Православие и Мир | Протоиерей Александр Ильяшенко | 16.09.2016 |
«Меня глубоко поразила полемика вокруг московской 57-й школы. Серьезные взрослые мужчины проявляют „мужскую солидарность“ и говорят, что они сами липнут, эти молоденькие ученицы. То есть они на стороне не благородных людей, а тех, кто „не дурак клубничкой на дармовщинку полакомиться“, забывая, что это не ягода, а живой человек, которого можно очень глубоко и на всю жизнь ранить. Такое потребительское отношение к человеку — повсеместно.» Сколько можно «проверять» отношения до свадьбы? Почему тот, кто говорит о сексуальной близости до брака — за двойные стандарты? Об этом размышляет протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва).
Художник Abraham Bloemaert
Техника безопасности
Священнику приходится общаться с самыми разными людьми. Как правило, в церковь человек приходит в трех основных случаях. Первый — когда он родился в традиционно верующей семье, и для него это естественно. Второй — в церковь приводит радость, например, крестины или свадьба. Но чаще всего человека в храм приводит горе.
Очень часто приходят девушки, женщины, у которых по тем или иным обстоятельствам не сложились личные отношения, это вызывает глубокое сожаление. Женщины нередко жалуются на бросившего их мужа, девушки — на свои первые неудачи, когда уже жизнь успела побить. Они изливают свое горе, ищут сочувствия и совета, что делать дальше. Это реальные страдания и настоящие переживания, очень глубокие и сильные.
Мужчины же просто не понимают, что они делают. Когда отношения развиваются, скажем, негативно, то вроде бы обе стороны одинаково неправы. Но все же, мужская и женская психология очень сильно разнятся, не зря американский психолог назвал свою книгу «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» — они действительно будто с разных планет. Говорят об одном и том же, совершенно по-своему относясь к предмету.
В отношениях женщина ищет семью (если речь идет не о каких-то развратницах). С самого детства девочки мечтают о том, чтобы иметь мужа, детишек, любить и быть любимой, чтобы в доме был уют. Это заложено в женскую природу. Я часто спрашивал у девушек: «Выйдешь замуж, будет всё хорошо, хотела бы детишек иметь?» И практически 100% опрашиваемых реагируют одинаково — непроизвольная улыбка и тихий ответ: «Да». Это настолько глубоко, сокровенно, драгоценно для женщины.
Но если такой вопрос задать молодому человеку, то, скорее всего, он покрутит пальцем у виска. Потому что мужчины, как правило, об этом не думают.
Так что в отношениях между мужчиной и женщиной, как правило, женщина ищет семью, а мужчина — женщину. Не эту, так другую. И поэтому он гораздо легче переносит разрыв.
Что делать? В том-то и дело, что не зря у нас есть заповедь «не прелюбодействуй». Это элементарная техника безопасности. Понятно, что девушки — прекрасные, привлекательные, вызывают определенные ассоциации и стремления у молодого полноценного и не привыкшего себя сдерживать человека.
Но хорошо бы, если бы наши дорогие мужчины поняли, что это, мягко говоря, не благородно — стремиться пользоваться женской красотой, используя женские слабости. А точнее, используя сильные стороны женщины, оборачивая их против нее. Речь о женском стремлении к семье. Да, говорят, что отношения вне брака начинаются с согласия женщины. Но она согласилась потому, что не может выдержать натиск своих именно благородных стремлений, а не каких-нибудь низменных.
Старорежимное мракобесие и мужчины-естествоиспытатели
В свое время великий социолог Питирим Сорокин провел исследования и пришел в ужас от того, что в Петрограде начала 20-х годов на десять тысяч заключенных браков — 93 развода. Он написал об этом статью и сказал, что современная форма брака позволяет любителям клубнички на законном основании удовлетворять свои аппетиты.
Великий демократ и либерал Владимир Ильич Ленин прочитал эту статью и в ответ написал свою, в которой сказал, что Сорокин — феодал, крепостник и дипломированный лакей поповщины. Думаю, что вся наша современная демократическая общественность согласилась бы с Владимиром Ильичом.
Попробуй священник встань и скажи: «Вступать в интимные отношения до брака, помимо брака — плохо», сразу начинается: «Конечно, попы такие-сякие, тянут нас назад». Вот недавно прозвучало, что священники рекомендуют молодым людям, соблюдая строгое воздержание, прожить до свадьбы примерно год, чтобы действительно узнать, что речь идет о глубоком, серьезном чувстве, а не о поверхностной влюбленности, которую вызывают молодые и эмоциональные люди по отношению друг к другу. Посмотрите, какой шквал возмущения поднялся!
Недавно приходит ко мне молодой человек, говорит, что живет с девушкой. Спрашиваю: «А чего не женитесь? Вы друг друга любите, правда же?» «Правда, — отвечает он. — Но надо еще проверить, насколько мы подходим для того, чтобы создать семью».
Оказывается, что «проверяет» он уже целых пять лет. И это в порядке вещей. А время-то идет, красота-то ее не вечная, и здоровье с годами лучше не становится. Он, видите ли, естество испытывает, естествоиспытатель, не может принимать непродуманные решения. Пять лет ему даже не хватило. Кто же он такой после этого? Для большинства сегодня — вполне нормальный человек. А что? Закон не преступает, человек взрослый, всё можно. А брать на себя ответственность — для чего? Ему и так хорошо. Глядишь, лет пять еще пройдет, он на другую, помоложе, променяет и дальше будет испытывать.
Я когда-то давным-давно прочитал рассказ, написанный до революции, — самый конец XIX — начало XX века. Убеленного сединами офицера спросили, что было самым трудным за его долгую и трудную воинскую жизнь. Оказывается, самое трудное было в ранней молодости, когда он только-только окончил воинское училище.
Его послали на погранзаставу в неприступное место. Орлиное гнездо, 50 казаков, он один офицер. А вокруг горы, пустыня и местные жители со своими нравами, что по эту сторону границы, что по ту сторону. Причем воюют друг с другом. То одни идут в набег, то другие. Своим он позволял ходить в набеги, а для тех, кто с другой стороны — держал границу на замке.
И вот как-то видит офицер: по узкой горной тропинке поднимается караван, впереди аксакал, несколько человек везут мешок на лошади. Поднимаются. Он их встречает, Восток — дело тонкое, — за стол сажает, угощает.
После еды гость говорит: «Ты нам друг, ты нам много помогал, мы тебе благодарны. В прошлый раз мы тебе барана привозили, а теперь — девушку, — слаще барана». И сами уехали.
Так вот самое трудное было этому молодому офицеру не притронуться к прекрасной молоденькой девушке. Это по-настоящему благородный человек.
Двойные стандарты
Меня глубоко поразила полемика вокруг московской 57-й школы. Серьезные взрослые мужчины проявляют «мужскую солидарность» и говорят, что они сами липнут, эти молоденькие ученицы. То есть они на стороне не благородных людей, а тех, кто «не дурак клубничкой на дармовщинку полакомиться», забывая, что это не ягода, а живой человек, которого можно очень глубоко и на всю жизнь ранить. Такое потребительское отношение к человеку — повсеместно.
Можно продемонстрировать элементарный психологический прием. Приходит парень, у него отношения с девушкой, может, она и не первая у него. Я говорю: «Хорошо, ты считаешь, что это в порядке вещей, все сейчас так делают. Посмотри кино, журналы — все только об этом и пишут, и говорят, и показывают. А теперь скажи, пожалуйста, пройдет время, ты женишься, дай Бог, родится у тебя девочка, доченька. Будет она расти, — сначала пухленьким бутузиком, потом в школу пойдет с бантиками в косичках, нежная, ласковая такая, будешь ты ее за ручку водить. Вот вырастет она, станет прекрасной девушкой. Вот ей лет 17. Представь себе, у нее роман и до постели дело дошло. Тебе, отцу, горько будет или нет?» Он задумывается и говорит: «Горько».
Тогда я резюмирую: «Хорошо, с твоей дочерью так крутить нельзя, а с дочерью других родителей можно, ты же это делаешь». Элементарные двойные стандарты.
У нас общество по этим двойным стандартам очень уверенно и хорошо живет. При этом ругают тех, кто тоже по этим двойным стандартам живет.
Чего тогда хорошего нам ждать?
Не мужественное отношение
Мне кажется, что в нашем обществе угасает по-настоящему мужественное отношение и к жизни, и к трудностям. Вспомним замечательное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня о купце Калашникове». За что купец убил Кирибеевича? За то, что тот приставал к его жене. Если ты смеешь приставать к чужой жене, то тебе придется за это ответить. Это нормально, хотя совершенно не толерантно, я согласен. В нашем толерантном обществе наше правосудие, безусловно, Калашникова бы осудило.
Но вот зариться на чужих жен, дочерей по нашим законам вполне допустимо. Почему? А потому, что если будет не так, тогда порно-шоу-наркобизнес понесет очень большие убытки. А убытков нельзя допускать. Вот они опять, двойные стандарты — деньги превыше всего. Но разве это нормально?
Поэтому, мне кажется, тут не может быть каких-то полутонов.
Мне кажется, речь идет о том, что нам нужно очень пристально взглянуть на самих себя, сделать очень серьезные выводы. Может быть, удастся восстановить гармонию в отношениях мужчины и женщины, и тогда наши дети будут другими, и детей в семье будет больше. Изменится отношение людей друг к другу, будет не таким потребительским. Тогда будут невозможны скандалы, которые произошли недавно в этой знаменитой школе. Тогда уйдут из жизни эти страшные двойные стандарты.
Подгтовила Ксения Голоко