Русская линия
Московский журнал А. Варенов01.02.1999 

Там, где был летописный город Колтевск
Письмо в редакцию о разрушениях последних лет храма, усадьбы и сторожевого кургана в Каширском районе Подмосковья

Еще в книге-путеводителе архитектора Ф. Разумовского, вышедшей в Москве в 1988 году, описано и проиллюстрировано хорошее состояние многих известных памятников археологии и истории Каширского района. С 1991 года в этих местах, в районе строительства новой скоростной магистрали Москва — Волгоград, работает Подмосковная экспедиция Института археологии РАН. Полевой сезон этого года показал, что памятники археологии и архитектуры сейчас находятся в ужасающем виде.
Практически перестала существовать церковь 1764 года Рождества Богородицы в легендарном селе Колтово к западу от районного центра. Хотя до 1990 года она использовалась колхозом «Каширский» в качестве склада, но даже это в какой-то степени поддерживало ее. Сейчас памятник архитектуры подвергся варварскому разгрому, его по частям растащили на дачи. Разбирали на кирпичи как с применением техники, так и вручную. А Каширская епархия Русской Православной Церкви и районное управление культуры не проявили к судьбе древнего храма никакого интереса. Немаловажную негативную роль сыграл и президентский указ 1995 года о резком сокращении числа памятников истории, культуры и археологии, подлежащих государственной охране. Сейчас над деревенской площадью одиноко возвышается, грозя рухнуть, западная стена колокольни XIX века. А ведь совсем недавно Ф. Разумовский писал, что Колтевская церковь является уникальным памятником, ибо уникальна «архитектура земли — исторический ландшафт берегов Оки, от которого неотделима эта церковь. Силуэт ее одухотворяет пейзаж». Писал он и о том, что «первоначальные формы этих частей церкви сохранились и читаются до сих пор».
Как могло случиться, что спустя десять лет от храма остался только фундамент? Надеяться на возрождение церкви в настоящее время вряд ли возможно, хотя бы руины обеспечить надежной охраной. Ведь сберегают же малые остатки Серпуховского кремля. Так и сохранившиеся остатки колтовской церкви должны дойти до потомков.
Подобные примеры многочисленны и являются свидетельствами «морового» поветрия, охватившего не только Подмосковье, но и другие центральные районы России. За последние годы снесена церковь Параскевы Пятницы XVIII—XIX вв.еков в селе Пятница к югу от Каширы. От нее сохранились остатки склепа безымянного героя войны 1812 года, которые любят показывать жители деревни. Причина разрушения та же — упразднение тракторной бригады, располагавшейся в церкви.
Разрушению в Колтове подверглась не только церковь, но и древнее городище Колтевск- цитадель одноименного летописного города середины 1 тысячелетия. Бульдозерами снесены площадка городища с мощным культурным слоем до уровня материкового леса, рвы и валы, защищавшие город. Археологическому изучению остались доступны лишь оползания культурного слоя в овраги, окружающие цитадель, и часть трех посадов (неукрепленная часть города), застроенные сегодня и засаженные огородами.
Городище это легендарно и малоисследовано. Оно упомянуто русскими летописями под 1146 годом. Тогда здесь нашел пристанище, скрываясь от сторонников Юрия Долгорукого, один из князей черниговских Ольговичей. А несколько месяцев спустя город Колтевск принимал у себя сына Юрия (Георгия) Долгорукого Иоанна Георгиевича, который неожиданно умер здесь в стужу зимы 1146−1147, в разгар феодальной междоусобицы между Владимирскими и Черниговскими княжескими родами за киевский престол. Князь-отец сообщал жителям Колтевска, что пришлет им на помощь других сыновей. Легендарное первое упоминание более северной Москвы под 1147 годом, когда Юрий писал «приди брате ко мне, в град Московь», связано, возможно, с поминками по покойному княжичу.
В процессе работы нашей археологической экспедиции мы обнаружили семь неукрепленных селищ Древней Руси и эпохи развитого средневековья (руководители экспедиции В.В.Сидоров и А.В.Энговатова). Характерная особенность этих памятников в том, что они многослойные, содержащие отложения разных периодов и разных археологических культур. Есть отложения в материковом слое даже со времен верхнего палеолита, позднего каменного века (Х тыс. до н.э.), бронзового века (II тыс. до н.э.), железного — Дьяковская культура и остатки подвальных ям от древнерусских домов.
Сборы керамики на деревенских огородах показали, что они относятся к середине XVI века. Освоение каширского правобережья («дикого поля») происходило, вероятно, выселенным народом из ближних к Москве районов во времена Иоанна Грозного и Ливонской войны XVI века. Это время создания к югу от Москвы мелкопоместной военно-административной и фискальной системы станов. Южное направление Московской области нуждалось в защите от татарских и литовских набегов на протяжении XV — начала XVII веков. В систему станов и крепостей входили Коломна, Старая Кашира, Новая Кашира, Белопесоцкий монастырь. Недаром название «Кашира» созвучно татарскому слову «кишири» — брод, переправа. Наряду с Коломной Кашира сдерживала атаки татарских орд в XVI веке. 1521 — Мухаммед-Гирей, 1527 — Ислам-Гирей, 1532 — Сафа-Гирей, 1571 — Девлет-Гирей и сожжение Москвы, 1591 — Казы-Гирей и осада Москвы. Как памятники тех тревожных давних времен стоят каширские села и деревни (Колтово, Кокино, Пятница, Малеево, Умрышенка). В 1941 году на правом берегу Оки под Каширой было остановлено наступление танков немецко-фашистских оккупантов.
Мы должны сберечь славу и красоту земли Русской для будущих поколений!
Автор благодарит К.О.Добродеева за предоставленную информацию


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика