В Евангелии есть такой повторяющийся момент: Иисуса Христа не узнают. Воскресшего Иисуса Христа не узнают. Вот Он является апостолам, как описано, на озере Тивериадском, у Иоанна. И они не узнают его, только Иоанн его узнал. Не глазами — сердцем. И говорит Петру: «Это Господь». И Петр, бросаясь из лодки, плывет к Нему. И когда они обедают перед Ним, никто не смеет спросить Его: ты кто такой? Все знают, что Он Господь. Но глазами они Его не узнают. Потом у Луки описывается его разговор с Каллиопой и воскресшим Христом. Он идет с ними, беседует с ними. А они не узнают Его голоса, ничего не узнают. И только когда Он ломает перед ними хлеб, совершается квазиевхаристическое действие — они Его узнают, им отверзаются очи. И таких моментов несколько.
В Евангелии возник вопрос: что такое, не узнавали, как это, не узнавали? И вот, косвенный ответ на этот вопрос, это очень важный вопрос. Потому что если бы Христос вечно являлся всем в таком облике, в котором мы привыкли Его видеть, разделенные власы, малая брада, добрые глаза, белый хитон и благословляющие персты, — тут было бы раздолье для клоунов. Тут бы нашлось множество всяких ходящих лже-Христов. Не по водам ходящих, а по асфальту.
А нам нужно узнать Его. С одной стороны, для того, чтобы мы видели Христа в каждом человеке. Потому что лицо другое — а это Христос. И то, что вы сделали одному из меньших Моих братьев — это вы Мне сделали.
Нужно Христа видеть, невзирая на телесные черты. И очень важно понять, что, воскреснув, Христос вошел в иную реальность, и ввел нашу плоть, нашу телесную природу в нечто другое. Он стал другим. Потому что Он обновился, обновил нашу природу Воскресением своим. И в Преображении Господнем как раз описывается, когда Моисей и Илья с Ним беседуют, явившиеся из других мест и миров, и Петр, Иаков и Иоанн с Ним беседуют, и написано, что бысть видение лика Его ино. То есть было лицо Его иное. Они видели Его непривычным. Одежда выбелилась, как снег. И лицо его меняется, молниевидно меняется. Как на солнце, если присмотреться немножко, по нему огни кругами ходят. То есть оно меняется.
Так и меняется лик Христа — и они не понимают, кто это. Знают, что это Он, но Он совершенно теряет фотографические черты похожести с собою самим еще полчаса назад. До этого Он был доступный, смотрели, видели, держали за руку, тормошили Его в лодке: вставай, говорят, мы погибаем, нас волны заливают. А здесь вдруг они видят Его — и это не Он. Так бывает и с людьми нормальными, обычными людьми.
Например, описывается Алексей, Божий человек, что он много лет прожил у ворот своего собственного дома. Но после многих лет странствий, вернувшись, он стал другим, не только грязным, обросшим волосами, но и телесно другим, измененным подвигом и жизнью, что его не узнавала родная мать. Материнское сердце молчало, видя этого странника под воротами собственного дома. Другой человек.
Так бывает, встречаешь из прошлой жизни товарища — он другой. И ты другой. Смотрят друг на друга, говорят: ты ли, не ты ли? Это ты, что ли? Вот это вот изменение, иногда временнОе, иногда благодатное, оно сопутствует человеку. И заметьте себе, что действительно мы Христа должны узнавать не по чертам лица. Мы должны Христа узнавать в Духе Святом, по благодати. И в каждом ближнем должны стремиться видеть Христа. Независимо от того, что каждый из нас вообще на Христа не похож. Ничем. Никак.
А тем не менее глядишь на ближнего — а это Христос. В этом есть одна из сторон таинственной христианской жизни.
https://tsargrad.tv/articles/pochemu-hrista-ne-uznavali-2_85 111