Русская линия | Юлия Ульянова | 28.09.2017 |
«…человек смотрит на лице,
а Господь смотрит на сердце!" (1 Цар. 16:7)
«Священники живут не по Евангелию», — часто эту фразу в разных интонациях можно слышать от людей как далёких от церковной жизни, так и имеющих некоторый опыт общения с матерью Церковью. Что позволяет так категорично оценивать жизнь современных батюшек? Безусловно, на первом месте стоят внешние впечатления. Красивый удобный автомобиль, на котором батюшка приезжает в храм или, что, впрочем, ещё «греховнее», — на котором его привозят, иногда становится поводом для особого волнения некоторых прихожан, считающих, что в Евангелии прямо указывается на то, что священник должен быть нищим, худым и ходить пешком, в крайнем случае, ездить на отечественной машине, в чём, кстати, будет проявляться и его «истинный» патриотизм. Кстати, ещё и требы хорошо бы батюшкам совершать бесплатно. Эта мысль так глубоко сидит в умах некоторых людей, что им кажется, будь все священники бледными, худыми и голодными, то христиан в нашем мире стало бы гораздо больше. Но разве это так? Истинными христианами, по моему мнению, становятся как раз те, кто за внешним умеет разглядеть внутреннее. Богатство или бедность священника (да и мирянина, впрочем, тоже) — это нейтральные понятия, они не являются показателями степени духовности человека, это просто условия предоставленные ему Богом, не потому что он их заслужил или не заслужил, а потому что это именно те условия, в которых ему надо духовно развиваться. Сегодня это может быть бедность, завтра — богатство, — и наоборот.
Важно не состояние, не условие, не обстоятельства. Важно другое — отношение к ним — этим состояниям и условиям. Если завтра знакомый нам (да и незнакомый) батюшка попадёт в беду, потеряет какие-то сбережения, квартиру, какие-то обстоятельства будут стеснять его, мы будем переживать за него, мы с радостью бросимся к нему на помощь — и это достойно христианина. Но не достойно ли христианина и другое благороднейшее чувство — чувство радости за своего брата, соратника, наставника… И почему бы не порадоваться за того, кто служит у Престола Божия, совершая самое важное в мире дело, если нам вдруг показалось, что быт священника стал более лёгким, а его домочадцы — обычно не работающая матушка и многочисленные дети — стали чаще есть не просто булку, а булку с маслом? Согласитесь, как-то трудно порой даётся эта радость — радость за других… Вспоминается почему-то известная поговорка о том, что друзья познаются в беде. Пожалуй, её следует дополнить: в наше время они в большей степени познаются и в радости.
Многие современные критики Церкви копают глубже: они обвиняют священников в отсутствии любви. И это обвинение будет посерьёзнее. На первый взгляд. Но при внимательном рассмотрении, разговаривая с такими горе-обвинителями, понимаешь, что любовь-то каждый понимает по-своему, часто весьма эгоистично, акцентируя её на своих потребностях обычно совсем не духовного уровня, часто требуя от священника сверхусилий и сверхвозможностей, тогда как сами мы не хотим и слегка себя «понудить», чтобы проявить любовь к своим близким и хоть немного приблизиться к Царствию Небесному.
Тот, кто вполне осознаёт, какое служение несут отцы наши в современном мире, вряд ли будут предъявлять эгоистичные запросы к священникам, пожалуй, это простительно только неофитам. Требуя подвига нестяжания от батюшек, ожидая их любви к нам как чего-то заслуженного, мы забываем, что более всего жаждать следует только одного — спасения своей души, предъявляя к ней не меньшие требования.
Мы забываем, что зачастую только молитвой отцов Церкви мы можем воскреснуть из духовных мертвецов, поэтому будем благодарить Бога, что он посылает ещё Своих пастырей, судить которых дозволяется только Ему.
https://rusk.ru/st.php?idar=79099
|