Русская линия
Русская линия Ксения Балакина11.07.2017 

О школах воскресных…

«Ни одна из Поместных Церквей не решала задачи столь масштабного уровня в области приходского образования за всю свою историю».

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий,

председатель Синодального отдела РОиК.

Первая воскресная школа на Алтае была создана более 25 лет назад. С тех пор православные школы появились практически на каждом приходе. Чем и как живут приходские школы сегодня, какие у них проблемы и перспективы? — эти и многие другие вопросы обсудили православные педагоги на семинаре, который прошёл в рамках проекта «Ко Христу — вместе!», поддержанного Фондом «Соработничество».

В докладах на пленарной части семинара были обозначены разные проблемы, с которыми сталкиваются воскресные школы сегодня. Эти проблемы условно можно разделить на 4 большие группы:

1. Неполное осознание сути и механизмов деятельности школ, выраженное, в том числе и в нормативных документах.

Когда полтора года назад до приходов довели «Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», было от чего прийти в уныние.

Систему воскресных школ предлагалось строить по типу общеобразовательных. С первого класса очень много часов отводилось на изучение церковного пения и церковнославянского языка почти по семинарским программам. От осмысления этих документов возникала тихая паника и мысль: «это что, диверсия?». Было очевидно, что такие нововведения просто разрушат то, что есть и не дадут построить ничего нового. Ведь цель воскресных школ не просто дать детям сумму знаний, а помочь им органично войти в Церковь, найти в Ней своё место, построить живые отношения с Богом.

Тогда же была проведена аттестация воскресных школ, показавшая неподъёмность новых требований. Слава Богу, мнения священнослужителей, педагогов об этих документах и возможных последствиях их повсеместного внедрения были услышаны, и 9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил новое Положение, регламентирующее организационные принципы работы воскресных школ, и новый Стандарт, определяющий содержание и объём их деятельности. Знакомство с этими документами даёт возможность смотреть в будущее с гораздо большим оптимизмом.

Воскресным школам предоставлено право самостоятельно определять темп и порядок прохождения курсов в рамках Стандарта, в связи с чем, сетка часов учебного плана Стандартом не регламентируется. Обращается внимание на то, что все занятия в воскресной школе должны осуществляться в формах, направленных на приобщение к богослужебной, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся, прежде всего, в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках, и развитие интереса к ней.

Как будет работаться приходским школам по новым документам, покажет время.

2. Не блестящее материальное положение приходов и, как следствие, воскресных школ.

Приходится констатировать печальный факт, что материальное положение большинства приходов Церкви за последние 5 лет ухудшилось. В связи с экономическим кризисом уменьшается количество благотворителей и размеры пожертвований. Увеличиваются налоги и платежи. В результате сокращаются средства, которые приход, еле-еле сводящий концы с концами, может выделить на содержание воскресной школы. Поэтому приобретение новых пособий, книг, технических средств обучения, материалов, необходимых для культурно-массовой работы становится несбыточной мечтой. Так же, как оборудование и оформление учебных помещений, оплата труда педагогов.

В то же время от приходов требуется регулярная отчётность о деятельности приходских школ и проведение целого ряда обязательных мероприятий, что при отсутствии средств и ресурсов часто приводит к «имитации деятельности».

Всё это не может не вызывать серьёзной озабоченности и тревоги.

3. Отсутствие достаточного количества учебников и методических пособий для качественного преподавания.

Надо отметить, что «линейка» учебников, по которым можно было бы последовательно, не «изобретая велосипеда» работать педагогу на православном приходе с детьми от младенчества до юности пока не создана. В настоящее время разрабатывается Единый учебно-методический комплект для воскресных школ, но, к сожалению, этот процесс затягивается на неопределённое время.

На сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации размещено объявление о сборе средств на разработку учебно-методического комплекта к курсу «Закон Божий» для воскресных школ в соответствии со Стандартом. Сделать эту разработку планируется исключительно за счёт пожертвований благотворителей. Всего необходимо около 4 миллионов, из которых на сегодняшний день собрано около 600 тысяч.

Как долго будут собираться эти деньги, как скоро этот комплект увидит свет и, самое главное, когда по нему смогут работать в отдалённой российской глубинке — вопрос насущный. А ещё немаловажен вопрос ценовой доступности: смогут ли малые приходы приобрести этот комплект?

Кроме того, этот комплект разрабатывается только для курса «Закон Божий». Совершенно очевидно, что нужны учебники и для других предметов, преподаваемых в воскресных школах, особенно для старших школьников.

Хорошим вариантом, удобным и доступным для всех педагогов, было бы размещение на сайте Отдела религиозного образования в свободном доступе электронных версий учебников с приложением иллюстраций. Однако, к сожалению, пока речи об этом нет.

4. Недостаточное понимание, как и чем заниматься в воскресных школах с подростками.

Этому вопросу на семинаре было уделено особое внимание. Было подчёркнуто, что часто вчерашние малыши, с радостью и удовольствием ходившие в воскресные школы, подрастая, уходят. И из школы, и из Церкви. Как быть? Чем с ними заниматься? По каким программам и учебникам? Как не превратить приход в «православный дом пионеров», где главным становится привлечение и развлечение, а не путь к Богу?

Как реально любить подростков и до каких пределов терпеть подростковое самовыражение? — все эти вопросы сегодня ещё только ждут своего решения. На отдельных приходах методом «проб и ошибок», более или менее успешно работа движется. И на семинаре были представлены её различные варианты. Большой интерес собравшихся вызвали мастер-классы успешно работающих педагогов по созданию военно-патриотического клуба, мастерской керамики, театральной студии, видеомастерской, киноклуба.

Благодаря формату мероприятия у его участников была возможность не только поработать в конференц-зале, но и неформально пообщаться, обсудить возникшие вопросы за чашкой чая. А вечером, когда закатное солнце особенно красиво отражается в Катунской воде, общение продолжилось около костра. Оказалось, что батюшки, присутствовавшие на семинаре, имеют опыт работы с подростками «в природных условиях» — когда-то, до священства, они работали в детских лагерях и на турбазах. Весьма своевременной оказалась гитара, и все с удовольствием пели песни — духовные, народные, туристские. Особенно дружно и слаженно звучала песня, выразившая общее настроение: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»

В таком формате педагоги школ епархии собрались впервые за 25 лет. И совершенно очевидно, что подобные встречи — с возможностью неформального общения, с культурной программой, с программой отдыха — очень полезны и важны для педагогов.

Ксения Балакина, педагог воскресной школы с. Майма, Республика Алтай

https://rusk.ru/st.php?idar=78504

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru