Русская линия
Русская линияИгумен Дамаскин (Орловский)14.10.2017 

Священномученик Александр Агафоников

Священномученик Александр родился 3 декабря 1881 года в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье диакона Свято-Троицкой церкви Владимира Яковлевича (род. 29.05.1843 г.) и Марии Андреевны (урожденной Трониной, род. 30.03.1843 г.) Агафониковых. Братья Александра Николай и Василий также стали священниками и мучениками за веру Христову.

Владимир Яковлевич и Мария Андреевна Агафониковы с сыновьями Александром и Василием.По окончании в 1903 году 5-го класса Вятской Духовной семинарии Александр Владимирович поступил учителем в Сычёвскую церковно-приходскую школу. В 1904 г. он женился на дочери диакона Надежде Николаевне Лупповой. Впоследствии в семье родилось четверо сыновей: Геннадий (1913г.) — умер в детстве, Сергей (1915г.), Ерминингельд (1917г.), Николай (1922г.).

18 июня 1904 года Александр Владимирович рукоположен епископом Вятским и Слободским Никоном во диакона ко храму в селе Кырчан Нолинского уезда Вятской губернии. С 15 сентября 1904 г. состоял законоучителем Кырчанской церковно-приходской школы.

29 октября 1906 года диакон Александр был рукоположен епископом Филаретом во священника ко храму в селе Тойкино Сарапульского уезда Вятской губернии. С 20 декабря 1906 г. состоял заведующим и законоучителем Кокушинской церковно-приходской школы. 24 ноября 1907 года отец Александр был переведен в храм села Монастырщина Орловского уезда Вятской губернии.

В 1911 году отец Александр был избран депутатом от духовенства на епархиальный съезд, а в 1913 году — депутатом на окружной училищный съезд. 18 марта 1912 года был награждён набедренником.

27 августа 1915 года отец Александр был переведен в Рождественский храм в селе Спасо-Талицы Орловского уезда Вятской губернии и назначен законоучителем женского и мужского земских училищ. Состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. Отец Александр также прекрасно владел скрипкой.

В 1915—1917 годах отец Александр избирался депутатом на епархиальные съезды, а в мае 1917 года был избран благочинным 1-го округа Орловского уезда. В 1917 году был награжден скуфьей. С 1918 года отец Александр стал служить в городе Вятке в Покровской церкви, а с 1919 года — в Спасо-Троицком соборе в городе Котельнич и вскоре был назначен благочинным. На состоявшемся в 1923 году благочинническом собрании было принято решение просить Патриарха Тихона об учреждении в Котельничах отдельного викариатства. Отец Александр предложил в качестве кандидата на занятие епископской кафедры иеромонаха Флавиана (Сорокина), подвизавшегося в Златоустовском монастыре в Москве.

Александр (1881-1937) и Надежда (+1933) АгафонниковыВ начале 1924 года иеромонах Флавиан был хиротонисан во епископа Котельнического, викария Вятской епархии. По приезде в Котельнич епископ Флавиан был вызван в уездный исполнительный комитет, где у него спросили, собирается ли он создавать при себе епархиальное управление, на что он ответил, что нет. В этот период отец Александр исполнял обязанности городского благочинного и был ближайшим помощником архиерея. Епископ Флавиан управлял викариатством около года, а затем был арестован и сослан. Из ссылки он написал отцу Александру, что попал в чрезвычайно тяжёлые материальные обстоятельства и нуждается в самом необходимом; в ответ на просьбу о помощи отец Александр стал ежемесячно высылать епископу деньги.

В это время в Котельниче развязалась борьба обновленцев с православными; обновленцы были активно поддержаны советской властью, и ОГПУ стало собирать сведения обо всех наиболее непримиримых противниках обновленцев. В конце 1926 года сотрудники ОГПУ составили своё заключение о деятельности отца Александра Агафоникова, в котором писали, что он, «будучи благочинным, в 1925 году сгруппировал вокруг себя реакционный элемент из духовенства города Котельнич и монашек и повёл усиленную работу по укреплению в пределах уезда «старого православия» для более усиленной борьбы с так называемой группой обновленческого духовенства. Он повёл работу по организации в городе Котельнич специальной епископской кафедры, что ему и удалось. В конце 1925 года в город Котельнич приехал епископ Флавиан, который вскоре Коллегией ОГПУ был сослан за антисоветскую деятельность.

Перед арестом Флавиан дал Агафоникову строгий наказ держаться за «старое», быть стойким и не бояться никаких преследований со стороны существующей власти и поручил ему нелегально исполнять должность наместника управляющего епархией.

Будучи реакционно настроен против советской власти, Агафоников в церкви устраивал посвящённые «страдальцам за веру православную» молебны, на которых демонстративно произносил многолетия страдальцам за веру православную, изгнанникам архиепископу Павлу (Борисовскому), епископам Виктору (Островидову) и Флавиану, этим самым фанатично верующую публику натравливал на существующий государственный строй.

После приезда в город Котельнич митрополита Кирилла (Смирнова) Агафоников сгруппировал вокруг него черносотенно-реакционный элемент. Способствовал агитации монашек среди неверующего населения о прибытии в Котельнич «святого митрополита» и паломничеству к нему той же публики".

Отец Александр Агафоников был арестован в сочельник Рождества Христова — 6 января 1927 года. 20 января следователь зачитал ему постановление с обвинением в том, что «после ареста епископа Флавиана он возглавлял нелегально Котельническое епархиальное управление, на каковое производил денежные сборы и концентрировал их в фонд помощи антисоветскому элементу, находящемуся в ссылке. Являлся организатором денежных сборов тому же элементу. Вокруг себя сгруппировал черносотенный реакционный элемент города Котельнич, из которого намеревался организовать нелегальный сестринский кружок, ставивший своей целью содействие антисоветской деятельности проживавшего в городе Котельнич административно ссыльного митрополита Кирилла. После пожара в городе Котельнич поступающие пожертвования на погорельцев Агафоников вопреки желаниям населения расходовал на ремонт церквей и частично из них отправлял осуждённому за контрреволюционную деятельность епископу».

25 января священник был допрошен. Отвечая на вопросы следователя, отец Александр сказал: «Прошло приблизительно полгода после отъезда епископа Флавиана, когда я получил от него письмо, в котором он указывал на своё тяжёлое материальное положение. Из чувства долга и сострадания к нему я послал пятьдесят рублей, а после того, как узнал его постоянный адрес, стал посылать ежемесячно по пятьдесят рублей. Деньги, собранные на епархиальные нужды, я считаю, должны находиться в полном распоряжении епископа Флавиана, так как у нас другого епископа нет, почему и считаю просьбы его о высылке денег вполне законными просьбами. Деньги, поступившие на ремонт церкви, расходовались по прямому назначению, и все они своевременно оприходовались в приходно-расходный журнал. Митрополиту Кириллу также оказывал материальную помощь из средств епископа».

20 марта 1927 года уполномоченный секретного отделения 6-го отдела ОГПУ Казанский, составляя окончательное заключение по делу священника Александра Агафоникова, охарактеризовал его как «наиболее активного антисоветского церковного деятеля города Котельнич, агитировавшего во время Кронштадтского мятежа среди церковников „о конце власти“, создателя и руководителя реакционных мирянских объединений, организатора помощи высланному за антисоветскую деятельность епископату».

27 марта 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило проходивших по одному делу митрополита Кирилла (Смирнова) и священника Александра Агафоникова к трём годам ссылки в Сибирь. После отбытия наказания с 1930 г. Отец Александр жил в Вятке, несколько месяцев работал на лесопилке. Служил в Знаменской церкви. 14 мая 1931 года приходской совет Троицкой церкви вятского села Макарье постановил принять протоиерея Александра Агафоникова постоянно священником религиозной общины. 24 марта 1933 г. в Епархиальный совет поступило прошение от отца Александра: «Ввиду смертельной болезни жены и невозможных условий во время весенней распутицы, а также непосильного налогового обременения дальнейшее служение мое в селе Макарье становится для меня невозможным, а поэтому прошу временно уволить меня заштат». Жена отца Александра Надежда Николаевна умерла 1 апреля 1933 г. Осенью 1933 г. отец Александр недолго служил в Преображенском соборе Глазова Вятской области.

Когда срок надзора окончился и отец Александр мог ехать куда пожелает, он воспользовался предложением своего брата, протоиерея Николая, переехать в Московскую область и был назначен в Ильинскую церковь в селе Лемешево Подольского уезда.

Священник Александр Агафонников Москва. Тюрьма НКВД. 193714 сентября 1937 года отец Александр был арестован, заключён в тюрьму в городе Серпухове и на следующий день допрошен. На убеждения следователя признать себя виновным он ответил отказом, сказав, что виновным себя не признаёт. В тот же день были допрошены лжесвидетели.

Один из них, колхозный сторож, сказал: «Агафоников в беседе со мной неоднократно выказывал свои враждебные взгляды на советскую власть, заявляя о том, что советская власть их притесняет, прижимает во всём, „вот возьми, например, меня: сидел в тюрьме, находился в ссылке, а за что советская власть высылала — ни за что, напрасно, потому что она не даёт народу свободы вероисповедания и, не считаясь с требованием верующих, высылает нас, чтобы уничтожить религию“».

Другой свидетель, местный уроженец, рабочий и член коммунистической партии, показал: «В начале августа я шёл к церкви, где был улей с моими пчёлами. У церкви я встретился с Агафониковым, который разговаривал с верующими. О чём он с ними беседовал до того, как я подошёл, не знаю. Агафоников, остановив меня, завёл сначала разговор о пчёлах, в дальнейшем он перевёл на разговор о плохой жизни при советской власти, заявив в присутствии верующих: „С каждым днём всё тяжелее становится жить народу, доходов у крестьян стало мало, и живут они впроголодь“. Я ему стал возражать и доказывать обратное, но Агафоников разговор со мной прекратил и пошёл вместе с верующими к своему дому».

После этих «показаний» следователь снова допросил отца Александра.

— Весной 1937 года вы в своём доме неоднократно вели контрреволюционные разговоры против советской власти с повстанческим направлением, заявляя, что рабочим и колхозникам плохо живётся, крестьянство терпит от советской власти бедствия и что это долго продолжаться не будет и окончится крестьянским восстанием. Признаёте ли вы себя виновным?

— Нет, я таких разговоров не вёл и виновность свою отрицаю.

— Следствием установлено, что вы в августе 1937 года в группе верующих около церкви вели контрреволюционную агитацию против существующего строя и о плохой жизни при советской власти. Признаёте ли вы себя виновным и будете ли вы давать правдивые показания?

— Виновность свою я отрицаю, таких разговоров я с верующими не вёл, а если и были разговоры, то о службе на могилках.

10 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Агафоников был расстрелян 14 октября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Александр прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г.

Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь», Тверь, 2003 год, стр. 101−108.

Собор Новомучеников Бутовских

Собор Новомучеников Бутовских

https://rusk.ru/st.php?idar=79203

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика