Русская линия
Русский Афон07.12.2017 

Доверять Богу: Схимонах Серафим (Ковалищенков)

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырьСхимонах Серафим (в миру Семён Петрович Ковалищенков) родился в 1821 году в семье зажиточного купца I гильдии города Бирюч Воронежской губернии. Семён получил гимназическое образование и стал правой рукой своего отца. В 20 лет его женили на дочери другого бирючинского купца, и от этого брака родились дети — трое сыновей и дочка.

После смерти отца к Семёну Петровичу перешло всё его торговое дело, которое он умело приумножал и которым разумно распоряжался. Он пользовался большим авторитетом среди горожан города Бирюч, так что был назначен городским главой. Всё было у Семёна Петровича.

По мирским меркам он был очень счастливым человеком: у него была прекрасная семья, он был очень богат, пользовался огромным уважением и властью в своём родном городе. И казалось, ничто не могло поколебать этого счастья. Но Бог судил иначе, Он призвал его для высшего счастья, по сравнению с которым счастье земное — ничто. В 1867 году жена его неожиданно тяжело заболела. Он не щадил сил и средств, чтобы помочь ей, но состояние больной только ухудшалось. Когда все средства были испробованы, отчаявшись, Семён Петрович наконец пришёл в церковь.

Да, мы приходим к Богу часто именно тогда, когда нам больше некуда идти. Но честны ли мы тогда пред Богом? Ведь мы приходим к Нему в такой момент только для того, чтобы вымолить необходимое нам, не задумываясь о том, а есть ли на то, что мы просим, воля Божия. Рассуждая по-земному, говорим: если Бог — любящий Отец, то Он должен нам помочь, должен дать то, что нам так нужно сейчас.

Но Бог имеет другое промышление о нас. У Него другие представления о счастье. Оно заключается не в том, чтобы обеспечить наше земное счастье, а в том, чтобы использовать любые средства для спасения нашей души и благополучного перехода её к вечному, нескончаемому блаженству. И как бы мы ни умоляли Господа, не отговорим Его от этого Своего Промышления о нас. Именно Его безграничная любовь, неимоверно желающая нашего спасения, заставляет Бога быть «неумолимым».

Поэтому блажен человек, который при любых обстоятельствах жизни сможет спокойно сказать: «Да будет воля Твоя на мне, Господи!» Как бы ни было нам больно в случившемся несчастье, это единственный и вернейший способ спасения нашей души, попущенный милостивым Богом! Но, к сожалению, принять и тем более понять это — выше человеческого сознания. Хотя бывают и редкие исключения.

Именно о таком мы расскажем в этом жизнеописании. Семён Петрович пришёл в церковь не выпрашивать у Бога здоровья для своей жены, а искренне покаяться в грехах и узнать волю Бога. Господь открыл ему глаза, и тогда он увидел свою жизнь как бы со стороны и понял, что в ней в действительности всё было неправильно, даже уродливо. Он понял, что его счастье было не что иное, как самообман, что он всю жизнь служил исключительно своему тщеславию и гордости.

Богоносные отцы говорят, что покаяние открывает путь к Богу, а смирение приводит к Нему. Семён Петрович выбрал именно этот путь и не прогадал. Бог устроил так, что жена его умерла с миром, напутствованная молитвой Церкви и Святыми Дарами Христовыми. Последние её слова были словами благодарности за возможность умереть, примирившись с Богом.

После смерти жены Семеон Петрович продал все свое имущество, малую часть отдал добрым людям для обеспечения будущего своей дочери, а большую часть раздал нищим. Взял всех своих троих сыновей, которые были уже взрослыми юношами, и поехал на Афон, чтобы навсегда остаться там в каком-нибудь монастыре. В 1869 году он со своими сыновьями поступил в Андреевский скит, но испытание его решимости неуклонно идти по пути спасения этим не закончилось.

Неожиданно заболели его старшие сыновья, видимо, заразились от матери ещё дома, и через год он похоронил и их. Даже это невыносимое горе не поколебало Семёна Петровича в вере, и он сказал твердое «да», когда игумен скита предложил ему постриг в монахи. Его постригли в мантию с именем Андрей. Скоро он был вынужден расстаться и с младшим сыном, которого призвали на военную службу в Россию.

Отец Андрей не смог жить рядом с могилами своих сыновей и попросил благословения настоятеля скита перейти в Русский Пантелеимонов монастырь, что и случилось в 1876 году. Начался новый этап его 30-летней монашеской жизни, во время которого он служил уже не своей гордости, а Богу и людям, творил дела христианской любви и шаг за шагом прокладывал путь к человеколюбивому Богу.

14 марта 1878 года его постригли в схиму с именем Серафим. В 1878 году отца Серафима послали в Москву на послушание — управлять Полянским домом, а потом наблюдать за постройкой новой монастырской часовни у Владимирских ворот. Он часто переписывался со своими духовными отцами, духовником Иеронимом и игуменом Макарием.

Возвратился на Афон отец Серафим через шесть лет, в 1884 году. За это время дочка его стала совершеннолетней и решила последовать примеру отца и поступить в монастырь. Она стала монахиней в Покровском монастыре Киева с именем Евдокия, при этом поддерживала тесные духовные связи с родным отцом, переписываясь с ним. В архиве монастыря сохранились все её письма.

С 1884 года до самой смерти отец Серафим проходил послушание в канцелярии монастыря. Он отличался смирением и полным доверием воле Божией. Монашеские обязанности исполнял в точности, особенно был ревностен на богослужениях.

Преставился отец Серафим 21 ноября (4 декабря) 1899 года.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX — XX веков». Серия «Русский Афон XIX—XX вв.» Т. 1. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика