Русская линия
Православие.Ru Анна Сапрыкина20.09.2017 

Праздник Рождества Богородицы вместе с детьми
Материнские заметки

Православный педагог русского зарубежья Софья Сергеевна Куломзина, которая много лет преподавала детям эмигрантов Закон Божий, подчёркивала необходимость домашнего религиозного образования. Она видела, как быстро русские дети в чуждом культурном окружении перестают быть и русскими, и православными, даже если они учатся в русских религиозных школах. Софья Сергеевна писала: «В деле христианского воспитания важны домашние традиции, связанные с праздниками и постами. Церковные праздники для детей — настоящее торжество, если их отмечают и дома. Только дома ребёнок получает подлинное удовольствие и радость в праздничный день»[1]. И действительно, только домашний праздник оказывается по-настоящему родным для ребёнка, и чем ребёнок младше, тем это положение важнее.

Поэтому, когда мы будем готовиться к празднику Рождества Пресвятой Богородицы — первому из двунадесятых праздников церковного года, — мы попробуем охватить всё и сразу:

1. Дадим детям знания (теорию): расскажем нашим детям об этом важном событии Священной Истории.

2. Сделаем это знание практикой и праздником: будем готовиться к этому дню все вместе, будем украшать дом и устроим хотя бы небольшое застолье.

3. И самое главное, конечно: вместе с детьми войдём внутрь этого праздника. То есть будем участвовать вместе со всей православной Церковью в праздничном богослужении.

Если мы дадим детям что-то одно из этого, не давая ничего другого, то и мы сами, и наши дети многое потеряем: потеряем полноту восприятия, понимания праздника.

Если дадим только одну теорию, получится вот что: знание в одно ухо влетает, в другое вылетает. По определению на самом лучшем уроке может быть усвоено не более 15% информации.

Если мы празднуем только дома — то это просто наше общение между собой, вроде дедушкиного юбилея. Вещь важная, но в этом случае явно недостаточная.

Если мы возродим только народные традиции — то мы получим просто обряды и раскрашенный фольклор. Тоже не самый плохой вариант, но это не полнота праздника.

Если же праздник у нас только «посещение храма», без знаний и без домашнего сопровождения, то чаще всего в реальности дети просто болтаются где-то вокруг церковного здания, смутно представляя себе всё происходящее. «Мама привела — мама увела». Если мы только водим детей за собой на богослужения, то чудо, конечно, может произойти, и дети по-настоящему войдут в жизнь Церкви. Но когда родители просто рассчитывают на некое магическое «духовно-нравственное» воздействие посещения храма, то чаще всего им приходится разочаровываться. И слишком поздно выяснить, что, оказывается, детьми нужно было заниматься, учить их теми самими пресловутыми «словами», передавать им «учение». И делом тоже учить — освящать не только воскресное утро, не только утро праздника, но и весь дом свой, быт и отношения — пространство жизни ребёнка.

Так что попробуем дать детям знания — и подкрепим эти знания жизнью. Введём праздник в дом. И дом приведём в Церковь.

Сразу и навсегда, конечно, не получится. Но если постоянно пытаться, если жить так — то, с Божией помощью, возможно всё.

И начать можно с полного и полноценного погружения в этот чудесный наступающий праздник — праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Рассказ о празднике

Чтобы рассказать детям о наступающем празднике, можно просто зачитать им что-то готовое. Текст для чтения легко взять из учебника «Закона Божия», из синаксаря, из Интернета. Для «продвинутых» можно почитать и об истории праздника, и о его иконографии.

А можно рассказать о Рождестве Богородицы своими словами.

Если старшие дети уже достаточно большие, и все мы всю жизнь каждый год встречаем церковные праздники, то рассказ может иметь форму разговора с детьми:

— Как звали родителей Богородицы? — это вопрос к малышу.

— Что вы о них знаете? — это можно спросить у ребёнка постарше.

— Что сделал праведный Иоаким, когда священники не захотели брать у него жертву для Господа?

— Где молилась святая праведная Анна, когда ей явился ангел?

И так далее. Вопросы попроще задавить малышам, посложнее — старшим. И так старшие вспомнят что-то, а младшие из такого разговора получат эти знания.

Потом, после ужина, можно посмотреть иллюстрации: в наших книгах, в том же Интернете. На иконах и картинах художников увидеть, как купают в купели новорожденную будущую Матерь Божию, как из окошка выглядывает праведный Иоаким. Иногда изображается колыбелька, в которой помощницы укачивают новорожденную Девочку. Девушки и женщины прислуживают праведной Анне. На некоторых иконах показан накрытый стол около ложа святой роженицы — ей надо подкрепиться после родов. Иногда девушки подносят Анне дары, иногда также обмахивают её опахалом. Можно сразу посмотреть и изображения самих Богоотец Иоакима и Анны, найти иконы «пестования» маленькой Марии. Есть такое интересное изображение, где Иоаким и Анна выращивают маленькую Дочку, как плод зелёного деревца. Причём деревце иногда прорастает от лежащего на земле Иессея, отца царя Давида.

Наши дети к каждому празднику меняют заставку на большом домашнем компьютере: фон делают в цвет праздника, а в качестве изображения — икону или живописное изображение. И каждый раз, включая компьютер, мы видим напоминание о празднике. А чтобы всякие значки не попадали на святые лики, дети просто перетаскивают их на края экрана.

Подготовка тропаря

Чтобы подготовиться к празднику, чтобы подготовиться к богослужению, чтобы войти в учение Церкви о празднике — для всего этого мы заранее узнаем или вспоминаем тропарь Рождеству Богородицы. А может быть, и кондак, и величание. Эти тексты мы напишем по-церковнославянски крупными красивыми буквами. О том, как это можно сделать, я уже рассказывала раньше.

Украсить тексты можно просто красной рамочкой, а можно каким-нибудь орнаментом, геометрическим или растительным — что будет интересно самим детям. А можно использовать и те символы праздника, которые нам предлагает богослужение:

Солнце — Потому что «возсия Солнце правды Христос Бог наш». Так мы ещё обратим внимание детей на этот образ. Так текст станет изображением.

Птичка и птенчики в гнезде — потому что на них смотрела, по преданию, праведная Анна, когда «восскорбела» о своём бесплодии: «Даже птицы имеют детей, а я не имею». Так мы ещё раз напомним, проиллюстрируем и закрепим рассказ о родителях Пресвятой Богородицы. Такое изображение особенно уместно будет на тексте кондака или величания — где прославляются как раз Иоаким и Анна.

Дерево познания добра и зла с яблоками — как напоминание о том, что рождение Богородицы «отъяло клятву» грехопадения. А заодно этот образ ещё раз напомнит детям о событиях Ветхого Завета.

Цветы, сад — потому что «От Анны днесь цвет, сад богоданный, Богородица прозябе» (из службы вечерни праздника). Цветы, сады — всё это образы Пречистой Девы.

Разорванные кандалы или цепи — потому что рождеством Богородицы «Ева от уз свободися» (Седален канона празднику). Это ещё раз о той радости, которая сегодня возвещается «всей вселенней», и ещё раз о Ветхом Завете. И к тому же хотя бы небольшое знакомство с богослужением этого дня: чтобы достичь этого эффекта, стоит прочитать ребёнку текст этой небольшой молитвы (его можно найти в тексте службы).

Гора, дверь, лестница — это всё — также закреплённые в богослужениях и святоотеческом учении образы Богоматери. Во время Всенощной в каноне празднику Рождества Богородицы будут читаться такие слова: «Гору и дверь небесную, и мысленную Тя лествицу боголепно лик Божественный пронарече: от Тебе бо камень отсечеся не руками мужескими, и дверь, еюже пройде Господь..». Конечно, всё это тоже хорошо бы объяснить ребёнку. Богородица называется дверью, потому что через неё, как через дверь, вошёл в этот мир Христос. Напомнить про Лествицу, которую видел Иаков — и подчеркнуть, что это, в числе прочего, образ Богородицы, соединившей небо и землю. Напомнить о видении пророка Даниила — когда от горы откололся камень и разбил истукана.

Это могут быть и другие образы, конечно.

Здесь многое зависит от того, насколько мы с детьми глубоко продвинулись и погрузились в тему. И если мы уже не первый год встречаем церковные праздники, и тем более если мы с нашими детьми уже читали Священное Писание, то каждый подобный праздник — повод вспомнить и Новый, и Ветхий Завет. Так мы «пробегаем» по всей священной истории, и самое главное — можем увидеть её смысл. Можем увидеть связь Ветхого и Нового Завета, увидеть историю «живьём» в церковном празднике.

А если мы ничего подобного не читали, и Библию представляем очень смутно — то это тоже не повод отказаться от таких экскурсов в Ветхий Завет. Ведь раз уж мы встали на этот путь «образовательного общения» со своими детьми, раз уж мы начали такое приближение к Церкви, то однажды мы познакомимся с Книгой Книг. И тогда мы будем узнавать эти пока неясные образы — узнаем и историю грехопадения, и историю Иакова, и Даниила. И всё это окажется уже немного знакомым и почти понятным: «Ой, папа, мы же когда-то рисовали эту лестницу от земли на небо!»

В любом случае подготовленные тексты тропаря и кондака мы повесим где-то рядом с иконами. И эти песнопения мы будем все вместе петь перед едой — начиная с вечера накануне праздника — и после общих вечерних молитв.

Накануне праздника

20 сентября, если это будний день, мы, как обычно, ходим в школу, работаем. Но это уже наступление праздника. А значит — какая-то уборка дома, хотя бы как «перед гостями». Значит, хоть какое-то украшение дома.

Здесь будут уместны, конечно, цветы: это вообще символ чистоты Богородицы и Её красоты. Той красоты, которую Она принесла в мир. Впрочем, цветы — удовольствие не всегда доступное. Проще использовать что-то «многоразовое». Например, голубые полотенца или кружева на иконах. Ведь голубой (или синий) — «богородичный» цвет в православной богослужебной традиции.

Можно поменять скатерть на обеденном столе: если есть какие-то варианты, то как раз уместно будет подготовить что-то голубое или с голубым узором. А ещё проще, если нет ни средств, ни сил, ни времени «заморачиваться», — для обычной нашей скатерти подготовить голубые салфетки. Хоть что-то. Но уже — в сторону праздника. Такая, казалось бы, ерунда — это наглядность. Это напоминает нам о Рождении Богородицы и уже может настраивать наш дом на праздник.

А ещё можно подготовить для девочек голубые платочки или голубые ленты — чтобы сегодня вечером и завтра утром всё это надеть в храм. Одна моя знакомая матушка, мама девяти детей, рукодельница и мастерица, у которой, в отличие от меня, руки из правильного места растут, сама шьёт своим детям красивую праздничную одежду. И на службах дети оказываются в платьях и костюмах «цвета праздника». Дети растут, а праздничная одежда не снашивается — и переходит от одного ребёнка к другому. Сейчас её старшие дети — уже сами мамы, но всё равно их легко можно узнать на праздничных службах даже со спины: они всегда в красивых платьях, и хотя бы платки у этих девочек (уже скорее молодых женщин) голубые в богородичные праздники.

Впрочем, это уже, конечно, относится к третьестепенным, совсем не принципиальным вопросам. В чём бы ни приходили в храм — лишь бы вообще приходили. Конечно, одежда «в цвет праздника» не имеет отношения ни к богословию, ни к нашему спасению.

Но всё же нельзя совсем отмахнуться от таких вещей: не самое важное — так и забудем об этом вообще и навсегда. Мол, будем мыслить «духовно». Но если на школьный концерт мы специально подбираем одежду, если в гости к бабушке надеваем детям всё нарядное и чистое, а в храм — что попало, то какое отношение к богослужению мы воспитываем в своих детях?

Поэтому, если нет ничего такого особенного, голубого — конечно, не страшно и не важно, и даже переживать по этому поводу нечего. А вот пойти в храм в праздничной одежде — в той, которая для нас, для нашей семьи является праздничной — важно. Чтобы подчеркнуть и особенность дня, и наше уважение к храму и к празднику.

Богослужение

Фото: tihonhram.ru

Вечером 20 сентября в храме совершается всенощное бдение. И мы постараемся попасть на эту службу, даже если сегодня учебный и рабочий день. Хотя бы на какую-то часть службы.

Если мы придём в храм не к началу, то нам придётся пропустить праздничные паремии — чтения из Ветхого Завета, приуроченные к этому дню.

Первое такое чтение — о той самой лестнице, которую видел Патриарх Иаков (ср. Быт. 28, 10 — 17). Потому что эта лествица означает Пресвятую Деву, через Которую сошёл на землю Сын Божий.

Второе чтение — совсем короткий текст, из видения пророка Иезекииля, о затворенных вратах, через которые никто не входил, но пройдёт сам Бог (ср. Иезек. 44, 2 — 4). Это — о Приснодеве, Которая родит Сына Божия.

А третье чтение — из книги Притчей Соломоновых, глава 9. Глубокие и красочные образы. О том, как Премудрость создала себе Дом. Ведь этим Домом стала Пресвятая Дева.

Эти тексты можно заранее прочитать дома на русском языке. Например, за день до праздника, за ужином или на ночь. Или когда мы будем рассказывать детям о Рождестве Богородицы. Или когда будем оформлять наши тропари и кондаки — таким образом можно объяснить детям, откуда взялись эти символы, та же лестница или дверь.

А может быть, у нас не получится оказаться в храме в самом начале вечернего богослужения. Может быть, у старших детей к этому времени ещё не закончатся занятия в школах. Может быть, на руках грудной малыш, и другие дети ещё совсем маленькие, и вместо благочестивого и благоговейного слушания тех же самых паремий мы будем бегать за своим трёхлеткой вокруг церковной ограды, прижимая к груди орущего семимесячного малыша. А может быть, у нас просто самые обычные дети, которые не в состоянии внимательно и сосредоточенно если не молиться, то хотя бы слушать службу в течении двух-трёх часов.

И если так, то мы просто постараемся прийти в храм хотя бы на полчаса-сорок минут — и сделать эти полчаса осмысленными. Если мы готовились к празднику дома, если мы пришли в храм именно как на праздник, то это уже может быть залогом нашего внимания во время богослужения.

Придём незадолго до полиелея — и услышим праздничное Евангелие. Можно предупредить детей: это будет сюжет о встрече Богородицы с праведной Елизаветой (ср. Лк. 1, 39 — 41). А потом священники и хор будут петь величание Рождеству Богородицы — и мы сможем вместе со всеми петь это песнопение, ведь мы дома готовили этот текст.

И когда перед помазыванием мы будем прикладываться к праздничной иконе, мы тоже предупредим детей: сейчас увидим икону Рождества Богородицы. И дети будут выглядывать, узнавать: вот лежит праведная Анна, вот купают маленькую Богородицу. И то, что дети видели дома в книгах, на открытках, на экранах планшетов, здесь — святыня на аналое. Так домашнее обучение повторяется и закрепляется в храме.

Так богослужение становится понятнее.

Так храм становится родным нашему дому.

Так наш дом становится родным храму.

И если мы были в храме совсем немного, и если мы хотели бы больше, то некоторые части богослужения можно перенести домой. Дома, конечно, проще: не нужно следить за малышами, пока молишься со старшими. И вообще можно уложить всех детей спать и спокойно помолиться в тишине.

Дома можно вместе с детьми почитать те же паремии, если не успели этого сделать раньше. Хотя бы одну из них: в этом году прочитаем одну, в следующем — другую, а ещё через год — третью. А когда мы вечером будем укладывать детей спать, мы можем сами почитать канон Рождеству Богородицы. Может быть, даже два канона — первый составлен преподобным Иоанном Дамаскиным, а второй — Андреем Критским, автором Великого покаянного великопостного канона. А может быть, прочитаем даже всю службу — всё, что мы сегодня пропустили. А может быть, впрочем, у нас не будет на это всё ни времени, ни сил. И тогда мы просто после общих вечерних молитв споём ещё раз тропарь празднику. И так напомним и себе, и детям о том, какой наступает день.

День праздника

Фото: /www.newmartyros.ru

Утром мы обязательно идём снова в храм. Может быть, накануне мы никак не могли уйти с работы, с каких-то детских занятий — но сегодняшний день обязательно должен быть посвящён празднику.

На праздничной литургии мы услышим уже знакомый нам тропарь Рождеству Богородицы, снова приложимся к праздничной иконе. И, скорее всего, все вместе сегодня причастимся.

После службы, за обедом, или вечером, за ужином, мы соберёмся за праздничным столом. Это вещь тоже важная. В своей книге «Наша Церковь и наши дети» Софья Куломзина рассказывает, как одной бабушке «очень хотелось, чтобы дети почувствовали праздничное настроение в день Рождества Богородицы. Родители внуков были на работе, сами дети — в школе; в храм пошли только бабушка и дедушка. К возвращению детей из школы бабушка сменила икону на кухне иконой Богородицы, зажгла перед ней лампаду, испекла пирог с надписью: „С днём рожденья!“ и поставила его на стол. Удивлённые дети спросили, у кого день рожденья, и этот вечер стал для них настоящим праздником»[2]. Здесь видно, как такая банальная и материальная вещь — праздничный стол — может развернуть всех нас в сторону духовную. Хотя бы это, хотя бы такая малость, уже делает церковное событие значимым в жизни наших детей. А значит, роднит нас с храмом. А значит, приводит нас к Церкви, обращает к Ней и к Её учению…

Перед едой мы будем петь тропарь Рождеству Богородицы — и таким образом посвятим Новорождённой это наше небольшое застолье. Как-то на праздник Рождества Богородицы у нас в гостях были молодой священник с матушкой. Мы предложили перед едой спеть тропарь празднику. Спели. И я услышала, как матушка улыбалась батюшке: «Как будто Рождество!» И действительно, это ведь Рождество, только не Христа, а Его Матери. И даже тропари этим праздникам — одного гласа, на один мотив.

За столом мы, может быть, ещё раз вспомним о том, ради чего все мы здесь сегодня собрались. А для этого мы можем что-то почитать за столом. Например, это может быть фрагмент из проповеди отца Сергия Мечёва «Рождество Пресвятой Богородицы — не давнее событие, а чудо вечности» (между прочим, сразу утешение для тех, кто почему-то боится «религиозного» воспитания своих детей, будто бы оно само по себе способно отвратить детей от Церкви: отец Сергий воспитывался в глубоко религиозной семье, и вот — у святого отца вырос святой сын). Отец Сергий рассказывает о том, что церковный праздник — не воспоминание исторического события, а таинственное ежегодное повторение этого события в вечности. То есть Богородица родилась две тысячи лет назад — но при этом именно сегодня Её рождает Анна, и сегодня радуется этому рождению Иоаким, и вместе с ними радуемся мы.

А можно почитать небольшое эссе Наталии Сухининой об этом празднике — и даже снова не весь рассказ, а только фрагмент. Вот пример: «Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных ёлок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поём: „Рождество Твоё, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной“. Родилась в семье девочка, Своим рождением — Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов»[3]. Прочитаем только этот абзац, вырванный из контекста — но этим мы вернёмся к празднику. И пусть после этого мы будем разговаривать о чём-то другом, шутить или обсуждать что-то. Но направление уже задано. Праздник уже освятил наш стол.

Годовщина Куликовской битвы

А ещё мы можем вспомнить, что именно на Рождество Богородицы произошло такое важное событие русской истории — Куликовская битва. Когда-то в России этот день был днём памяти героев этого сражения.

Может быть, мы просто напомним детям об этой годовщине. А может быть, это будет для нас поводом сделать небольшой экскурс в историю. Рассказать детям и про монголо-татарское иго, и про преподобного Сергия Радонежского, и про Димитрия Донского, и про саму битву — поединок Пересвета и Челубея, про засаду боярина Боброка Волынского. Можно почитать книги, посмотреть иллюстрации, включить видео — и фильмы, и мультики. Так мы не просто «пройдём» что-то из отечественной истории, но практически отметим эту годовщину, как наш праздник. А значит, введём наших детей в нашу историю.

И так получится, что наши праздники — не только вхождение в мир Церкви, в культуру Православия, но и вхождение в культуру русской истории. Так мы даём нашим детям образование. В данном случае — не систематическое, конечно. И его нельзя назвать достаточным или полным. Но это уже формирование личности. Формирование культуры. Культуры человека, «корни» которого уходят в глубь веков. Культуры, в которой вообще есть эти самые «корни».


+ + +

Может быть, так, может быть, иначе — но мы празднуем каждый год это чудесное событие, Рождество Пресвятой Богородицы. Так мы проводим этот день. И не только этот день — но и последующие дни, до церковного «отдания» 25 сентября. Праздничных застолий, конечно, уже больше не будет, и школы, и секции, и курсы у нас пойдут по расписанию, и работа — тоже полным ходом. Но все эти дни перед едой мы будем петь тропарь празднику. Кстати, 22 сентября мы, скорее всего, споём не тропарь, а кондак — потому что это будет день памяти родителей Богородицы, а кондак прославляет именно их.

Так, повторением и «погружением в тему», мы будем закреплять полученные знания о библейских событиях. Так мы будем приобщаться церковной жизни. А на этот раз — ещё и к истории нашего Отечества.

А ещё мы, родители, будем, наверное, в эти дни молиться святым праведным родителям Пресвятой Богородицы. Которые показали нам,откуда берутся дети. Показали, что детей даёт нам Бог. Как радость. О которой можно мечтать, которую можно вымаливать у Бога. Радость, которой мы не всегда радуемся. Наверное, потому что нам, многочадным, трудно вообразить несчастье бесплодия. И трудно помнить о том огромном счастье, которое нам даёт Господь — счастье носить малыша, слушать, как он шевелится внутри где-то там внутри тебя.

А ещё этот праздник, конечно, о молитве. О том, что молитва родителей о детях имеет огромную, реальную силу. Но только в том случае, если мы и сами будем трудиться — если сами действительно будем заниматься воспитанием наших детей.

О том, как соотносятся старания родителей о воспитании детей и родительская молитва, обстоятельно высказался святитель Иоанн Златоуст. Одну из своих бесед о воспитании детей он закончил словами:

«Итак, позаботимся о женах, будем особенно предусмотрительны в отношении к детям, домашним и к себе самим; когда же начнем приводить в порядок и себя и их, то станем молить Бога, чтобы Он помог нам в трудах наших. И Он поможет, когда увидит, что мы об этом стараемся, к этому прилагаем свои заботы; если же мы ничем не заняты, то и Он не подаст нам Своей помощи.

Ведь не тогда Бог дарует нам помощь, когда мы спим, но когда и сами мы трудимся. Помощник помогает не праздному, а тому, кто и сам работает. Впрочем, благой Бог силен сам Собою совершить дело, чтобы все мы сподобились наследовать обетованные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому с Отцом и Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков"[4].


Примечания:

[1] Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М.: Мартис, 1993. С. 89.

[2] Куломзина С.С. Там же. С. 90.

[3] Сухинина Н.Е. «Услышана молитва твоя!.. У тебя родится дочь!» Рождество Пресвятой Богородицы//www.russdom.ru

[4] Иоанн Златоуст, свт. XXI беседа на послание к Ефесянам.

http://www.pravoslavie.ru/106 469.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика