Русская линия | Игумен Дамаскин (Орловский) | 28.09.2017 |
Возрождение и нравственное преображение христианской души всегда связано с верой и молитвой, а преображение общества зависимо от возрождения монастырской и приходской жизни. Тяжёлое время пережила Россия в начале ХVII столетия — гражданские смуты, нравственное шатание народа, упадок веры. Но, в конце концов, несмотря на всю тяжесть гонений петровского и послепетровского времени, к началу ХХ века стала духовно и материально обустраиваться.
В слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии во второй половине ХVII века был образован мужской Богоявленский монастырь. В 1722 году, в период владения этими землями графом Головиным, в Мстёре среди местных жителей зародилось занятие иконописью, которое принёс сюда московский иконописец А. Алексеев. В 1844 году мстёрские земли вместе с населяющими их крестьянами и художниками-иконописцами перешли во владение графа Панина. К этому времени мстёрские иконописцы получили широкую известность и их стали часто привлекать к работам по реставрации росписей храмов и монастырей, и в особенности древних икон. В начале ХVIII столетия они занимались реставрацией соборов Московского Кремля и московских монастырей.
1861 год положил конец крепостному праву, но мстёрские иконописцы не удовлетворены были получением только личной независимости и решили всем обществом выкупить Мстёрское владение у графа. В течение двадцати пяти лет мстёрцы выкупали владение и наконец, уплатив всю сумму в 167 200 рублей, получили полную независимость.
По традиции мастерские в Мстёре были семейными — Брагиных, Клыковых, Кутягиных, Бороздиных. Последняя была организована в Мстёре Петром Кузьмичом Бороздиным. В ней работали члены его семьи: семь сыновей и пять дочерей. Иконы его мастерской пользовались известностью и ценились за искусность письма даже старообрядцами. В семье мстёрского иконописца Петра Кузьмича и родился в 1878 году Иван Бороздин.
С раннего детства благодатный, но нелёгкий труд стал основой его религиозного воспитания в семье. К шести годам, когда мальчик поступил в церковноприходскую школу, он уже освоил начала иконописного дела — мог готовить самостоятельно краски, грунтовать доски, делать прориси. В одиннадцать лет Иван поступил в мстёрскую школу иконописания, которую успешно окончил в 1894 году и получил звание мастера-иконописца. Как и большинство жителей Мстёры, семья Бороздиных была единоверческой. В 1899 году мстёрское единоверческое братство направило Ивана в Московское Духовное училище, существовавшее при Всехсвятском единоверческом монастыре, которое он окончил с отличием и был оставлен при монастыре псаломщиком. В 1905 году он женился на Ирине, дочери Михаила Ивановича Отарина, известного священника-миссионера и проповедника из села Вармалеи Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Вскоре Иван Петрович был рукоположен в сан диакона ко храму Всехсвятского единоверческого монастыря. Здесь он прослужил до его закрытия в 1921 году.
В 1923 году Святейший Патриарх Тихон направил диакона Иоанна в храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, что в Гончарной слободе в Москве. Храм был известен выдающимися настоятелями. До 1919 года настоятелем храма был профессор Московской Духовной академии протоиерей Востоков. Проповеди его были просты, убедительны, со многими живыми примерами, понятные для слушателей всех сословий. По его настоянию в храме было введено общее пение всех прихожан. Для этого всем присутствующим раздавались тексты. Он говорил: «Вы пришли в храм, дом Божий, соединиться в молитве с Богом, — молитесь! Спасение России — в соединении с Богом».
В 1919 году настоятелем в храме стал священник Сергий Закатов. Ещё будучи семинаристом, он участвовал в археологических раскопках, проводившихся князем Щербатовым, создателем исторического музея в Москве, который предлагал ему после окончания семинарии поступить в археологический институт. Он послушался совета, после семинарии окончил археологический институт, затем был рукоположен в сан священника и совмещал свои пастырские обязанности с преподаванием в археологическом институте. После захвата власти большевиками отца Сергия стали вызывать на Лубянку, требуя, чтобы он оставил служение в храме, но священник не согласился. В 1928 году власти заявили, что храм Космы и Дамиана будет разрушен. Отец Сергий вступил в борьбу за храм, отстаивая его от закрытия и разрушения. Доказывая комиссии Моссовета культурную и историческую значимость древнего храма и показывая постройку ХVI века, отчётливо видную в верхней части храма, отец Сергий упал с балки. В результате полученных травм он тяжело заболел и в том же году скончался.
Отец Иоанн, который к тому времени был рукоположен в сан священника, был назначен настоятелем храма Космы и Дамиана. С верой и убеждённостью в правоте своего дела он мужественно сопротивлялся закрытию храма. Он писал многочисленные протесты властям, собирал подписи верующих, не согласных с решением властей, но всё было напрасно. В 1930 году храм Космы и Дамиана был закрыт и вскоре разрушен. Тяжело переживая это событие, отец Иоанн заболел. В это время он был назначен настоятелем в единоверческий храм святителя Николая на Рогожском кладбище и возведён в сан протоиерея.
Время по отношению к Церкви было разбойное, она была лишена каких бы то ни было прав. Место расположения храма на кладбище было глухим, и отец Иоанн, чтобы уберечь храм от грабителей, поселился при нём, выбрав для жилья небольшую холодную комнату на колокольне, где хранились старые иконы. Комната была не приспособлена для жилья; чтобы обогреваться зимой, отец Иоанн поставил в ней железную печку. Неподалёку от храма жили глубоко верующие и преданные церкви люди — псаломщик Фёдор, из отставных моряков, и его жена Варвара.
Беспокоясь об отце, сыновья священника Василий и Пётр поочерёдно оставались с ним на ночь.
Шёл декабрь 1931 года. Отец Иоанн отслужил всенощную и по обыкновению вместе с псаломщиком Фёдором обошёл храм, затем поднялся на колокольню в свою комнату, где в это время сын Василий топил печь и готовил на ней скудный ужин. Поужинав и подбросив дров в печь, они легли спать.
Около часа ночи псаломщик Фёдор встал и ещё раз обошёл храм; не заметив ничего подозрительного, он вернулся домой и уснул. И видит во сне, как к нему подходит отец Иоанн Кронштадтский, портрет которого у него висел на стене, и говорит: «Чадо Фёдор, пойди, помоги своему священнику, ему плохо!» А немного погодя к нему подошла жена Варвара и, растолкав его, говорит: «Федя, вставай, мне сейчас видение было, пришёл Батюшка Кронштадтский и наказывал: „Разбуди Фёдора, идите, помогите вашему священнику“».
Они быстро оделись и побежали к колокольне. Двери были на запоре, они стали стучать, и этот их стук придал сил Василию, он добрался до двери, открыл её и упал, только и успев сказать: «Идите скорее к отцу, я его вытащил на площадку — мы угорели».
Господь хранил Своего пастыря. Протоиерей Иоанн прослужил в Никольском храме семь лет; за каждой службой он проповедовал, объяснял смысл церковных молитв, убеждал молиться прилежней, чему сам был примером. Так продолжалось до осени 1937 года. В ночь с 5 на 6 сентября отец Иоанн был арестован в комнате на колокольне. Пришедшие утром сыновья обнаружили, что все вещи в комнате перевёрнуты, а постель и подушка — в крови.
Протоиерей Иоанн был заключён в Бутырскую тюрьму. Все обвинения и вопросы были стандартными.
— Следствие располагает материалами, что вы… будучи антисоветски настроены, воспитывали верующих в антисоветском духе…
— Не могу вспомнить, когда бы это я занимался воспитанием верующих во враждебном духе… - ответил отец Иоанн.
— Вы говорили окружающим о якобы существующем гонении на религию в СССР…
— Я допускаю, что мог бы сказать… но… без специальной цели…
День за днём шли допросы. Следователи упрямо склоняли священника к признанию своей вины и, вероятно, прибегали для этого к пыткам. 14 сентября состоялся последний допрос. — Следствие располагает данными, что вы среди окружающих… выражали недовольство советской властью.
— Я действительно выражал недовольство… я отрицательно отношусь к действиям советской власти относительно церковных вопросов, считаю, что храмы закрываются без согласия верующих, ссылаются священнослужители, которые обрекаются на вымирание.
— В результате чего сложились ваши антисоветские убеждения?
— Мои убеждения относительно советской власти сложились в первые годы революции, так как советская власть ухудшила условия жизни духовенства, я и сам, начиная с 1928 года, вынужден жить в отрыве от семьи, и в этом, я считаю, виновата советская власть.
В тот же день было составлено обвинительное заключение, где священнику было поставлено в вину, что он «распространял ложные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию». 26 сентября тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Бороздин был расстрелян на следующий день — 27 сентября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Иоанн прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г.
https://rusk.ru/st.php?idar=79087
|