Русская линия
Пресс-служба Одесской епархии05.10.2005 

Заявление пресс-службы Одесской епархии

Как уже сообщалось в средствах массовой информации, глава Одесской облгосадминистрации В. Цушко 27 сентября встретился с Апостольским нунцием в Украине архиепископом Иваном Юрковичем и епископом-ординарием, управляющим Одесско-Симферопольской диецезией Римо-Католической Церкви Брониславом Бернацким. В ходе беседы представители Ватикана высказали просьбу о возвращении помещения в Одессе, которое когда-то принадлежало этой Церкви, чтобы открыть в нем духовную семинарию для подготовки священников.

Почему служители папского престола зачастили в Одессу, где католиков всегда было весьма немного? Для кого открывается семинария, и кто в ней будет учиться? Попробуем ответить на эти вопросы.



Последние события наглядно показывают, что опасность католического прозелитизма в Украине отнюдь не безобидна. Сегодня, воспользовавшись, как всегда в истории, смутным временем и ослаблением нашего многострадального Отечества, Ватикан осуществляет очередной натиск на Восток, на Православие: в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия на Западной Украине произошел наглый насильственный захват униатами православных храмов, осуществленный по благословению Папы; в 2002 году учреждены новые католические епархии, в том числе и у нас в Одессе. Напомним, что до 1917 года на территории Российской империи существовала только одна католическая епархия в Могилеве. В Одессе же ее никогда не было. А вот теперь — сообщение о возможности открытия католической семинарии в нашем богоспасаемом граде. И это при том неоспоримом — даже для самого Ватикана — факте, что подавляющее большинство украинских католиков проживает в трех западных областях страны — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской.

В католицизме богословие и политика связаны нераздельно учением о «первенстве и непогрешимости Римского первосвященника» — «Наместника Христа на земле». Более десяти веков было потрачено на установление господства Римского Папы над всеми христианами, однако, без покорения «схизматиков», как католики называют православных, Рим не может считать это дело завершенным или хотя бы наполовину успешным.

Если до 1917 года все мечты Рима об обращении нашего Отечества в католичество оставались бесплодными ввиду величия и значения Православной Церкви в жизни страны, верности православного народа Церкви, то после революционного большевистского погрома, по словам церковного историка К. Н. Николаева, «из хаоса и кровавого тумана пред взором Рима, устремленным на Восток, подымалось видение новой России, России католической».

Заслуженный профессор и богослов Н. Н. Глубоковский заявлял тогда, что «Рим кружится, как изголодавшийся волк, и готов пожрать, как свою добычу, погибающее Православие».

В то тяжелое время Святейший Патриарх Тихон в своем воззвании от 1 июля 1923 года писал: «Пользуясь происходящею у нас неурядицей в Церкви, римский папа всячески стремится насаждать в Российской Православной Церкви католицизм».

Известный русский философ Иван Ильин так свидетельствовал о настроениях, которые царили в то время в умах католических иерархов: «Сколько раз за последние годы католические прелаты принимались объяснять мне лично, что „Господь выметает железной метлой православный Восток для того, чтобы воцарилась единая католическая церковь“. Сколько раз я содрогался от того ожесточения, которым дышали их речи и сверкали их глаза. И, внимая этим речам, я начинал понимать, как мог прелат Мишель д’Эрбиньи, заведующий восточно-католической пропагандой, дважды (в 1926 и 1928 году) ездить в Москву, чтобы налаживать унию с „обновленческой церковью“ и „конкордат“ с марксовым Интернационалом, и как мог он, возвращаясь оттуда, перепечатывать без оговорок гнусные статьи Ярославского-Губельмана…»

Самым позорным для Рима фактом было добровольное братание в 20-х гг. с богоборческой большевистской властью в то самое время, когда тысячи православных священнослужителей и мирян заполняли советские тюрьмы и лагеря. Рим в это время высоко оценивал «заслуги» большевистской революции в разрушении «схизматической» Церкви. Некоторые католические деятели говорили тогда открыто о «религиозной миссии антирелигиозного большевизма», расчищающего путь для постепенного перехода русского народа под омофор римского первосвященника.

В настоящее время масштабы католической агрессии в Украине просто поражают. Если еще несколько лет назад Ватикан утверждал, что его деятельность направлена якобы только на окормление проживающих в нашей стране униатов из Галичины и немногочисленных поляков, литовцев и немцев, то теперь, укрепившись, он не скрывает, что главная его цель — окатоличивание нашего православного народа.

Серьезную обеспокоенность нарастающей экспансией римского католицизма неоднократно высказывал и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Произошел в буквальном смысле слова разгром православных епархий во Львове, Тернополе и в Ивано-Франковске. Происходило это на волне дикого национализма, с помощью военизированной организации УНА-УНСО. Изгонялись православные из своих храмов, избивались священнослужители, осквернялись святыни. Это можно было бы еще представить в период средневековья, но чтобы это происходило в XX веке в отношении „Церкви-сестры“ — не укладывается в сознании. На территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана осуществляется прозелитизм — что тоже не может иметь место в отношениях между Церквами-сестрами. Идет католическая экспансия…» (Из интервью Патриарха Алексия II обозрению «Радонеж»).

Таким образом, действия католической стороны «красноречиво свидетельствуют о ее намерении распространять свое влияние на Восток. Иного результата, кроме недоверия и отчуждения между нашими Церквами, подобная политика руководства Римско-католической церкви иметь не может», подчеркивается в специальном заявлении Русской Православной Церкви от 30 июля 2004 года по поводу прозелитизма Ватикана.

16 августа 2005 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви, проходивший под председательством Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Руси, выступил с заявлением, в котором нынешняя политика Ватикана на Украине расценивается как «открытый вызов вероисповедному самосознанию православных украинцев, который провоцирует социально-политическую нестабильность и нестабильность на религиозной почве. Такое намерение расценивается нами как экспансия и проявление агрессивности. Из памяти православных верующих еще не стерлись события начала 1990-х, когда при бездеятельности, а нередко и при прямом попустительства местной власти в Галиции были разгромлены три православных епархии».

Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, постоянный член Священного Синода УПЦ неоднократно заявлял о недопустимости католической экспансии на юге Украины, о негативных последствиях прозелитизма, выражаемых в подрыве стабильности межконфессиональных отношений в нашем регионе, где всегда мирно и добрососедски жили представители многих вероисповеданий.

Признавая нарастающую опасность расширения влияния католичества в нашем городе и регионе, мы еще раз предостерегаем представителей Ватикана от недружественных провокационных акций, подобно вышеупомянутым заявлениям о возможности открытия в Одессе католической семинарии.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика