Русская линия | Нина Зимина | 07.12.2023 |
Священномученик протоиерей Евграф Васильевич Еварестов родился в декабре 1857 года в селе Кирсаново Пономаревской волости Бугурусланского уезда Самарской губернии в многодетной семье сельского священника. Братья Евграфа Васильевича Александр и Геннадий также стали священниками.
В 1879 г. будущий священномученик окончил Самарскую духовную семинарию. С 1879 по 1881 гг. он служил преподавателем русского и церковно-слвянского языков и надзирателем Самарского Духовного Училища. В 1881 году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия. С 1885 по 1887 гг. — помощник инспектора Уфимской Духовной Семинарии.
В день Пятидесятницы 24.05.1887 Евграф Васильевич был рукоположен епископом Уфимским Дионисием (Хитровым) в сан диакона, а на следующий день — в сан иерея. Всё свое пастырское служение со дня хиротонии и до самой мученической кончины отец Евграф совершал в Уфимском Воскресенском кафедральном соборе (на его месте сейчас находится Башкирский академический театр драмы). С 1900 г. он настоятель этого собора в сане кафедрального протоиерея, с 1897 г. — благочинный.
Отец Евграф Активно занимался педагогической и просветительской деятельностью. В Уфимской Духовной Семинарии он преподавал обличительное богословие, историю и обличение русского раскола. В течение 30 лет являлся непременным членом Правления Духовной Семинарии по педагогической и распорядительной части, неоднократно исполнял обязанности инспектора и ректора. С 1887 г. по 1903 г. отец Евграф состоял библиотекарем Семинарии. В 1890—1917 гг. преподавал Закон Божий ученикам Землемерного училища. Руководил жизнью церковно-приходских школ Уфимского уезда (1889−99 гг.), а затем всей епархии (1900−1905 гг.). С 1898 г. он член-соревнователь Попечительства о народной трезвости. Начиная с 1891 г., в течение более 25 лет отец Евграф являлся делопроизводителем, а затем и председателем Епархиального съезда духовенства. Он был одним из зачинателей и создателей Эмеритальной кассы Уфимского Епархиального Ведомства, и в 1893—1917 гг. пребывал в должности председателя Правления Эмеритальной кассы. Долгое время исполнял обязанности епархиального катехизатора.
В 1896—1917 гг. отец Евграф неизменно пребывал в должности цензора проповедей и Уфимских Епархиальных Ведомостей, где печатал и свои работы. Среди них — обзорный труд об истории обретения и прославления одной из чудотворных икон Божией Матери — Богородско-Уфимской, написанный в 1895 г. Научная работа Евграфа Еварестова продолжилась в качестве непременного члена Уфимского Статистического Комитета. С 1892 г. отец Евграф — член Комитета Православного Мисссионерского общества. 1905 г. он — начальник противораскольнической миссии. В 1906—1914 гг. протоиерей Евграф являлся председателем Уфимской экзаменационной комиссии для ищущих священно-церковно-служительских степеней в Уфимской епархии. С 1916 г. он являлся членом Восточно-русского культурно-просветительского общества.
В 1907—1909 гг. и в 1911 г. протоиерей Евграф, будучи очень известным и уважаемым в городе пастырем, избирался депутатом уфимской Городской Думы от духовного ведомства.
Батюшка обладал необыкновенным даром слова, был мастером полемики, умел говорить очень убедительно и доказательно, был неутомимым проповедником Слова Божия. Множество поучений и проповедей было произнесено им в Кафедральном соборе и во время миссионерских поездок по уездам Уфимской епархии; более 30 из них опубликованы в Уфимских епархиальных ведомостях.
За заслуги в своей многогранной деятельности протоиерей Е.В. Еварестов неоднократно удостаивался церковных и государственных наград, в том числе шести архипастырских благодарностей, орденов св. Анны 2-й и 3-й 4-й степени, ордена св. Владимира III степени (1914 г.), что давало право семье о. Евграфа на потомственное дворянство.
Интересны следующие подробности: отец Евграф был удостоен архипастырской благодарности: в 1891 г. «за усердное преподавание Слова Божия», в 1893 г. «за безупречные и безмездные труды по ведению дел епархиальной эмеритальной кассы», в 1895 г. «за составление сказания о чудотворной Казанско-Богородской иконе Божией Матери и за пожертвование 100 рублей в пользу церковно-приходских школ», в 1900 г. «по увещанию старообрядцев и осмотру церковных школ», в 1901 г. — «за миссионерские труды».
В Воскресенском кафедральном соборе находилась чудотворная святыня — икона Казанской Божией Матери, явленная на святом Богородском роднике. В честь этой чудотворной иконы была освящена церковь в селе Богородское. Отец Евграф в течение многих лет совершал с прихожанами и духовенством крестный ход из собора в село Богородское на место обретения чудотворной иконы (в 1932 г. собор был разрушен, а святыня бесследно исчезла).
В свое время, напутствуя Евграфа на церковное служение, отец промыслительно благословил его иконой Казанской Божией Матери. Впоследствии всё пастырское служение о. Евграфа прошло под покровом одного из чудотворных списков этой святыни.
Господь даровал Своему служителю множество талантов, и можно сказать, пожалуй, что ни один из них не был зарыт в землю, но каждый употреблен на пользу Церкви. Трудно найти такую область епархиальной или церковно-общественной жизни, в которой отец Евграф не проявил бы своих дарований, обладая энциклопедическими познаниями, кипучей энергией, замечательным трудолюбием, организаторским талантом, редкостным даром слова. Сложно, если вообще возможно, описать подробно всю его многогранную деятельность в деле миссии и духовного просвещения, в педагогической и церковно-учительской деятельности, в обязанностях общественного деятеля и ученого, церковного писателя и редактора.
Внешностью отец Евграф обладал примечательной: высокого роста, благообразный, красивый, с проницательными глазами и «орлиным» взором. Был музыкален.
В 1885 году Евграф Васильевич вступил в брак. Его жена — Анна Васильевна Еварестова (1869 г. р.), урожденная Покровская, происходила из семьи священника. Музыкально одаренной барышне прочили будущее знаменитой пианистки. Но Господь судил ей путь иной — путь спутницы жизни замечательного священника, матери 15 детей, а на закате дней — судьбу тюремной узницы, защищавшей жизнь мужа и детей, судьбу вдовы мученика безбожной власти. Проживали они в одноэтажном деревянном доме по ул. Александровской, 5 (ныне ул. К. Маркса), принадлежавшем Воскресенскому кафедральному собору. Всё семейство было на редкость музыкальным. Все дети получали среднее образование: девочки в Уфимском епархиальном женском училище, а мальчики — в Уфимской Духовной Семинарии.
В семье родилось 15 детей (трое умерли во младенчестве): Александра (1888−1984), Василий (1897 г. р.), Сергей (1893 г. р.) Екатерина (1895 г. р.), Николай (1896 г. р.), Мария (1897г.р.), Иван (1899г.р.), Александр (1903г.р.), Алевтина (1905г.р.), Алексей (1906г.р.), Анна (1909г.р.) и Варвара.
В доме всегда звучала музыка. Часто устраивались домашние концерты. Любили слушать инструментальный дуэт — матушки и сына Ивана, блестяще игравшего на скрипке. Дочери впоследствии обучались в консерваториях — Мария — в Таллинской, Александра — в Петербурге. Сын Николай пел в Большом театре вместе с Козловским, пел заглавные партии. Но за принадлежность к роду священнослужителя был сослан в Соловецкий лагерь. По воспоминаниям современников остался добрым человеком. Последние годы работал в Москве настройщиком роялей. Его внук Георгий, хоровой дирижер, стал регентом, в настоящее время — священник одного из московских приходов.
Отец Евграф и матушка Анна создали прекрасную, дружную семью, которая могла бы служить образцом для подражания и примером той «малой церкви», для создания которой соединяются двое в православном браке.
В 1918 г. всё уфимское духовенство хлебом-солью встретило Белую Армию, освободившую летом Уфу от большевиков. В соборе служились постоянно благодарственные молебны, молебны о спасении Отечества. При храмах епархии, в том числе при Воскресенском соборе был организован сбор одежды, белья и денежных средств для Белой Армии, устроен лазарет. Матушка Анна Васильевна принимала участие во всем этих трудах. За эту деятельность отец Евграф подвергался аресту, когда Уфа опять оказалась в руках красных, но был отпущен при контрнаступлении Народной армии Колчака.
Из воспоминаний дочери Анны Евграфовны: «многие священники уезжали, и из собора все уехали, а папа отказался уезжать категорически… и службу вёл один. В Духов день, когда он служил, я увидела, что алтарь был раскрыт, а папа стоял на коленях и молитвенно поднимал руки, а по щекам его текли слезы, верно, он чувствовал, что это его последние дни».
Четыре сына протоиерея Евграфа служили в Армии Колчака: двое из них пошли добровольцами, двое были мобилизованы. С Армией Колчака ушли две дочери отца Евграфа — одна была замужем за прокурором Суда Западной Армии Колчака, вторая — замужем за инженером, офицером при Армии Колчака.
Когда красные окончательно взяли Уфу протоиерей Евграф оставался был арестован красноармейцами-латышами в своём доме. 18 ноября 1919 г. они ворвались с чёрного хода и сразу же стали обыскивать квартиру. Забрали все мало-мальски ценные вещи, награды, документы и фотографии и увели отца Евграфа. С арестованным старым священником (а ему было в это время уже 62 года) никто не церемонился, над ним издевались, его били, ему плевали в лицо, таскали за бороду.
1 декабря 1919 г. отец Евграф из тюрьмы был препровожден в Особый Отдел при Реввоенсовете Восточного фронта. Из обвинительного заключения, составленного заведующим следственной частью Особого Отдела при Реввоенсовете Восточного фронта:
«… гр. Евграф Еварестов обвиняется: 1) как член монархической организации Михаила Архангела, вина эта его удваивается, ибо он поп; 2) как член и учредитель агитационного Просветительного Общества течения Колчака, что являлось определенной Правительственной агитацией в пользу Колчака и затемнение Народных масс, которые он и без того затемнял как поп; 3) в добровольных пожертвований на Народную Армию…; 4) участник сборов разного имущества как то: одежды и белья в своём приходе на Народную армию; 5) в родственных связях с активными белогвардейцами; 6) в ложно злостных показаниях при допросе. Находя Е. Еварестова врагом Советской власти, принесшего много вреда и способного его приносить, предлагаю его РАССТРЕЛЯТЬ».
Приговор был приведён в исполнение 7−8-го декабря 1919 г. Отец Евграф был расстрелян где-то за Сергиевским кладбищем Уфы. Его вели на расстрел в одном нижнем белье, босиком по снегу, смерть он встретил смиренно.
Из воспоминаний дочери: «Потом к тюрьме приходили старушки, и около тюрьмы служили панихиды, молились. Они долго туда ходили, уже и год прошёл, а они все служили панихиды. Одна из этих старушек рассказывала, что в один из церковных праздников отец Евграф явился им — весь в белой одежде и в венце…»
Супруга священномученика, Анна Васильевна, была арестована как жена священника 21 ноября 1919 г. При аресте была обвинена в содействии сбору денег на нужды Народной армии, в родственных связях с белыми, в злостно-умышленных показаниях. 30 ноября 1919 Особым Отделом при Реввоенсовете Восточного фронта Анне Васильевне Еварестовой, матери пятнадцати детей был вынесен приговор: заключить в концентрационный лагерь на всё время гражданской войны без права амнистирования, имущество конфисковать, детей передать в Социальное обеспечение.
В конце ноября 1919 г. Анна Васильевна перенесла тяжелую форму сыпного тифа, после чего у неё открылся туберкулёз, полученный в тюрьме. Старшую дочь Александру с двумя своими детьми и пятью малолетними братьями и сестрами выслали в декабре 1919 г. в 40-градусный мороз в ссылку в Катав-Ивановский завод Уфимской губернии 500 верстах от Уфы.
Только через полгода семье удалось вернуться в свой дом в Уфу. После тюремного заключения тяжелобольную матушку выпустили из тюрьмы домой, где она через два года тихо отошла ко Господу, окруженная заботами, попечением и любовью детей 9/22 марта 1922 г., на день памяти 40 мучеников Севастийских.
Священномученик Евграф прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г.
Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших
https://rusk.ru/st.php?idar=79609
|