Православие.Ru | Протоиерей Игорь Рябко | 15.03.2017 |
2/15 марта Церковь прославляет икону Божией Матери Державная. История этой иконы может показаться фантастической, но это не вымысел. В день отречения императора Николая II от престола чудесным образом, по откровению, данному крестьянке, обретается икона Божией Матери Державная, с символами царской власти в руках. Когда всероссийский самодержец выронил из своих рук эти символы, их в тот же день подняла Матерь Божия.
Державная икона Божией Матери
Следовательно, власть земная и власть небесная, царство Божие и царство кесаря связаны между собой какой-то непостижимой для нас таинственной связью.
Я хотел бы начать свои размышления об этой связи с очень далёкого библейского прошлого. Избранный народ вывел из Египта Сам Яхве. У них не было царя, и их история называется Священной, потому что писал её не человек, а Бог руками человека. Осуществляет Яхве Своё правление с помощью Судей, избираемых Им Самим и угодных Ему вождей.
Судьи были предводителями племён, и их власть не была обусловлена никакими жёсткими человеческими факторами, династическим преемством и т. п. Это были харизматические лидеры, руководящие разрозненными еврейскими племенами. Но в стремлении сохраниться и получить какие-то гарантии безопасности Израиль пытается стать на путь устройства монархии.
Первой такой попыткой, хоть и неудачной, было царство Авимелеха, пытавшегося воцариться над несколькими центральными коленами. Книга Судей говорит о нём крайне неодобрительно, потому что он незаконно узурпировал власть, которую Бог осуществлял в Своём народе через Им Самим избранных судей.
Притча из книги Судей (9:8−15) — самый антимонархический текст не только в Библии, но и во всей мировой литературе. Наконец, в лице Саула идея центральной власти получает воплощение. Но династии Саула тоже не суждено было закрепиться в Израиле. На смену Саулу приходит династия Давида царя.
В политическом плане Израиль получает царя и такую же форму правления, «как прочие народы». Но в связи с этим с самого начала встаёт вопрос: а в чём же тогда проявляется Царство Яхве в Израиле? Монархия сменяет Теократию. Царь земной приходит на место Царя Небесного. Этот же вопрос встанет в самой трагической форме и в конце периода монархии — конце трагическом и бесславном. Вокруг вопроса, а где же место Бога в монархии Израиля, строится не только повествование книги Царств, но и всей Второзаконнической истории. Да, монархия дала Израилю власть, она принесла централизацию государству, но какой ценой? Ведь монархия входила в прямое противоречие с законами домонархического периода, которые были укоренены в Синайском законодательстве.
Законы, данные Яхве, пронизаны духом свободы — как для всего Израиля, так и для каждого его члена. Израиль как народ, освобождённый Богом от рабства, должен быть обществом, где рабство исключено как таковое. Равенство, точнее, социальная независимость — высшая социальная ценность. Поэтому и запрещаются такие вещи, как ростовщичество, то есть то, что увеличивает зависимость брата от брата, и т. д.
Законы Бога переводят вопросы собственности из сферы имущественной в сферу духовную. Право настоящей собственности принадлежит только Богу, а все израильтяне равным образом получили его временно и не могут иметь с этого проценты.
Нельзя никого порабощать и эксплуатировать (Лев:25,39−40), потому что, говорит Бог, «все вы — Мои рабы» (Лев, 25, 42−43). Чтобы не увеличивать зависимость друг от друга, предписано прощать долги каждые семь лет. А взаймы нужно давать из сострадания, с чистым сердцем, независимо от того, сколько времени осталось до субботнего года.
В юбилейный 50-й год восстанавливается семейная и земельная собственность. Это не давало возможность придти к власти семейным клановым монополиям на фоне обеднения всех остальных.
Отпуская раба в седьмой год, было необходимо снабдить его всем нужным для жизни. Все предписания говорили о том, что у Израиля в целом и у каждого израильтянина в отдельности должен быть только один Бог — Господь. Таково законодательное устройство государства, данное от Бога избранному народу. Прямой вывод из него один: не Израиль и не Царство «понад усе», а Бог!
Царская власть была прямой угрозой такому устройству. В 8-й главе 1-й книги Царств содержится глубочайшая критика царской власти. Монархия разрушила законы Яхве. Вместе с царём появился двор, появилась иерархия, началось расслоение на бедных и богатых, появился дорогостоящий административный аппарат с его постоянными интригами, классовое общество и прочее. Всё это и привело сначала к разделению, а потом и краху Израиля.
Зачем всё это я написал к празднованию Державной Иконы Божией Матери? Да всё очень просто. Власть монарха, Всероссийского Самодержца, его отречение от трона — это логический конец государства, которое постепенно теряло Бога. История Израиля повторилась в истории России. И не нарушение соборной клятвы 1613 года привело к трагедии страну, а постепенное обмирщение в ней духовных ценностей и ориентиров жизни. Власть в стране захватил бич Божий — филистимляне, эта «Божья саранча», посланная за отречение от Него. И так будет каждый раз. Если не одна, так другая саранча будет меняться у руля власти, пока народ не начнёт каяться и искать Бога, как это было в Израиле.
Скипетр и державу в Свои руки взяла Богородица, но эта власть — духовная. Мы должны определиться с тем, кому мы подчиняемся. Кесарю с его государственной символикой, гербом, флагом, законами и прочим. Или же Богу, согласуя жизнь с Его повелениями и указами. Да, мы, конечно же, будет платить кесарю то, что он хочет, но нельзя отдавать ему своё сердце. «Превыше всего» для православного христианина должен быть только Бог, а всё остальное намного ниже.
8 Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. 9 Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? 10 И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. 11 Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? 12 И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. 13 Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? 14 Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. 15 Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские.
http://www.pravoslavie.ru/101 858.html
8. Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами.
9. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам?
10. И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами.
11. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?
12. И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами.
13. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?
14. Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами.
15. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские.