Азбука веры | 24.10.2020 |
Священномученик Александр Гривский родился 25 мая
В семье протоиерея Симеона сыновья шли по стопам отца. Протоиерей Симеон служил в Христорождественской церкви села Чирская, преподавал Закон Божий и заведовал церковно-приходской школой. Его сыновья — Александр, Сергий и Никандр, подрастая, один за другим поступали в Псковскую Духовную семинарию. После окончания семинарии они приняли священный сан и служили священниками в разных приходах Псковской епархии. Сам глава семейства продолжал служить Святой Церкви до глубокой старости.
В годы гонений XX столетия все трое братьев-священников стали мучениками за Христа. Двое из них прославлены в лике святых новомучеников и исповедников российских. Старший в семье, священник Александр Гривский, был расстрелян ЧК в 1918 году. Священник Никандр Гривский, служивший в Христорождественской церкви посёлка Почеп Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне Тверская обл.), был приговорён НКВД к 10 годам лишения свободы. В Соловецком концлагере он тяжело заболел и получил инвалидность. В
Младший из братьев, священник Сергий Гривский, настоятель Вышегородской церкви Дедовичского района, один из самых активных представителей духовенства своего времени, был арестован органами НКВД в
Священномученик Александр Гривский образование получил в Псковской Духовной семинарии. Материальное положение семьи Гривских было далеко не блестящим: отцу протоиерею не всегда удавалось изыскать средства для оплаты обучения трёх своих сыновей, и Александр часто попадал в список должников за обучение. Служба отца Александра в духовном ведомстве началась с первой ступени посвящения: в 6-м классе семинарии он был облачён в стихарь, причём происходило это в алтаре псковского Свято-Троицкого Собора. Семинарию он закончил по второму разряду и был определён псаломщиком в церковь погоста Дубки, где служил около года. В 1900 году правящий архиерей перевёл его в Христорождественскую церковь села Чирская. В этой церкви находилась особо чтимая псковичами чудотворная икона Божией Матери Одигитрия-Чирская, явленная Русской Церкви в княжение Василия I Дмитриевича в 1420 году. Будущий пастырь-мученик 7 лет служил и возрастал духом под сенью этой великой святыни Псковской земли.
В 1907 году Александр принял сан священника с назначением в погост Сине-Никола Опочецкого уезда, где служил около 1 года. Затем, с благословения Высокопреосвященного Арсения (Стадницкого), архиепископа Псковского и Порховского, он был переведён в село Подоклинье к церкви Богоявления Господня. В Богоявленском храме села Подоклинья также находилась великая святыня — Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Список этой иконы был пожертвован в 60-е гг. XIX столетия известным странником-слепцом Григорием Ивановичем Ширяевым, имевшим обыкновение длительно проживать после странствий у владелицы села Подоклинья, княгини Анастасии Николаевны Урусовой. Празднование иконе бывало 21 января при очень большом стечении народа.
Подоклинье располагалось на Петербургском почтовом тракте к северу от Порхова, недалеко от Никандровой пустыни, которая привлекала к себе огромное количество богомольцев, шедших поклониться мощам великого молитвенника Псковской земли преподобного Никандра-пустынножителя (память 7.10 н.ст.). Сюда богомольцы хаживали пешком помолиться в течение всего года или шли «по завету». В престольные праздники и памятные дни Никандрова пустынь собирала до десяти (и даже более) тысяч богомольцев. Подоклинье находилось на пути к обители, и богомольцы останавливались здесь поклониться чтимой иконе Божией Матери и передохнуть. Отец Александр, принимая богомольцев, предоставлял им пищу и кров в своём доме. По воспоминаниям современников, семья Подоклинского батюшки была известна и уважаема также и за его попечение о странниках.
Чуть ли не ежедневно, если судить по сводке клировых ведомостей, отец Александр совершал крещения, венчания, отпевания в своём приходе, насчитывающем около 3-х тысяч человек. В семье Гривских детей не было, поэтому отец Александр мог отдаваться пастырскому служению с тем большим усердием. Богоявленская церковь неизменно собирала множество прихожан. Уровень народного благочестия был весьма высок в этой глубинке, народ любил свои святыни, и здесь традиционными были многочисленные местные праздники — в каждом селении свой. К местным православным обычаям принадлежали и так называемые «крестохождения» — посещения церковным причтом домов прихожан со святым крестом. По пути по просьбе жителей совершались остановки и служились молебны. К Подоклинскому приходу было приписано 9 часовен: 1 каменная и 8 деревянных. Ныне известна одна из них, сохранившаяся при шоссейной дороге в Подоклинье. Она наполовину вошла в землю, но осталась неповреждённой. Проведение богослужений в часовнях и попечение об их благоустройстве также входило в круг забот Подоклинского батюшки.
Жизнь большого прихода заставляла отца Александра пребывать в непрестанной духовной бодрости и молитве. Как и всякий священнослужитель своего времени, отец Александр преподавал Закон Божий в близлежащих учебных заведениях. Он законоучительствовал одновременно в Подоклинской и Бляницкой земских школах. Кроме того, нёс епархиальные послушания — был членом Правления Порховского Духовного училища. Во внимание к пастырским трудам отца Александра Духовная Консистория 6 мая
Супруга отца Александра — матушка Нина Симеоновна Гривская — имела хорошее образование. Она окончила курс в Институте Императрицы Марии в Санкт-Петербурге и занималась преподавательской деятельностью, что было в традиции семей духовенства.
Наступил роковой 1917 год. Начались расправы богоборцев с «классовым врагом» — православным духовенством и церковнослужителями. Отец Александр не мог молчать, взирая на беззакония, творившиеся повсеместно. С амвона стало звучать его смелое слово в защиту веры и народных святынь, осквернявшихся представителями богоборческой власти. Его слово приобрело обличительный характер. Многим было ясно, что большевики не простят священнику его проповедей, раскрывающих суть происходящего в стране.
Так оно и случилось. Осенью 1918 года настоятель Подоклинской Богоявленской церкви был арестован и препровождён в тюрьму города Порхова. О том, что происходило далее, можно судить по сохранившейся переписке Порховского благочинного протоиерея Евгения Лебедева с Новгородским архиереем, митрополитом Арсением (Стадницким) 18 октября 1918 года отец Евгений рапортовал Владыке: «Сим имею долг донести Вашему Высокопреосвященству, что 11 октября с.г., Порховского уезда села Подоклинье священник Александр Гривский по постановлению Чрезвычайной Комиссии Советской власти расстрелян в Порхове. После него осталась вдовою жена его Нина Симеоновна. Детей нет».
На это сообщение последовала резолюция Владыки: «Так как до настоящего времени по данному делу нет никаких сведений:
1. Запросить Чрезвычайную Следственную Комиссию г. Порхова, за какую вину расстрелян священник села Подоклинье Александр Гривский;
2. О том же запросить и протоиерея
3. Выразить сочувствие вдове — Нине Симеоновне Гривской".
Получив резолюцию архиерея, Новгородский епархиальный Совет послал запрос в ЧК Порховского уезда по факту гибели священника села Подоклинье.
«Чрезвычайная комиссия сообщает, — говорилось в ответе от 21 ноября 1918 года, — что священник села Подоклинье Порховского уезда Александр Гривский был расстрелян за принадлежность к контрреволюционному направлению и погромную проповедь в церкви». О том же извещал Епархиальный Совет и Порховский благочинный: «…точно неизвестно, за какую вину расстрелян священник Александр Гривский, вероятно, за проповедь противу Советской власти».
Сведения о мученической кончине отца Александра, хоть и скудные, всё же дошли до наших дней.
Отец Александр при аресте был сильно избит. В его аресте принимала участие молодая женщина в чёрной кожаной тужурке, входящая в рабочую группу ЧК. Она была грозой местного края; о её жестокости ходили страшные слухи, её видели во многих местах, где совершались подобные аресты. Отец Александр не мог устоять на ногах. Он упал. Побои не прекращались. Избитый, полуживой батюшка был поднят за руки и за ноги и брошен на подводу. Когда подвода двинулась, было видно, как содрогаются в конвульсиях ноги священномученика. Отца Александра увезли в Порхов.
11 октября 1918 года отца Александра расстреляли за городом, в так называемых «Песках». Подробности расстрела неизвестны. Могила священномученика Александра не обнаружена.
При аресте присутствовала матушка, Нина Симеоновна Гривская. Она едва осталась жива, потрясённая происходящим. После расстрела отца Александра она оставалась в Подоклинье и продолжала работать учительницей. Впоследствии ей пришлось скрываться как жене «служителя религиозного культа». Простые люди жалели её, помогали, кто как мог. В случаях явной опасности прятали по разным домам. Уважаемая односельчанами, Нина Симеоновна Гривская дожила до глубокой старости и окончила свою жизнь в Подоклинье. Похоронена на местном кладбище.
Священник Александр Гривский был расстрелян одним из первых в Псковской епархии, как дерзновенный и бесстрашный пастырь, не убоявшийся обратить обличительное пастырское слово против богоборческого режима и его адептов. Он служил Святой Церкви в священном сане 11 лет. Светлая память о нём в народе Божием, несмотря на годы, жива и поныне.
Село Подоклинье, где священник Александр возрос в меру святости, замечательно ещё и тем, что сквозь годы беспримерных гонений, войн и пожарищ сохранило свою главную святыню — древнюю Подоклинскую Богоявленскую церковь и в ней — дивную икону Божией Матери «Отрада и Утешение».
Священномученик Александр прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа
|