Русская линия
Русский Афон10.07.2017 

Закарпатский святогорец схиархимандрит Гавриил (Легач)

Закарпатский святогорец схиархимандрит Гавриил (Легач)9 июля — день преставления схиархимандрита Гавриила (Легача, 1901−1977), игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.

Все, кто его знал, говорили о его особом трудолюбии. Если отец Гавриил не был в храме или на келейной молитве, то непременно был занят трудом. Он позволял себе лишь незначительный отдых ночью. Более чем за 50-летнюю жизнь в обители не было случая, чтобы он празднословил.

Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон схиархимандрит Гавриил (в миру Георгий Васильевич Легач) родился в крестьянской семье в 1901 году в селе Копашнево Хустского уезда Мармарошской губернии, что на Закарпатье (на тот период в составе Австро-Венгрии, позднее — Чехословакии, ныне — Закарпатская область, Украина).

Отца звали Василий, а мать — Марией. Получил неплохое домашнее образование. Родной дед научил его читать и писать. При хорошей памяти он за короткое время освоил то, что могло ему дать образование на дому.

Следует отметить, что находясь под властью Австро-Венгрии, Православная Церковь в Закарпатской Украине после насильственного введения в 1646 году Ужгородской унии была полностью уничтожена. В крае вплоть до начала ХХ века не существовало ни одного православного прихода, не говоря о монастырях. Их возрождение непосредственно связано с влиянием Святой Горы Афон и в частности Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.

В последнем, 8 июля 1908 года, принял Святое Православие будущий апостол Закарпатья А. Кабалюк, ныне известный как преподобный Алексий Закарпатский. Приняв Православие и причастившись Св. Таин, он получил тогда из рук архимандрита Свято-Пантелеимонова монастыря Мисаила афонскую икону Божией Матери «Акафистная» со словами «Примите от меня эту икону Божией Матери и отвезите её в свой край как благословение Святой Горы». На обратной стороне иконы было написано:

«Святая Афонская Гора 1908 года июля 8 дня. Сия святая Икона Пресвятыя Богородицы, подобие видом и мерою чудотворной Афонской Зографского монастыря, писана и освящена на Афоне и даруется от игумена русского Афонского Пантелеимонова Монастыря архимандрита Мисаила со всей о Христе братиею нововозсоединившемуся с Святою Восточною кафолическою Православною Церковию во святой обители нашей, отныне духовному сыну нашему, рабу Божию Александру Кабалюку, жителю и подданному Австро-Унгарии во благословение ему от святыя Горы Афонския — земнаго удела Царицы Небесныя н нашей священной обители во имя святого и славного Великомученика н Целителя Пантелеимона, в благодатную ему помощь от всяких бед, зол и напастей, от всяких врагов видимых и невидимых и во укрепление его в торжественно данном им обещании даже до смерти быть верными н послушным Святой Апостольской Православной Восточной Церкви, ея же Глава есть Всесвятой Господь наш Иисус Христос. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси раба Твоего. Мати Божия, просвети всех заблудших».

С этого акта, по благословению старцев Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, началось возрождение Святого Православия в Закарпатском крае, которое возглавил преп. Алексий (Кабалюк).

В 1910 г. преподобный Алексий уже в сане иеромонаха вновь посетил Святую Гору. Здесь игумен Свято-Пантелеимонова монастыря Архимандрит Мисаил радушно принял его, разрешил служить в монастыре, а также добился разрешения у Протата Святой Горы на служение о. Алексия и во всех монастырях и скитах Афона. Четыре месяца преподобный жил на Афоне, пока в начале 1911 года не получил от архимандрита Мисаила официальное удостоверение о том, что он является насельником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. После этого он отбыл в Константинополь к Вселенскому патриарху, а от него обратно на родину.

преподобный Алексий (Кабалюк) Закарпатский Карпаторусский

Таким образом, как отмечает Игорь Якимчук, Святая Афонская Гора имела самое непосредственное отношение к возрождению Православия на карпатской земле. Ярким примером тому является Послание закарпатцам от Святой Горы Афонской, подписанное игуменами Свято-Пантелеимоновского русского монастыря, Свято-Андреевского и Свято-Ильинского скитов — архимандритами Мисаилом, Митрофаном и Иоанном. Вот его текст:

«Утверждайтесь в Святой Православной вере! Бережно храните дарованное вам туне неоценённое сокровище! Проникайтесь духом православным! Очищайте обряды восточные от западной порчи, которой засорили их латиняне! … Вас называют греко-католиками, а на Великом входе за литургией поминают „православными“. Почему же вас, русских, именуют греко-католиками? Потому что вы приняли веру от греков. Значит, какая вера греческая, такая должна быть и ваша. Знайте же, что греки никогда не были католиками, а хранили всегда и днесь хранят в полной неповреждённости и чистоте Святую Православную Восточную Кафолическую веру. И у нас, на святом Афоне, много греческих монастырей, и все они православные и Римского Папу не признавали и не признают. Греков называют православными все народы мира, а с греками и всех других, исповедывающих вместе Восточную веру, как то: русских, сербов, болгар др. Двух Православий быть не может: или православный весь Восток, а вас католики держат обманом в заблуждении; или только вы, малая горсточка униатов — православные, а все — греки, русские, сербы, болгары, словом, весь древний православный Восток, — ложно присвоили себе это наименование… Ваше обращение в дом Отчий, — в лоно Православной Церкви, послужит искупительной жертвой не только вашего личного греха — заблуждения, но и ваших предков, 300 лет назад, по своему неведению и простоте, обманом же и насилием латинян отторгнутых от Тела Христова — Святой Церкви Православной. Ваши молитвы за них, освящаемые истинными таинствами святой Матери-Церкви Православной, будут возноситься к Богу как фимиам, Ему благоприятный, и дерзновенно ходатайствовать о помиловании и возвращении их на лоно Авраамово из огня геенского». (Гавриил (Кризина), игум. Православная Церковь в Закарпатье (век ХХ). Киев. 1999. С. 137−138.)

По словам исследователей, семена истинной веры, посеянные преподобным Алексием (Кабалюком) и его сподвижниками дали скорые и обильные всходы. В 20-е — 30-е годы ХХ века в карпатском крае наблюдается массовое возрождение Православия, расцвет монашеской жизни, основываются десятки новых православных монастырей, где вводятся строгие афонские уставы. Большинство этих новообразованных закарпатских обителей поддерживают тесные связи с Афоном, а наиболее ревностные искатели подвижнической жизни и сами уходят на Святую Гору, преимущественно в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где со временем начинают составлять весьма значительную часть братии. Особенно ярко это проявилось после богоборческой революции 1917 г. в России, когда закарпатский регион (оказавшийся за пределами СССР, в составе Чехословакии) остался единственным, откуда поступало пополнение соотечественников в число братии Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Так, только в 1920-е гг. в Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь поступило более 20 закарпатцев.

Одним из таких ревностных искателей подвижнической жизни был и будущий игумен Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Гавриил (Георгий Легач).

В 1924 году он вместе с группой молодых земляков прибыл на Святую Гору Афон, где 4 июня 1924 года поступил послушником в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Через два года, 24 марта 1926 года, в русской святогорской обители он принял постриг в рясофор с именем Гавриил, а 20 марта 1930 года — в мантию с тем же именем.

Первое послушание отец Гавриил проходил в кровельной мастерской. В этот период, потеряв связь с Отечеством, Свято-Пантелеимонов монастырь испытывал серьёзные материальные трудности. Поэтому многих монахов из обители отправляли для сбора пожертвований в Сербию, где находился центр русской эмиграции. Одним из таких посланников и стал отец Гавриил (Легач). Он установил очень хорошие контакты с Сербской Православной Церковью и приобрёл благосклонность отдельных её представителей. Там же в Сербии 22 июля 1937 года святителем Николаем (Велимировичем) он был рукоположен в иеродиакона. А 24 января 1949 года уже в обители он был рукоположен в иеромонаха.

Вернувшись из Сербии в обитель он продолжал выполнять послушание кровельщика. «С удивлявшим братию бесстрашием он выполнял работы по ремонту и окраске кровель. Монастырское начальство посылало его и на другие послушания. Все, кто его знал, говорили о его особом трудолюбии. Если отец Гавриил не был в храме или на келейной молитве, то непременно был занят трудом. Он позволял себе лишь незначительный отдых ночью. Более чем за 50-летнюю жизнь в обители не было случая, чтобы он когда-либо с кем-то празднословил. Отец Гавриил любил храм. Ежедневно, утром и вечером, он приходил в храм на службу. И если не был служащим-чередным, то пел и читал на клиросе. Он отлично знал Устав церковных служб и, в частности, усложнённый устав Пантелеимонова собора, где соединяются русская и греческая службы. Отец Гавриил свободно служил по-гречески, хорошо читал греческое Евангелие. Духовное руководство над ним имели старцы высокой духовной жизни. Отец Гавриил был инокоммолитвенником. Он всегда творил молитву Иисусову. В своей келье в ночное время почти не пользовался светом: молитвы келейного правила он прочитывал на память», — вспоминали о нём очевидцы.

Закарпатский святогорец схиархимандрит Гавриил (Легач)

В 1965 году отец Гавриил был избран наместником Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, помогая во всём старенькому игумену обители схиархимандриту Илиану (Сорокину).

После кончины игумена Илиана схииеромонах о. Гавриил был в числе претендентов на игуменство, но поначалу избран был не он, а прибывший из СССР архимандрит Авель (Македонов). Однако Священный Кинот не утвердил это избрание, поскольку о. Авель подвизался на Афоне ещё недостаточно времени. Поэтому вторично игуменом обители был избран о. Гавриил. Его интронизация состоялась 26 апреля 1971 года, а 13 мая он был возведён в сан архимандрита.

Годы его игуменства были очень непростыми. В обители, несмотря на поступление небольшого числа новых иноков, подвизалось всего 12−13 монашествующих. Политическая обстановка в Греции оставалась непростой: у власти стояла военная хунта (правительство «чёрных полковников»), продолжавшая политику недопущения новых иноков в славянские монастыри.

Новый игумен продолжил линию своего предшественника, схиархимандрита Илиана (Сорокина), укрепляя связи с Русской Церковью. В письме на имя Патриарха Московского и всея Руси Пимена от 9 сентября 1972 года схиархимандрит Гавриил писал:

«Наш монастырь находится в крайне затруднительном положении и особенно из-за неимения братства. С течением времени постепенно число братии уменьшается — старики вымирают, а пополнения нет. Такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадёжность. Мы, зная любовь русского народа к Святому Афону, верим и надеемся, что Вашим Святейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставался и продолжал своё существование для утешения каждого верующего русского человека».

4 июля 1975 года по причине ухудшения здоровья и склонности к уединению схиархимандрит Гавриил подал прошение об уходе на покой. Новым настоятелем Свято-Пантелеимоновского монастыря стал архимандрит Авель (Македонов), а о. Гавриил помогал ему по мере своих сил.

Преставился схиархимандрит Гавриил 26 июня/ 9 июля 1977 года.

Подготовил Сергей Шмель

Использованы сведения из книги: Русский Афонский Отёчник XIX — XX веков. — Святая Гора, Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2012. — С. 504−506

http://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-monastyrya/gavriil-legach


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика