с домом на Садовой было заложено 25 ноября 1898 года, а в сентябре 1899 года Мамонтова арестовали, обвинив в незаконном использовании денег возглавляемого им железнодорожного общества. Суд Мамонтова оправдал, но дом на Садовой — к тому времени, по существу, музей московской художественной культуры — опечатали. В 1901 году сюда смог проникнуть корреспондент одной из московских газет и написал очерк «Помпея в Москве». «Толстый слой пыли на картинах, мебели, рояле, скульптуре, расколотые гипсовые слепки. Холод, смешанный с пронизывающей сыростью, прочно и нераздельно владел домом… Ледяным погребом веет на входящего, гулко раздаются шаги под заиндевевшими сводами, и неясная робость, точно в присутствии покойника, охватывает душу… Тяжелое, похожее на кошмар чувство возбуждает в свежем человеке посещение этой новейшей Помпеи. Не хочется верить в существование сознательного вандализма в просвещенном ХХ веке. И в душе невольно раздается горячее желание спасти от гибели произведения национального творчества…»
Через два года состоялась распродажа. Часть вещей стараниями И.С.Остроухова и В.А.Серова ушла в Третьяковскую галерею, судьба остальных до сих пор неизвестна.
В 1904 году дом был куплен Ф.Н.Кудряшовым и ровно через семь лет продан Марии Александровне Страховой. В 1912 году она подает в Московскую городскую управу прошение о «сломке трехэтажного здания и возведении новых построек» (таким образом, современным внешним видом здание обязано ей). Через год в доме на Садовой открывается мужская гимназия.
Любопытно взглянуть на план гимназии. Деканат современных факультетов издательского дела и книжной торговли (ФИДиКТ) разместился в бывшей «ожидательной». В помещениях первого этажа, окнами выходящих на Садовое кольцо, располагались канцелярия, кабинет директора и учительская. Столовая находилась в нынешнем гардеробе, а «раздевальная учащихся» — на половине коридора и площади между лестницами. 109-я аудитория была гимнастическим залом и соединялась проходом с вышеупомянутой раздевальней. Кабинет для учебных пособий сейчас занимает декан.
Сегодня дом имеет адрес: Садовая-Спасская, 6. До этого в разные годы в официальных документах он числился под разными номерами: с 1817 по 1842 год — № 594 пятого участка Сретенской части, с 1843 года — № 640. Потом участки сгруппировали по кварталам, и наш дом попал во второй квартал. В делах 1890-х годов — номер дробный: 676/640. В 1930 году здание передано одному из факультетов Полиграфического института (ныне Университет печати).


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика